18+
  • Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

Как овощи стали главным фетишем современных фуди

Время ущемления овощей вышло. Встречайте патиссон и редьку на вершине пищевой цепи: мы составили летопись восхождения капустного листа и моркови в главные фетиши современных фуди Петербурга.

Меню, написанные в ресторанах города за 2018 год, читаются как «Приключения Чиполлино»: в главных ролях — луковичные, капустные, пасленовые и бобовые. В бутиковом EM шеф Виктория Мосина изобрела овощной демигляс — для веганского авторского сета, который каждый вечер сервируют параллельно с обычным, мясоедным. В «Ателье. Тапас & бар» произошло «Укрощение овощей»: тематический ужин шеф-повара Николая Рязанцева с коллегами Романом Киселевым (ex-Volna) и Ильей Бурнасовым (мясной Hitch) во славу красного перца, батата, брюквы и артишока. В Kuznya House импортировали из Москвы Глена Баллиса — австралийский повар из «Недальнего Востока» и Glenuill больше десяти лет собственным примером вдохновлял столичных шефов включать в основное меню баклажаны и морковь: обязательно сходите в «Новую Голландию» на его салат с авокадо и бобами эдамаме, бодро хрустящий на разные лады. Дарам огорода поклоняются и в районных краудплизерах: в Grill Station на Московском проспекте запекают на гриле и айсберг, и свеклу, и фенхель. Все еще не верите, что овощи способны на активную жизненную позицию? Почитайте ресторанные меню! Юдоль овощей теперь не только раздел «Гарниры» — среди горячих блюд, идущих основным курсом, цветная капуста занимает теперь законное место наравне с телячьими щечками и сибасом. А в некоторых, особенно продвинутых заведениях, запеченная брокколи и батат отвоевали себе отдельный раздел после стандартных «Мясо» и «Рыба».

Ален Пассар

Ален Пассар

В мире высокой гастрономии потенциал брокколи и огурца распознали давно: в 2001 году Ален Пассар, один из величайших шеф-поваров мира, внезапно отказался от использования мяса и превратил свой трехзвездочный Arpege в форпост растительной кухни. Поначалу звезды заведение растеряло, но одну за другой вернуло — в долине Луары, в 230 километрах от Парижа, Пассар разбил огород, где к овощам относились как к винограду категории гран крю — то есть каждый плод мог рассказать, на какой именно земле и как он выращен. При этом сам шеф вовсе не был вегетарианцем, но свое решение, столь потрясшее его коллег, он объяснил внезапным инсайтом — и раскаянием: «В один прекрасный момент я понял, что за тридцать лет на кухне я словом не обмолвился с луком-пореем, ни разу не заговорил с морковкой. Да-да, вот так — никогда не интересовался овощами. Всю жизнь говядина, баранина, курица, утка, снова говядина и еще раз говядина». В 2017 году в Москве наш ответ Пассару дали Иван и Сергей Березуцкие. В своем Twins Garden, занявшем в 2018 году 72-ю строчку в мире по версии The World's 50 Best Restaurants, братья изумляют публику томатным пирогом, салом из сельдерея и салатом из двадцати видов овощей, которые они растят на своей ферме в Калужской области, — всего около ста пятидесяти видов посадок. Такой переход на самообеспечение повара называют foraging, фуражировкой — сняв колпаки, но надев резиновые сапоги, шефы собирают в лесу грибы и ягоды, копаются в огородах, пропалывая овощи, подвязывают фрукты и поливают травы. Типичный представитель этого жанра — копенгагенский ресторан Nоma.

Предводитель Duo Band Дмитрий Блинов открывает четвертый ресторан, где готовить будут только из овощей.

Предводитель Duo Band Дмитрий Блинов открывает четвертый ресторан, где готовить будут только из овощей.

Петербургским Пассаром можно смело считать предводителя Duo Band Дмитрия Блинова. В санкционный 2014 год он задумался, как поддержать меню с пустой продуктовой корзиной в руках, открыл холодильник и по-новому взглянул на полку с капустой и морковью. Приготовить их интересно сложнее, чем фуа-гра или желтохвоста, и это показалось ему достойным вызовом — так в меню рядом с гребешками и утиной грудкой появились стейк из капусты с трюфельным кремом и молодая морковь с творожным кремом и маракуйей. Новинки встретили осторожно — все-таки платить за капустный лист цену горячего блюда было непривычно, но к концу года в опросе «Cобака.ru» «Что где есть в Петербурге» этот вегетарианский стейк многими был назван любимым блюдом. К 2017-му Блинов окончательно обратил гастропаству в веру латука и топинамбура: на первый в Петербурге овощной моноужин в «Тартарбаре» он собрал три посадки за вечер, а тако из салата с авокадо и васаби удостоился отдельных аплодисментов. Этим летом Duo Band построил корнер Roots на маркете Locale, где кормят исключительно салатом из брокколи, болгарскими перцами с мисо-пастой и капустой шпиц на гриле. И мы просто не можем не поделиться грандиозной новостью, которую Блинов пока держит в секрете: скоро откроется его новый ресторан на Петроградской стороне, где все блюда будут овощными. Дима, прости!


Потенциал брокколи и огурца распознали давно

Но вспомним, как все начиналось. В России поэзию свекольной ботвы и брокколи прочувствовали не сразу — к массовым тиражам в общепите овощи шли почти двадцать лет. 2000-е, период расцвета ресторанных групп в Петербурге, им пришлось скромно скоротать в аутсайдерском разделе меню «Гарниры» последней строкой после пюре, риса и гречки — разве что в ресторанах Арама Мнацаканова баклажан, цукини и красный перец на гриле могли подать основным курсом, но и то, по личной просьбе любимого постоянного гостя. В 2005 году кафе «Морковка» на Петроградской стороне фраппировало фуди того времени сверхстильным интерьером Антона Горланова (первая в городе марокканская плитка и пластиковые прозрачные стулья Рона Арада) и ставкой исключительно на овощи. Луковый суп, морковный пирог, вегетарианский бефстроганов и эталонный рис с фасолью и перцем хоть и были сделаны отлично, но полную посадку не собрали. Кассовый разрыв сперва латали компромиссами — в меню появилась рыба, потом суши, стали разливать алкоголь, но и это не помогло — «кафе здорового питания» закрылось. Кому был нужен ЗОЖ в начале нулевых?

Марина Алби

Марина Алби

В 2007 году к растительной жизни более убедительно призвала петербуржцев Марина Алби — йог и поклонница аюрведы: в ее «Ботанику» на улице Пестеля страшно модно было ходить на картофельные роллы, хумус, чуть ли не первый в городе, и «веджибургер» с морковной котлетой. Светская обстановка без всякой этники (интерьер сделал дизайнер «Декаданса» Андрей Хаас) подтянула такую же публику — союз здорового меню и антураж милого городского кафе позволяет месту здравствовать до сих пор. В остальном пасленовые, бахчевые и луковичные к 2010-м солировали в субкультурном гетто вегетарианских заведений, как например «Рада & К» — где обязательно разделять философскую и этическую платформу этого режима питания. Впрочем, были и редкие исключения — в неспециализированных ресторанах выживали только очень удачные рецепты. Одним из лучших можно считать вневременной хит сети «Счастье» — пасту из цукини с креветками. Официанты потратили немало нервных клеток, растолковывая, что это не макароны с кабачком, а овощ, нарезанный как тальятелле. Сегодняшние гурманы, кстати, знают, что такая паста называется зудлз — слово, созвучное лапше нудлз, и молятся на делающую ее машинку спиралайзер — терку, способную стругать продукты в виде спиралей, напоминающих спагетти с перманентной завивкой. Такая объемная на вид еда уменьшает калорийность съеденного блюда.

Овощ многонационален как Олимпийские игры и объединяет огромное множество культур: клубне- и корнеплоды — батат, хрен, брюква и петрушка, бобовые — горох, нут и чечевица, капустные — от савойской до кольраби, зерновые — сладкая кукуруза и даже десертные — спаржа, артишок и ревень. Теперь представьте, что, в свою очередь, у каждого из них есть сотни подвидов — одной картошки на ее родине в Перу почти семьсот пятьдесят наименований! Неудивительно, что гастрономический потенциал овощей наконец-то оценили и в российском общепите. На премии «Собака.ru» «Что где есть в Петербурге» в прошлом году впервые была введена номинация «Лучшее ЗОЖ-блюдо», и мы с нетерпением ждем, какая борьба развернется в номинации «Лучшее овощное блюдо» в 2018-м.

Root-to-shoot — от корней и до побегов: так звучит слоган нового поколения фуди, который в штыки выражению Nose-to-tail («ешь корову от головы до хвоста») призывает питаться растениями и овощами. Петербужца таким призывом не удивишь — вслед за Борисом Гребенщиковым мы повторяем как мантру:

Так строй свой бюджет на запасах вина,
Что хранятся в твоих кладовых.
Кормись на тех, кто кормит тебя,
Забудь про всех остальных.
И я мог бы быть таким же, как ты,
И это бы было верней.
Но, чтобы стоять,
Я должен держаться корней.

Фото: Алексей Сорпов, архивы пресс-служб.

Работы Джузеппе Арчимбольдо, воссозданные мастерской овощной флористики для XI международного фестиваля «Императорские сады России».

Текст: Анастасия Павленкова.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Июль 2018
Места:
Duo, Счастье, Ботаника, Волна, Тартарбар, Kuznya House, Ателье Tapas&Bar
Люди:
Илья Бурнасов, Дмитрий Блинов, Арам Мнацаканов

Комментарии (0)