18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • ТОП 50 2022
Искусство

Кураторы проекта Hydra в «Севкабель Порту» — об экологии в арте, «комплексе бога» по отношению к природе и тревожности

Робототехнические инсталляции, цифровой луг и «моллюски» из переработанного пластика: Ольга Вад и Лидия Гуменюк выступили кураторами глобального проекта «Hydra: Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности»: выставку в «Севкабель Порту» посетило около 80 000 человек! Куратор Лизавета Матвеева обсудила с Ольгой и Лидией, как доходчиво говорить об экологии, кому нужны такие инициативы и какие проекты уместны сегодня.

Ольга Вад и Лидия Гуменюк вместе с идеологом «Севкабель Порта» Алексеем Онацко — лауреаты премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» 2022 года в номинации в «Искусство».

На Ольга Вад: платье Alexander McQueen, бомбер Rick Owens (все — ДЛТ)
Константин Рассохин

На Ольга Вад: платье Alexander McQueen, бомбер Rick Owens (все — ДЛТ)

Лидия Гуменюк
предоставлено Лидией

Лидия Гуменюк

Как появился проект? И почему вынесли слово «Тревожность» в название?

Ольга: Проект родился в коллаборации с «Севкабель Портом» из идеи сделать выставку про экологию, но сделать ее нестандартно, и из желания показать в России инсталляции, которые уже давно пора привезти. В частности, работу, которая была, можно сказать, хедлайнером выставки — это канадские художники Light Society и проект Whispers. Масштабная работа высотой более 6 метров, использующая реальные авиационные двигатели, которые генерируют ветер такой силы, что буквально сбивает зрителя с ног. Кроме того, Light Society делали визуальный ряд для Мадонны и Nine Inch Nails. Мы были уверены, что он надолго запомнится публике.

Лидия: Мы все привыкли исходить из позиции, что человек обладает фактически божественной силой и может поменять что-то в природе в плохую или в хорошую сторону. Наша задача была показать, что мы неспособны все контролировать. А тревога обычно возникает от потери чувства контроля. Природа сама умеет меняться и приспосабливаться. Так что сейчас вопрос экологии — это скорее вопрос выживания человеческого вида и его экосистемы. Мы хотели снять у человека его ощущение контроля и вернуть к антропоцентричности, но не в положении творца, а в положении того, кто находится сейчас, условно говоря, под прицелом.

Light Society (Канада). Инсталляция Whispers
Григорий Соколинский, предоставлено пресс-службой

Light Society (Канада). Инсталляция Whispers

Как тема экологии сейчас воплощается в российском искусстве?

Ольга: У нас это менее развито. Небольшое арт-комьюнити, меньшая осведомленность об экоповестке, фокус внимания сосредоточен больше на общефилософских и меньше на социально-политических вопросах, слабо развитая институциональная поддержка и арт-рынок. Нам хотелось большего присутствия российских художников, но мы делали фокус на эмоциональной вовлеченности зрителя, чтобы на выставке были не только исследовательские, сложные для восприятия проекты. Была необходима легкая точка входа, и очень часто это масштаб, спектакулярный ­формат высказывания и эффектные технологии. У российских художников часто нет возможности уделять достаточное время на исследование и доводить свои идеи до таких масштабов. Но мы очень рады, что получилось включить работы российских художников высочайшего уровня. Проект «Керосиновые хроники. Гриб» арт-группа «Куда бегут собаки», работающая в области art & science, придумала специально для Hydra. Это робототехническая инсталляция, работающая на авиационном керосине, зараженном грибком, об организмах, которые выигрывают от антиэкологичной деятельности человека, и о будущем коммуникации между человеком и машиной. Инсталляция The Day We Left Field коллектива TUNDRA, один из зрительских хитов выставки, с помощью света и звука погружает в состояние, похожее на наблюдение природных явлений, и заставляет задуматься о границе между цифровой и природной средами обитания. Инсталляция «Грязь» художников Recycle Group, однажды представлявших Россию на Венецианской биеннале, предлагает эстетизировать не самую привлекательную, но зато такую родную нам часть природного ландшафта и взглянуть на нее глазами машины. Видео «Гад» группы художников «Синий Суп» привносит необходимую для передачи особенностей петербургского контекста хтонь, а световая инсталляция Виктора Полякова «Интерференция» переносит нас в будущее, где мы пытаемся синтезировать природные явления с помощью технологических средств.


Что такое керосиновые грибы и при чем тут арт? Отвечают кураторы и художники выставки Hydra

Вы сопроводили Hydra масштабной образовательной программой. В чем была ее роль?

Лидия: Hydra получилась глобально про экологию, поэтому нам хотелось отдельно выделить экологические проблемы Петербурга. Другая задача была привлечь интеллектуальные силы, в том числе Тимоти Мортона или Джеймса Брайдла, чтобы обсудить с ними темы экологии и будущего человечества, поскольку мы опирались на идеи Мортона в концепции о действии человека как стихии, которую уже невозможно контролировать, и том, что надо немного расслабиться и перестать считать себя самым главным. Идея, что всё на планете связано, характерна для всей современной экологической мысли, но Тимоти Мортон, возможно, благодаря своему доступному языку стал самым популярным экологическим философом и предложил меньше тревожиться, паниковать и заламывать руки в самобичевании, а принять ситуацию грядущих глобальных экологических проблем и просто делать то, что возможно.

Ольга: Важно разносить разные сообщения по разным форматам. Выставочный проект — сложный медиум для того, чтобы что-то рассказать. Нужно, чтобы человек, пройдя выставку, запомнил основную идею. А вещи, которые усложняют эту структуру, можно выносить в образовательные форматы. Для широкой аудитории — лекции, для профессиональной аудитории, как мы делали, — лабораторию. Наша программа делилась на несколько блоков. В блоке про проблемы Петербурга обсуждалось водное биоразнообразие: мы встречались с Фондом друзей балтийской нерпы, вместе с программой ИТМО обсуждали проблемы сохранения водного наследия Петербурга — культурного и экологического. Был общий экологический ликбез: Ангелина Давыдова рассказывала про последние экологические решения ООН, также говорили про экологических мигрантов и способы мониторинга качества воздуха в городах, экономике экологии в Советском Союзе. Вместе с ААНИИ обсуждали глобальное потепление в связи с исследованиями Арктики и Антарктики. Был и art-блок с artist-talk’ами художников и круглые столы об art & science в Петербурге и об экологичном кураторстве вместе с финскими коллегами. Все записи, кстати, есть в YouTube-канале «Севкабель Порта».

Tundra (Россия). Инсталляция The Day We Left Field.
Григорий Соколинский, предоставлено пресс-службой

Tundra (Россия). Инсталляция The Day We Left Field.

Над чем вы сейчас работаете?

Ольга: Сейчас, конечно, грустное время рассказывать про планы. На фоне этого здорово, что этим летом состоится фестиваль Rosbank Future Cities, куда меня позвали в кураторскую команду. В пяти городах, среди которых Петербург, пройдут выставка победителей опен-колла и образовательная программа. Мы ожидаем проекты, которые работают с экологической повесткой в городе, но поскольку сейчас время не тонких художественных рефлексий, а прямых действий, мы просим художников в идеи инкорпорировать environmental action, то есть экологическое действие, которое может принести прямой эффект. Предлагаем художникам не только поднимать сложные философские вопросы, связанные с экологией, но и предлагать решения, насколько это возможно.

Лидия: У меня больше настрой к научной академической деятельности и преподаванию. За время практики накопилось много знаний, которые хотелось бы теоретизировать. Готовим с коллегами курс по работе с концептуализацией информации. Еще чуть-чуть участвую в лекционной программе резиденции «Биостанция» группы «Куда бегут собаки» в Колтушах.

Группа «Куда бегут собаки» (Россия). Проект «Керосиновые хроники. Гриб»
Константин Кондрухов, предоставлено пресс-службой

Группа «Куда бегут собаки» (Россия). Проект «Керосиновые хроники. Гриб»

Каким вы видите будущее новых медиа в контексте нашей сегодняшней дичайшей тревожности?

Лидия: Сейчас многие художники отказываются от художественных высказываний, потому что пока действительно сложное время для неоднозначных стейтментов. А хорошее искусство не может быть абсолютно однозначным — как лозунг. Личная позиция художника может, а произведение — нет, оно должно быть сложнее и восприниматься индивидуально. Восприятием можно манипулировать тоже, конечно, но делать это тонко и красиво, что сложно. Искусство всегда не про что-то вот одно, а и про что-то еще, еле уловимое, личное, и именно это неуловимое цепляет. Есть некоторая надежда, что, поскольку слова и документы на наших глазах постоянно дискредитируют, возможно, со временем хотя бы ощущения и переживания, которые способны передать новые технологии, смогут стать медиумом для передачи информации для размышлений.

Текст: Елизавета Матвеева

Фото: Константин Рассохин, Григорий Соколинский (фото работ)

Стиль: Дарья Пашина

Визаж и волосы: Оля Змеюка

Свет: Иван волков Skypoint

Шрифт tech (в журнальной версии): Настя Петяхина

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП 50 2022 СПБ
Материал из номера:
Июнь
Люди:
Лидия Гуменюк, Ольга Вад, Алексей Онацко

Комментарии (0)