18+
  • Город
  • Город
Город

Как Петербург стал лидером в аргентинском танго

Аргентинское танго имеет все шансы заменить нам фигурное катание – уже сейчас на чемпионате Европы больше всего участников из России, а на чемпионате мира выше нашей пары – только аргентинцы. Что вдвойне приятно, эта пара из Петербурга – Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова, абсолютные чемпионы России, преподаватели танцевальной школы La Boca, в этом году заняли четвертое место в самой зрелищной категории танго эсценарио. Мы встретились с ребятами и их коллегой, руководителем школы Андреем Панферовым, пятикратным финалистом мундиаля (и первым финалистом из России), и узнали, как в ритме танго мы обошли столицу и почему страшно обниматься.

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Мария, Максим, первым делом хочу вас поздравить с прекрасным выступлением на мундиале. Как все прошло, расскажите.

Мария: Это уже вторая наша поездка на чемпионат мира, и она прошла просто фантастически. Что будет в следующем году, я даже боюсь представить, потому что круче в нашей жизни не было ничего. Как призеры чемпионата Европы мы выступали сразу с полуфинала, минуя отборочные туры. Отчасти это хорошо, отчасти – плохо, потому что когда мы смотрели начало соревнований, очень хотелось танцевать с другими участниками, а не сидеть и смотреть. Плюс те, кто начинал с отборочных туров, к финалу уже успели перенервничать, где-то ошибиться, исправиться, а у нас в полуфинале был самый первый выход – ух!

Андрей: Это, чтобы вы понимали, достаточно сложное и ответственное испытание: вы выходите вдвоем на сцену представлять себя, свою хореографию, свою страну, и на вас смотрят 8 000 зрителей стадиона «Луна-Парк», идет прямая трансляция на аргентинское телевидение, в интернет – весь танго-мир в этот момент смотрит на тебя.

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате мира по аргентинскому танго в 2016 году

Андрей, вы были первым русским призером на Мундиале…

Андрей: Да, в 2006 году мы впервые поехали в Буэнос-Айрес с Дашей Николаевой (Даша Николаева – известная в городе танцовщица и преподаватель танго, сейчас работает в Америке – прим. авт.) и заняли шестое место.

А потом еще четыре раза входили в число лучших. Как изменился за десять лет чемпионат?

Андрей: Первые годы меня очень поражала позитивная атмосфера, которая царит на мундиале. Не секрет, что все мы раньше занимались бальными танцами, а там очень силен соревновательный дух, очень жестко конкурсы проходят. А тут, казалось бы, чемпионат мира – но все так по-доброму, атмосфера очень доброжелательная. Твои соперники провожают тебя на паркет, встречают с паркета. Компания была очень разномастная – от совсем молоденьких ребят (помню, тогда пара из Колумбии выступала – мальчику только-только восемнадцать исполнилось) до убеленных сединами пожилых мэтров, которые танго не один десяток лет танцуют. Всех объединяла любовь к танцу, и это чувствовалось.

А когда я приехал на мундиаль в 2014 году со своей нынешней партнершей Катей Петровой, ощущения уже были немного другие. Стало больше спортивного духа. Просто в определенный период организаторы пытались ввести четкие критерии оценки, подогнать танец под какие-то общие каноны, и многие пары старались танцевать одинаково, даже в финале, чтобы их оценили лучше. Новые участники, которые пришли тогда, переняли не традиции чемпионата, а желание его выиграть. Мне тогда это не очень понравилось, но вот Маша и Максим говорят, что все меняется в обратную сторону.

Андрей Панферов и Екатерина Петрова

Андрей Панферов и Екатерина Петрова

Андрей Панферов и Екатерина Петрова

Андрей Панферов и Екатерина Петрова

Запись Максима Герасимова в Facebook

Запись Максима Герасимова в Facebook

Стекло не сыплют в ботинки?

Максим: Пока нет, но вот костюмы, было дело, у Андрея украли.

Андрей: Мы тогда с Катей вдвоем первый раз поехали на чемпионат. Начались приключения с того, что за день до соревнований она сломала палец на ноге, и мы всю ночь просидели в больнице, где ей этот палец приклеивали к другому, а утром я бегал по аптекам и пытался найти в праздничный день какие-то обезболивающие, но мне их никто не продавал, потому что это типа наркотики. Перед выступлением мы ее несчастный палец чем-то забрызгивали и лечили с помощью небольшого, а может, и большого, количества виски. Несмотря на все это, мы вышли из квалификации, станцевали полуфинал и даже вышли в финал. Мы очень обрадовались, куда-то отлучились ненадолго, а когда вернулись, обнаружили, что у нас украли все – не осталось ни костюмов, ни обуви, ни косметики. Это было очень странно, потому что, несмотря на легендарное латиноамериканское разгильдяйство, организация на мундиале просто великолепная. Сначала мы, конечно, немножко расстроились, но потом решили, что, может быть, это не самая большая плата – отдать костюмы, и даже посмеялись над ситуацией, ведь мы оба очень высокие, и наши костюмы вряд ли хоть кому-то подойдут. Аргентинцам так точно.

