18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Что такое керосиновые грибы и при чем тут арт? Отвечают кураторы и художники выставки Hydra

Эко-тревожность, Art&Science и, конечно, грибы! Редакция «Собака.ru» продолжает свою осеннюю грибную эпопею. На этот раз речь пойдет об искусстве: создатели робототехнической инсталляции «Керосиновые хроники. Гриб», участники арт-группировки «Куда Бегут Собаки» Алексей Корзухин, Наталия Грехова и Ольга Иноземцева поговорили с кураторами выставки Hydra в «Севкабель Порту» — Лидией Гуменюк и Ольгой Вад.

Rimini Protokoll «Win >< Win»

Rimini Protokoll «Win >< Win»

Выставка «Hydra. Эко-тревожность и Art&Science». Вообще про что это?

Кураторы: Эко-тревожность констатирует твое психическое состояние. Ты чувствуешь надвигающуюся угрозу, но у тебя не хватает информации для здравой оценки. Когда мы только на­чинали разрабатывать идею выставки Hydra, то точно знали, что не хотим выступить с алармистской позицией. Нам было важно нестандартное видение проблемы. Антропоцен — ужасно эгоцен­тричная концепция: представление о человеке, который может по своему желанию разрушать планету и «чинить» ее. На самом деле планета глобально сильнее, и главный вопрос экологии не про спасение планеты, а про спасение экосистемы, в которой обитает человек.

Сегодня в Art&Science многое связано с экологической темати­кой, поскольку художники работают с реалиями повседневности. Тут, с одной стороны, есть глобальная информационная повест­ка, от которой не уйти. А с другой — новые средства и инстру­менты, позволяющие увидеть масштабы влияния человека на экологию: карты пожаров, затоплений и так далее. Раньше не было возможности собрать всё это воедино в реальном времени и представить наглядно. К тому же развивается гражданская на­ука — с помощью большого числа участников мы получаем раз­носторонние сведения и big data, и картинка выглядит полнее.

«Куда Бегут Собаки»: Вообще сейчас интерес к экологии — наша неизбежность. В социуме возникают волны мыслей о какой-нибудь проблеме, и ты не можешь абстрагироваться, работает информационная чувствительность. Сейчас экология — новая политика или даже новая религия. В отношении к природе человек может совершить выбор в пользу варианта «не сделать чего-то, чтобы не сделать хуже», и здесь появляется парадокс свободы и несвободы: все, кто понимают свою свободу головой, принимают на себя ответственность. И здесь же понимают, что от природы им не освободиться в принципе: человечество — это ее часть.

Кураторы: Экологию даже можно назвать новой философией, ведь она про место человека в мире и его взаимодействия с ним, со всем другим живым и неживым. В проекте HYDRA нам удалось избежать традиционного упаднического нарратива.

«Куда Бегут Собаки» Проект «Керосиновые хроники. Гриб»

«Куда Бегут Собаки» Проект «Керосиновые хроники. Гриб»

«Куда Бегут Собаки». Проект «Керосиновые хроники. Гриб»

«Куда Бегут Собаки». Проект «Керосиновые хроники. Гриб»

Как найти и где искать керосиновый гриб?

Кураторы: Когда «Куда Бегут Собаки» предложили историю про керосиновый гриб, мы ужасно вдохновились! Это очень круто: ваш проект про организм, который только выигрывает на трэшовой и антиэкологичной деятельности человека. Почему вас заинтересовал керосиновый гриб?

«Куда Бегут Собаки»: Когда мы впервые о нем услышали, то первая реакция была: «Да ладно! Такого не может быть!» Мы много времени потратили просто на проверку того, что это не фейк, потому что все звучало совершенно безумно. А когда по­няли, что гриб реально есть, мы всерьез занялись этим явлением. С керосиновым грибом и вы­ставкой про экологию у нас все круто срослось – это же идеаль­ное несовпадение! Мы отнеслись к этому как к точке конфликта, который помогает проекту раз­виваться.

