18+
  • Развлечения
  • Искусство

От русского авангарда (Малевич! Кандинский! Альтман!) до советских киноафиш: главные выставки декабря 2022-го в Петербурге

Поделиться:

Русский авангард в Эрмитаже, персональный проект Александра Цикаришвили из арт-группы «Север-7», редко экспонируемая графика XVIII века, киноплакаты 1970–80-х и портреты с изображениями художников от Пикассо до Георгия Гурьянова — рассказываем про главные выставки декабря в музеях и галереях Петербурга.

предоставлено KGallery

Юрий Анненков. Портрет поэта М.А. Кузмина. 1919. 

«Мирон Шерлинг. Юрий Анненков. Борис Григорьев. Петербург — Париж», KGallery (16+)

Для себя галерея KGallery собозначает проект как «выставку года». Экспозиция посвящена сразу двум художникам-авангардистам — Юрию Анненкову и Борису Григорьеву. Оба писали в том числе портреты, иногда даже одни и тех же акторов начала 20 века. Например, фотографа Мирона Шерлинга, который, кстати, также прославился именно портретными снимками Репина, Шостаковича и многих других. На выставке показывают, как картины Григорьева и Анненкова (в том числе из частных коллекций!), так и кадры Шерлинга.

Подробнее здесь.

До 12 февраля, KGallery

предоставлено ЦСИ им. Курехина

Sarma, Анастасия Лоншакова

Фестиваль «Видеоформа 9», Центр современного искусства им. Сергея Курехина (18+)

Вообще «Видеоформа» — это фестиваль видеоарта с обширной программой, который проходит уже в девятый раз, но у него есть и своя экспозиция в Центре им. Курехина. Там показывают, например, работы Павла Семченко из инженерного театра «АХЕ», хореографов Саши Кукина и Ольги Цветковой, режиссера Антона Адасинского и многих других. Темой этого года стал танец во всех его формах.

Подробнее здесь

С 1 по 30 декабря, Центр современного искусства им. Курехина

предоставлено Эрартой

«Время летать: советский киноплакат 1970–80-х», Эрарта (16+)

В Эрарте собрали около 40 советских афиш. Это вольные фантазии художников по мотивам фильмов Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Фрэнсиса Форда Копполы, Милоша Формана, Питера Файмана и многих других. «Для художников, создававших киноафиши в то время, сложилась уникальная ситуация. Канон соцреализма уже не являлся доминирующим, а голливудские маркетинговые стандарты еще не пришли. Образовался временной промежуток, в котором авторы имели относительно высокую степень творческой свободы», — так о проекте рассказывают в самом музее.

Подробнее здесь. 

С 1 декабря по 26 февраля

Ирина Колпачникова, предоставлено ЦВЗ "Манеж"

«4 сезона. Туристический Петербург», «Манеж» (0+)

У здания «Манежа» открылся уличный проект, сделанный ЦВЗ совместно с Комитетом по культуре города. Инсталляции — аллегории времен года — созданы художником Романом Ермаковым. Они расположены в Александровском саду. Проходя вдоль здания Адмиралтейства, зрители могут переместиться из осени в зиму, из зимы — в весну, а из весны — в лето. Правда, увы, только мысленно.

Подробнее здесь.

С 1 декабря до 31 января, Александровский сад

предоставлено МИСП

София Азархи. Оскар Кокошка везет Альму Малер в Венскую оперу. 2022

«Портрет художника», Музей искусства Петербурга XX-XXI веков (16+)

В МИСПе показывают портреты художников (в широком смысле) из собраний 23 российских музеев и галерей. Это, например, вполне узнаваемые изображения Тициана, Эль Греко, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Владимира Маяковского, Сальвадора Дали, Оскара Кокошки, Исаака Бродского, Натана Альтмана и многих других. Есть портреты и современных живописцев — скажем, Георгий Гурьянов в образе «Строгого юноши» на картине Тимура Новикова (ее этим летом можно было увидеть в KGallery).

Подробнее здесь.

С 6 декабря по 26 февраля, Музей искусства Петербурга XX-XXI веков

предоставил Музей истории Санкт-Петербурга

Подлянский А.Ю. Петербург. Наводнение 7 сентября 1977 года. 1984 г.

«Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга», Музей истории Санкт-Петербурга (16+)

Путешествия во времени пока не изобрели, поэтому как портал в Ленинград 1950-х, 1960-х, 1970-х и 1980-х отлично работают, например, фильмы режиссеров «Ленфильма» той поры. А еще — живопись. Пейзажи тех годов собраны на выставке в Петропавловской крепости. Работы Евсея Моисеенко, Юрия Тулина, Людмилы Рончевской, Сергея Репина и других призваны показать, как наш город видели тогдашние его жители — при смене сезонов и в разные погодные условия. «Выставка дает возможность вспомнить об ушедшей эпохе, о прежнем Ленинграде, облик которого в течение четырех десятилетий изменился до неузнаваемости. Невский проспект с трамвайными линиями, Свято-Троицкая церковь на улице Марата, Успенский собор на Сенной площади — то, что было впоследствии безвозвратно утрачено, запечатлели на холстах ленинградские художники», — говорят в музее.

Подробнее здесь. 

С 6 декабря по 6 июня, Инженерный дом Петропавловской крепости

предоставлено Эрмитажем

Новый Завет. Москва : Печатный двор, 1702. 

«Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого», Эрмитаж (6+)

В один и тот же день в Эрмитаже открываются сразу две выставки, посвященные старинным книгам. Первая из них — о тех изданиях, что были напечатаны в 1689–1725 годах, то есть во время самостоятельного царствования Петра I (его 350-летие отмечается весь 2022-й). Здесь покажут (наглядно!), как менялось содержание текстов, а с ним и их форма: как в книгах светского характера вместо кириллического шрифта начал использоваться новый гражданский. Также посетители смогут увидеть типографский станок и гравюры тех времен.

Подробнее здесь.

С 7 декабря по 29 января, Арапский зал Зимнего дворца

© Российская национальная библиотека, 2022, предоставлено Эрмитажем

Жан-Батист Морван де Бельгард (1648–1734). Истинной християнин и честной человек, или Соединение должностей жития християнскаго с должностьми жития гражданскаго.Санкт-Петербург, 1742 г.
 

«Для любителей отечественной учености и просвещения. Эрмитажная и Публичная библиотеки. 1762–1862 годы», Эрмитаж (6+)

Вторая эрмитажная выставка для библиофилов, также стартующая 7 декабря, примечательна тем, что тут можно увидеть редкие издания из фондов самого музея и Российской национальной библиотеки. Это, например, Четвероевангелие с толкованиями 1061 года, Коран 1076-го, а еще книги из личных библиотек просветителей Вольтера и Дидро, уникальных собраний сотрудника русского посольства в Париже в годы Великой Французской революции Дубровского, горного инженера Фролова и историка Погодина.

Подробнее здесь.

С 7 декабря 2022 по 12 марта, Двенадцатиколонный зал

Marina Gisich Gallery

Экспозиция персональной выставки Александра Цикаришвили. 2022 г.

Александр и Лиза Цикаришвили. «Аллотриофагия», Marina Gisich Gallery (18+)

Проект в Marina Gisich Gallery — персональная выставка одного из основателей арт-группы «Север-7» Александра Цикаришвили, часть работ для которой была созданы в соавторстве с Лизой Цикаришвили. Вообще вынесенная в заглавие аллотриофагия — это расстройство пищевого поведения, при котором у человека возникает неконтролируемая тяга к поеданию несъедобного. Например, стекла, металла или пластика. Художники в своем проекте идут дальше и ставят вопрос, как быть, когда невозможно переварить реальность. И сразу дают ответ: ее надо поглотить — тем самым забыв.

Подробнее здесь

С 7 декабря по 18 февраля, Marina Gisich Gallery

предоставлено Эрмитажем

Пейзаж Василий Васильевич Кандинский 1913 г.

«Русский авангард. Искусство для нового мира», Эрмитаж (6+)

Блокбастер летнего сезона — коллекцию Сергея Щукина — в Манеже Малого Эрмитажа сменит новый хедлайнер: обширная выставка русского авангарда. Тут собрали чуть ли не всех его апологетов (и точно тех, кто знаком самой широкой публике): от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Родченко. При этом речь не только о самых хрестоматийных работах и одной лишь живописи (хотя «Черный квадрат», конечно, будет и в компании двух версий «Супрематизма», «Женского торса» и «Крестьянина в поле»). На выставке также покажут проекты росписей агитационного фарфора для Государственного фарфорового завода (тогдашнее название «ИФЗ»). Это работы Ивана Алексеева, Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Льва Бруни, Ивана Пуни, Иосифа Школьника, Анны Лепорской и многих других. А еще — образцы тканей, посвященные новому миру и тому, как «жить стало лучше, жить стало веселее» (шерстянка «Индустрия», ситец «Электрификация», фланель «Тракторы»), и реконструкции костюмов по проектам Родченко и Степановой.

Подробнее здесь.

