«Чемпион» редевелопмента исторических зданий в Петербурге (Левашовский хлебозавод, лесной корпус «Сестрорецкого курорта» и еще 11 объектов!) Группа RBI воссоздала фасады доходного дома и мебельной фабрики Ф. Тарасова, ставших частью клубного проекта «Созидатели». Собака.ru узнала у ее бессменного лидера Эдуарда Тиктинского о сложностях и принципах работы с памятниками архитектуры.
Какие сложности стояли перед вами на старте реконструкции и строительства?
«Созидатели» — жилой комплекс на 12-й Красноармейской рядом со зданием Николаевского кавалерийского училища. Это второй проект RBI в Адмиралтейском районе после «Болконского», созданный с архитекторами мастерской «Проектная культура». Красноармейские улицы — тихий уголок старого Петербурга, и «Созидатели» дополняют окружающую «архитектурную эклектику» разными фасадными решениями — они и стали нашей главной сложностью в строительстве. Исторические фасады доходного дома и мебельной фабрики Ф. Тарасова 1870-х, выходящие на 12-ю Красноармейскую, воссозданы частично по сохранившимся фото и чертежам XIX века, частично — по эскизам. Например, характерная башенка на одном из домов появилась только в конце проектирования: наткнулись на чертеж, изучая архивы. Эти документы мы с историками из ДК Лурье переосмыслили как художественные артефакты, и теперь копии старинных чертежей можно увидеть в холлах.
Что должны знать петербуржцы о доходном доме и фабрике Тарасова?
Такие здания называют исторической опорной (ее еще называют фоновой!) застройкой. Они создают важный временной контекст городской среды, в том числе необходимый для восприятия культурного наследия. Напомню, исторический центр Петербурга стал первым объектом, который ЮНЕСКО взяла под охрану целиком — именно как городской ландшафт, где живут и работают люди.
Какие принципы работы с памятниками архитектуры сложились у RBI за 31 год?
Дать объекту новую жизнь, а не просто снять аварийность и придать достойный вид — вот наш ключевой принцип. Так, бывший газгольдер Общества газового освещения на Заозерной стал паркингом, автомобильный гараж фирмы Крюммеля на Большой Посадской — деловым центром, а «кольцевой» Левашовский хлебозавод-автомат — общественным пространством с «Творческой котельной», блокадным мемориалом, классами школы искусств Masters, исторической экспозицией и офисной частью.
Как вовремя избежать ошибок при реконструкции исторического здания?
Обсуждать ее прозрачно и открыто, тогда потенциального недопонимания и претензий удастся избежать. Например, перед реконструкцией Левашовского хлебозавода мы приглашали СМИ, общественность, Всемирный клуб петербуржцев, показывали удручающее состояние памятника, рассказывали о проекте в Заксобрании. В итоге убедили всех в том, что эта реконструкция нужна и полезна для Петербурга, а результат это доказал.
Комментарии (0)