18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Кабаре «Шум» и объединение «Красный кружок» открывают «Самую плохую выставку в Санкт-Петербурге»

Выставочный проект станет более радикальной формой экспозиции «Самая плохая выставка на свете», которая прошла в Москве осенью 2022 в галерее XL на Винзаводе.

Изображение предоставлено кураторами
Изображение предоставлено кураторами
Изображение предоставлено кураторами

«Самую плохую выставку в Санкт-Петербурге» открывает кабаре «Шум» и художественное объединение «Красный кружок» под руководством Авдея Тер-Оганьяна — одного из идеологов московского акционизма, директора и куратора эпохальной галереи в Трехпрудном переулке. В основе экспозиции — «Самая плохая выставка на свете», которая прошла осенью 2022 в Москве. Кабаре «Шум» пригласило «Красный кружок» показать этот проект в Петербурге, но, поскольку пространство бара не позволяет показать выставку целиком, была разработана новая версия экспозиции.

Как рассказали «Собака.ru» кураторы, главной частью петербургской выставки станет финальный раздел московской — «****** [Плохие] художники». В нем представлены русские, советские и мировые знаменитости, которые, на взгляд ХО «Красный кружок», «никуда не годятся». Понять, почему эти художники плохие, зрители отчасти смогут, посмотрев другую часть выставки — работы кураторов. Они размещены в виде страниц каталога, лежащих на столах в качестве подставок — так называемых «плейсматов».

Изображение предоставлено кураторами
Изображение предоставлено кураторами

«Такая идиотская подача произведений ХО «Красный кружок» полностью соответствует идее выставки и, может быть, является более радикальной формой экспозиции, чем вариант в Москве. Поскольку каждый любитель изящных искусств, увы, не может посмотреть все картинки за одно посещение — ему придется почаще заглядывать в гости в кабаре «Шум»», — говорят в команде последнего.

По словам Тер-Оганьяна, «Самая плохая выставка в Санкт-Петербурге» демонстрирует разнообразие логик «плохого» и показывает разные нарушения правил искусства. Проект преследует цель подтолкнуть к осознанию «пусть не особенно искушенного, но внимательного зрителя» неразрывной связи традиционного классического искусства с современным искусством. Также проект «ясно показывает, что такие категории как "красота", "истина" и "добро" присущи всему искусству вообще».

Изображение предоставлено кураторами
Изображение предоставлено кураторами
Авдей Тер-Оганьян

Из кураторского текста к «Самой плохой выставке в Санкт-Петербурге»:

Наверное, один из самых принципиальных взглядов на современное искусство — взгляд на него, как на «плохое искусство». «Плохое», то есть низкое, некрасивое, неправильное, глупое.

Существует мнение, что в искусстве нет хорошего и плохого, нет правил. Это мнение неправильное. Потому что без правил никакая сознательная деятельность невозможна. Невозможно представить, например, игру в шахматы, когда игроки безо всякого смысла передвигают фигуры по доске. Так же невозможно представить себе художников, которые безо всяких критериев в течение многих лет рисуют картины (если, конечно, это не чисто коммерческая деятельность).

Европейское классическое искусство развивалось в течение тысячелетий и сложилось в ясную, внятную художественную систему. Однако изменившееся в 19 веке социально-политическое устройство общества подтолкнуло художников к игре по новым правилам. Путем отбрасывания или нарушения норм классического искусства возник новый тип искусства. Его часто называют «искусством для искусства». Но правильнее было бы его называть «искусством для художников». Главные его вопросы — «как сделано это искусство?», «из чего оно состоит?». Этот новый тип искусства основывается не на непосредственном восприятии, а на рефлексии, которая опирается на знание всей истории искусства. Это искусство интеллектуальное. Оно сосредотачивает свое внимание на формах создания художественного произведения. Это искусство аналитическое, оно уделяет особое внимание отдельным аспектам классического, «правильного» построения произведения. Таким, например, как сюжет, композиция, цвет, рисунок, система изображения, художественный материал, задачи искусства, его общественная функция и т. д. Тем самым художник расширяет границы художественного восприятия. Например, отбрасывая сюжет, художник провоцирует более острое восприятие формы изображения. Отбрасывая саму реальную форму предмета, как, например, в абстракции, художник сосредотачивается на композиции и цвете. Делая искусство непонятным для зрителя, художник ставит вопрос о самой функции искусства. И так далее.

Можно сказать, что современное искусство является карикатурой на классическое, кривым зеркалом в комнате смеха, в котором выпуклые части дают особую цельность изображению, а вогнутые — увеличивают невидимые невооруженным глазом детали. Собственно, юмор, как известно, строится на нарушении всяческих норм и показывает плохое, неправильное, идиотское.

Однако без знания и понимания классического искусства современное не может быть понято. Когда неподготовленный массовый зритель негативно реагирует на современное искусство, он по-своему прав. Потому что современные художники вполне сознательно либо игнорируют «нормальное» непосредственное восприятие искусства, либо подшучивают над зрителем.

Из всего вышесказанного нельзя делать вывод, что любой неуч, халтурщик или идиот делает то самое замечательное «плохое» искусство. Современное «плохое» искусство делают хорошие художники, плохие остаются плохими. Принципиальное различие между ними столь же тонко и формально неопределимо, как и в классическом искусстве, где шедевр отличается от крепко сделанной профессиональной халтуры нюансами. Но, грубо говоря, картина должна быть максимально плохой, нелепой, идиотской, смешной, чтобы стать особенной, удивительной, замечательной, а следовательно хорошей. Негативные качества должны быть осмысленно и предельно внятно выражены. А, соответственно, по-настоящему плохим искусством является искусство посредственное, невыразительное, заурядное, скучное, «на троечку» такое.

«Самая плохая выставка в Санкт-Петербурге» откроется 25 января в пространстве кабаре «Шум» на улице Маяковского, 52. В 19:00 стартует вернисаж, в 20:00 начнется презентация ХО «Красный кружок». Вход свободный.

Кабаре «Шум»
Фото: Дмитрий Колесов

Кабаре «Шум»

Фото: Дмитрий Колесов

Напомним, кабаре «Шум» открылось в Петербурге в мае 2022 года — в доме, где с 1915 по 1918 жил Владимир Маяковский. Поэту принадлежит стихотворение «Шумики, шумы и шумищи», а в самом доме №52 написаны поэмы «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «Мистерия-Буфф». Комната Маяковского была своеобразным клубом, где друзья допоздна вели дискуссии о современном искусстве, его роли и предназначении. Таким клубом рассчитывает стать для своих гостей и кабаре «Шум», объединив за бокалом и беседами петербургских мыслителей.

Наследуя традициям кабаре, «Шум» дружен с современными художниками. Так, до конца января 2023 в кабаре проходит выставка «АХЕ через замочную скважину», организованная совместно с Инженерным театром АХЕ Максима Исаева и Павла Семченко. Ранее в «Шум» проходили выставки совместно с MYTH Gallery (с работами художника Вадима Михайлова и реди-мейдами Алины Глазун) и KGallery (превью летней сессий проекта «Из профессорской квартиры»), а также персональная выставка серии работ «Кляксы» стрит-арт художника Виктора Забуга, созданной специально для кабаре.

18+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)