С 8 декабря по 26 марта, Манеж Малого Эрмитажа

предоставлено 3120 Gallery

Работа Екатерины Ермолаевой

Екатерина Ермолаева. «[Не]совершенства», 3120 Gallery (6+)

Художница Екатерина Ермолаева принимала участие в создании эпизода Jibaro из третьего сезона хитовой анимационной антологии «Любовь, смерть + роботы» Netflix, фильма Ричарда Линклейтера «Аполлон-10½: Приключение космического века» (претендент на «Оскар»!) и концепт-арта для компьютерных игр Actvision. На персональной выставке Екатерины покажут ее живопись. Чаще всего это бытовые сюжеты вроде расставленных к чаепитию чашек, раковины в ванной или стульев с причудливыми ножками. Иными словами, то обыденное через что, если присмотреться, видна абсолютная, хотя и несовершенная красота мира вокруг.

Подробнее здесь

С 8 по 25 декабря, 3120 Gallery

предоставлено Эрмитажем

Зимний ансамбль: кафтан и камзол. Кафтан «саксонский» с отделкой серебряным галуном и мехом бобра (новодел). Западная Европа; Россия. 1710–1720-е.

Камзол из шелковой ткани с узором «бизар» Россия. Ткань верха: Франция.1705–1720. 

«Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого», Эрмитаж (6+)

Еще одно событие из линейки Года Петра I в Эрмитаже — выставка предметов его личного гардероба. Экспозиция покажет не только то, как разнообразно одевался первый российский император, но и развенчает миф, что он всегда ходил в военном мундире или одежде плотника. Это более 300 вещей от парадных костюмов и домашнего туалета до маскарадного платья, нижнего белья и обуви.

Подробнее здесь.

С 9 декабря по 31 декабря 2023-го, Галерея костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня»

предоставлено Beriozka

Анна Красная. В ожидании чуда. 2020 г. 

«Волшебный шатер», галерея Beriozka (6+)

Перед Новым годом и Рождеством хочется праздника, волшебства и прочих вещей, маркируемых одним словом: сказка. В проекте нового культурного центра Beriozka (он располагается на месте одноименного — и легендарного — советского магазина) собраны как раз работы современных авторов со сказочными сюжетами. Это, например, «Шар Птица» Алины Копейкиной, мечтательная «В ожидании чуда» Анны Красной и «Тортилла» Марины Икоку. Кроме того, тут покажут картины и советских художников по русским народным и литературным сказкам.

Подробнее здесь. 

С 9 декабря по 15 января, галерея Beriozka

предоставлено Русским музеем

Лемох К.В. Новое знакомство. 1885. 

«Дом и семья. Картины мирной жизни», Русский музей (6+)

Осенью в Русском музее стартовала выставка «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – ХХ века». Новый проект «Дом и семья. Картины мирной жизни» идет с ним в своеобразном диптихе. Это живопись о повседневности, рассчитанная на самую широкую публику. Никакой абстракции — только реализм и все вариации понятия «семейный очаг» в работах Крамского, Кустодиева, Лемоха, Маковского и других.

Подробнее здесь. 

С 16 декабря по 6 марта, Корпус Бенуа Русского

предоставлено Русским музеем

Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV – начало XVI в.

«Образ святого Георгия Победоносца в Древней Руси. Памяти Татьяны Борисовны Вилинбаховой», Русский музей (6+)

Татьяна Борисовна Вилинбахова в Русском музее заведовала отделом древнерусского искусства с 1981 года. Под ее руководством тут показывали нашумевшие в свое время проекты «Русские древности», «Из коллекций Н.П. Лихачева», «Искусство строгановских мастеров». А еще она написала книгу «Святой Георгий Победоносец». Неудивительно, что выставку икон и других предметов религиозного культа, объединенных его образом, в музее посвятили именно ей.

Подробнее здесь

С 22 декабря по 13 февраля, Михайловский дворец

предоставлено Русским музеем

Ерменев И.А. Поющие слепцы-нищие. Середина 1760-х. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть.

«Рисунки и акварели. XVIII век», Русский музей (6+)

Графику XVIII века из-за ее хрупкости экспонируют редко. Выставка Михайловском замке — шанс увидеть натурные штудии, наброски и этюды к живописным полотнам Антона Лосенко и Петра Соколова, эскизы будущих барельефов Михаила Козловского, серию типажей нищих-слепцов Ивана Ерменева, а также видовые акварели Семена Щедрина и Михаила Иванова. Кроме того, тут покажут и работы иностранных мастеров – Жана-Батиста Лепренса, Франческо Фонтенбассо, Пьетро Гонзаги, Джакомо Кваренги, Тома де Томона и Иоганна-Фридриха Антинга: дружеские шаржи, эскизы театральных декораций и многое другое.

Подробнее здесь. 

С 23 декабря по 27 марта, Михайловский замок

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: