18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Work in progress: в Зубовском флигеле Екатерининского дворца продолжается воссоздание личных покоев императрицы

«Екатерина II. Личное пространство» — проект по восстановлению полностью утраченных в годы Великой Отечественной войны интерьеров апартаментов Екатерины II — одна из самых сложных и значимых реставрационных задач, реализуемых ГМЗ «Царское Село» при поддержке ПАО «Газпром».

Китайский зал

Китайский зал

Специалисты Царскосельской янтарной мастерской воссоздают отделку восьми помещений Зубовского флигеля: Китайского и Купольного залов, Синего (Табакерки), Серебряного и Зеркального кабинетов, Рафаэлевской комнаты, Опочивальни и Туалетной. Эти интерьеры, созданные шотландским архитектором Чарльзом Камероном и итальянским зодчим Джакомо Кваренги по личному заказу императрицы, были поистине уникальными. Каждое помещение задумывалось не похожим на другие залы дворца. В отделке демонстрировалась «простота со вкусом»: вместо обильной позолоты и резьбы использовались необычные материалы — синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала, фаянсовые плакетки, китайские лаки.

Интерьеры Зубовского флигеля были уничтожены во время войны. Долгие годы о возможном воссоздании неповторимого убранства не шло речи, проект запустили только несколько лет назад при финансовой поддержке ПАО «Газпром». Однако сложность реставрации заключается не только в высокой стоимости работ, но и в недостатке источников, на которые могут опираться мастера в своей кропотливой работе. В их распоряжении только несколько акварелей XIX века, автохромы 1917-го года, довоенные замеры и снимки некоторых деталей отделки, выполненные московскими студентами-архитекторами.

Собирая необходимую информацию по крупицам и утверждая решения в несколько этапов, реставраторы продолжают работу над масштабным проектом. В помещениях Царскосельской янтарной мастерской в Тярлево специалисты восстанавливают подлинный паркет Зеркального кабинета, в годы войны вывезенный в Берлин и по счастливой случайности найденный и возвращенный в музей в 1947 году (вместе с паркетом Лионского зала). По словам художника-реставратора Максима Григорьева, основная задача сейчас — устранить последствия неудачной попытки реставрации 70-х годов. Для восстановления рисунка, утратившего геометрию, мастера используют ценные породы дерева, из которых был собран оригинальный паркет: самшит, клен, палисандр, амарант, розу. Работы должны завершиться до конца года, но монтироваться в зал паркет будет в последнюю очередь.

После войны в разрушенных залах среди обломков были обнаружены фрагменты фаянса и бронзы, что помогает реставраторам воссоздать интерьеры в нужных материалах и цветах. В случае наличия подлинных образцов специалисты прибегают к технике гальванопластики, однако она применима только к металлическим элементам отделки.

При создании оформления Опочивальни и Табакерки — так Екатерина называла Синий кабинет за его миниатюрные размеры — мастера работают с цветным стеклом. Для Опочивальни будет изготовлено 39 колонн из аметистового стекла — каждая 3,7 метра высотой.
 

Для Купольной столовой — единственного помещения на частной половине, имевшего купол, — создаются 20 деревянных колонн, окрашенных в специальной технике под порфир; точно так же выполнялись и оригинальные колонны. Сейчас в Купольном зале уже установлена центральная розетка, и воссоздается лепнина. Ведется работа по воссозданию медальонов и живописных фрагментов.

Купольный зал

Купольный зал

Купольный зал

Купольный зал

Одна из самых сложных задач проекта — восстановление Китайского зала. Как отмечает заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева, основная проблема связана с декором — в оформлении зала было 72 панно, выполненных в технике китайского лака, черного и золотого. В екатерининские времена китайские лаки были популярны и производились чуть ли не в промышленных масштабах. Однако сегодня найти подлинные панно того времени сложно, как и создать новые — технология практически утеряна. Музей заключил договор с китайскими партнерами, которые разрабатывают (практически с нуля!)  лаковые панно для декорирования зала.
 

Китайский зал

Китайский зал

Заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева

Заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева

Китайские партнеры разрабатывают эскизы панно

Китайские партнеры разрабатывают эскизы панно

Сейчас в помещениях Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, завершены все технические и подготовительные работы. Реставраторы приступают к оформлению интерьеров и постепенному монтажу декора. По плану проект должен завершиться в 2023 году, и через два года уникальные интерьеры будут открыты для широкой публики.

Фото: Александр Огурцов

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Государственный музей-заповедник "Царское село"

Комментарии (0)