Кураторы: А у нас даже не было такого чувства несовпадения. Казалось подходящим, что выбран именно гриб — есть, конечно, разные другие суще­ства, бактерии, которые также питаются созданными человеком субстанциями. Но гриб живет на керосине, а керосин — это такой символ развития технологиче­ской цивилизации. Керосиновый гриб растет благодаря искус­ственной человеческой среде, но при этом и без людей он может адаптироваться к жизни. Есть масса организмов, которым наши экологические катастрофы не очень-то страшны: они жили до нас и будут жить после. И ваш проект как раз об этом.

«Куда Бегут Собаки»: Благодаря выставке Hydra мы вообще смогли наконец-то вырастить этот гриб! До этого мы читали о нем, долго воображали не весть что, но идея завести его была просто мыслимым где-то там событием.

Кураторы: Поиск гриба — это был целый квест! Отдельно ис­кали гриб, отдельно — керосин. Мы вышли для консультации на Анастасию Кривушину — кажет­ся, единственного специалиста по керосиновому грибу в России. Нашли учебные образцы культу­ры гриба. А старый керосин, ко­торый мог бы быть заражен этим грибом, мы искали у авиацион­ных реставраторов. Нам очень помог Илья Аксарин. В общем, способ через знакомых знакомых оказался гораздо эффективнее официальных запросов. Собрав образцы старого керосина, со­единили их с образцом культуры гриба. Эксперимент удался — гриб начал разрастаться не только мицелием, но и давать плодовые тела: скорее всего так вышло, потому что в керосине была и дргая культура гриба.

«Куда Бегут Собаки»: У нас была параллельная ситуация. Миколо­ги сказали, что мы можем брать банки с керосином, пропускать через него кислород — пробульки­вать его, и гулять с ним где-нибудь в лесу. Так гриб может зародиться внутри сам. Но всегда есть риск, что в керосине найдутся при­садки, а они гриб убивают, так что он нужен чистым. Мы живем в лесной местности, так что просто поставили банки у окна в тепле и включили компрессоры, кото­рые прогоняют кислород — всё по рецепту. А потом ждали! Мы даже толком не знали, как он выглядит, фотографии не передавали фак­тических масштабов. В итоге он разросся довольно сильно. У нас почти грибная ферма получилась. (Смеются.) Плодовые тела гриба мы потом рассадили. Кстати, у нас получился еще и керосиновый супермаркет — со всеми образцами старого и чистого керосина.

Tundra. Проект The Day We Left Field

Tundra. Проект The Day We Left Field

Грибы и роботы

«Куда Бегут Собаки»: Мы чаще всего работаем с цифровыми и техноло­гическими проектами, и некото­рым кажется, что эти проекты идут наперекор природе. Но у нас дру­гая позиция: мы думаем, что при­рода — это не только «зеленые» и живые вещи, но и неживое, циф­ровое, числовое. Есть много слоев, и однобокие заявления о «защите экологии» порой кажутся каким-то человеческим снобизмом — мы будто в такие моменты исключаем себя из природы. На самом деле мы, люди, полезны как часть единой цепочки.

Кураторы: Расскажите об альтерна­тивных способах коммуникации — это у вас одна из ведущих тем. И как вам удалось такую узкую тему про керосиновый гриб адаптировать для робототехнической инсталляции?

«Куда Бегут Собаки»: Удивительно, но первой мы смогли реализовать химическую коммуникацию, хотя это один из наших самых сложных проектов. Нам понравилось, что в вашей выставке про экологию можно сместить оптику на взгляд из­нутри того, кто должен реагировать на окружающий мир. Сигнальная система, как часть нейрофизиоло­гии, привела к сюжету про комму­никацию. А конкретно химическая коммуникация между живыми существами и машинами — наша давняя тема.

Кураторы: В вашей инсталля­ции есть роботы, и в устройстве каждого — резервуар с керосином и датчики, анализирующие данные о керосине. Когда гриб заражает керосин, тот меняет запах. Как происходит взаимодействие между роботами?

«Куда Бегут Собаки»: Да, у нас 4 робо­та. Стартовая ситуация одинакова для всех: мы распределили между ними плодовые тела и керосин в одинаковом объеме. Между робо­тами происходит внешний газоана­лиз — они ищут друг друга по запаху. Все данные робот получает от гриба внутри, что позволяет выбирать одну из нескольких стратегий пове­дения: охоту — активный поиск ис­точника керосина, или альтруизм — когда при избытке керосина робот готов поделиться с другим. Еще есть пассивное ожидание изменений — это когда роботы просто тупят.Под влиянием гриба робот стремит­ся выполнить задачу через комму­никацию. Тут возникает ситуация, когда роботы могут совпадать или не совпадать в сложении своих режимов. Иногда грибомашина го­това откликнуться на предложение откачать у нее керосин, а запроса со стороны другого нет. Или робот отправляет запрос откачать керосин у другого, но другие тоже находятся в режиме охоты. Может случиться и так, что они совпадают в стратеги­ях откачки и отдачи, но есть опре­деленный тайминг, и если откачи­вающий охотник не успеет вовремя забрать керосин, отдающий может просто уехать. Поэтому стыковки происходят тяжело и редко.

Кураторы: Запах оказывается ключевой точкой в коммуникации роботов?

«Куда Бегут Собаки»: Он очень важен. Чем чаще у робота откачивают керосин, тем проще найти его для откачки — пары керосина у него вытащены «наверх». К тому же запах — меняющаяся категория: он плавает, меняется концентрация. Так что система динамична: роботы все время перестраивают планы.

Виктор Поляков. Проект «Интерференция»

Виктор Поляков. Проект «Интерференция»

Сознание гриба. Прогнозы

Кураторы: У робота есть некий алгоритм, а у биологического компонента — нет, он непред­сказуем. Можно сказать, что из-за гриба есть иллюзия присутствую­щего сознания?

«Куда Бегут Собаки»: Ну, всякая иллюзия на стороне того, у кого эта иллюзия есть. (Смеются.) Нас завораживают сложные механиз­мы: делаешь всех одинаковыми и следишь, как их индивидуаль­ность проявится сама. Наши ро­боты были созданы путем грубой конвейерной сборки. А в итоге стали разными!

Кураторы: На выставке про живое самое сложное — это интеграция живых систем в экс­позиционное пространство. В них можно опереться на данные в самом начале, но потом оста­ется наблюдать за тем, что будет происходить.

«Куда Бегут Собаки»: Да, у нас, например, выделились очевид­ные лидеры и неудачники среди роботов. Заранее мы этого не предполагали, но в работе со сложными механизмами без единого центра управления так происходит всегда. Система замы­кается и начинает самостоятель­ное существование — понять, что в ней происходит, удается только после длительного наблюдения. Мы как раз сейчас этим занимаемся.

Кураторы: Интересно, что человек описывает поведение робота с моз­гом-грибом через призму собствен­ного поведения. Можно смотреть на роботов как на лидеров и неудач­ников, а можно иначе: возможно, гриб хочет расти, и когда появляется шанс передать ему нужный керосин, другие грибы устремляют своих роботов к нему.

«Куда Бегут Собаки»: Да, думать, что мы, люди, додумались, что там нужно этому грибу, — ущербная стратегия. Мы можем считать, что он хочет больше керосина для роста. Но что на самом деле думает гриб, никому неизвестно. Мы ведь и сами говорим: «Гриб хочет». Керосино­вый гриб может переключиться на то, что едят другие грибы, если закончатся люди и с ними произ­водство керосина. При любом рас­кладе он сильнее и к эволюционной борьбе готов лучше, чем мы. Гриб очень силен, это даже пугает. Но еще наш гриб очень поднимает настро­ение! Он спасает от «эко-паники»: благодаря ему люди понимают, что они несут не только смерть — куча страшных монстров и прекрасных чудовищных ребят расцветает бла­годаря человеческому существу. Так что мы тоже нужны вселенной.

Выставка «Hydra. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности» до 31 января 2022-го в «Севкабель Порту»

Текст: Анастасия Шевченко

Фото: Савелий Харламов

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)