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате мира по аргентинскому танго в 2015 году

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате мира по аргентинскому танго в 2015 году

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате мира по аргентинскому танго в 2015 году

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате мира по аргентинскому танго в 2015 году

Финалисты чемпионата мира по аргентинскому танго в 2015 году

Финалисты чемпионата мира по аргентинскому танго в 2015 году

Вы выступали сразу в двух дисциплинах – танго шоу, или эсценарио, и танго салон, или танго де писта, где одновременно несколько пар импровизируют под музыку.

Андрей: Маша с Максимом вообще уникальны, потому что они абсолютные чемпионы России 2015 года и по эсценарио, и по писте. Такого раньше вообще не было.

Во время соревнований по танго де писта все действительно импровизируют или какая-то хореография все-таки заготавливается?

Андрей: В писте все нормальные импровизируют, потому что танцуют от музыки, которую они слышат, а музыку мы узнаем за одну минуту до того, как выходим на паркет: предыдущая ронда заканчивает танцевать, и организаторы говорят нам, что первую мелодию вы танцуете такую, вторую – такую, третью – такую. То есть подготовиться времени нет совершенно. К тому же заготавливать фигуры – последнее дело, мне кажется. Это как рыбачить электроудочкой или динамитом – неспортивно. Я считаю, раз собрался на рыбалку – надо накопать червяков, взять удочку, пойти, сесть и ловить. А раз пошел танцевать танго де писта – узнал, какие будут мелодии, порадовался, что знаешь музыку, или даже еще больше порадовался, что не знаешь – в этом есть свой адреналин, свой кайф – и пошел импровизировать. Иначе нет эффекта неожиданности, внутреннего подъема.

Максим: Если ты готовишь свою импровизацию, то и эмоции у тебя будут наигранные. Боишься импровизировать – иди танцуй эсценарио, это нормально.

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате Европы по аргентинскому танго в 2016 году

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате Европы по аргентинскому танго в 2016 году

Друзья и преподаватели танцевальной школы La Boca на чемпионате Европы в 2016 году

Друзья и преподаватели танцевальной школы La Boca на чемпионате Европы в 2016 году

Десант танцевальной школы La Boca на чемпионате Европы в 2016 году

Десант танцевальной школы La Boca на чемпионате Европы в 2016 году

Вы не очень довольны своим выступлением на чемпионате Европы, хотя заняли там второе и третье места.

Андрей: Я считаю, что это даже хорошо – после Европы ребятам хотелось взять реванш и показать всем, на что они способны. Возможно, сказалось то, что как чемпионы России они могли танцевать не с начала турнира, а сразу с финала. В следующем году они так делать не будут.

Максим: В следующем году мы на чемпионат Европы не поедем.

Почему?

Максим: Для меня теперь остался только один конкурс, это мундиаль. Ребята, которые выиграли чемпионат Европы по эсценарио, на мундиале были ниже нас на пьедестале. Какой тогда смысл нам ехать на Европу?


«Готовить импровизацию в танце – это как рыбачить электроудочкой или динамитом – неспортивно»

Мария: Может быть, соревноваться мы и не поедем, но на само мероприятие – обязательно, потому это прекрасный фестиваль с очень хорошей атмосферой, туда всегда отличная банда из России собирается – участники, болельщики. Только от нашего клуба La Boca пять пар ездило – и все пять вышли в финал. На сегодня ни у одного другого клуба нет такого результата.

В России?

Андрей: Думаю, что не только в России. Может, только у колумбийцев на чемпионате мира раньше такое могло быть, когда они целыми автобусами и самолетами приезжали на мундиаль. У них была прямо национальная миссия, чтобы колумбийская пара выиграла чемпионат мира. Как выиграли – так расслабились.

То есть они не для себя старались, а для страны?

Андрей: Кто же эту Колумбию поймет, с таким количеством кокаина.

Мария: Тогда у нас еще все впереди. Мы так же пачками будем высаживаться на чемпионат Европы, а потом на мундиаль.

Мария Васильева-Маринова и Андрей Панферов не упускают возможности станцевать танго

Мария Васильева-Маринова и Андрей Панферов не упускают возможности станцевать танго

Андрей Панферов

Андрей Панферов

Мария Васильева-Маринова и Максим Герасимов

Мария Васильева-Маринова и Максим Герасимов

Получается, русская школа танго сейчас очень сильна и даже на мировом уровне заметна?

Андрей: Просто русские решили, что они хотят танцевать, и танцевать танго. А если русские так решили, то больше никому ничего не светит в ближайшее время. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

Что же в этом плохого?

Андрей: Понимаете, чем сильнее сейчас маятник качнется в одну сторону, тем больше он потом качнется в другую. Такая история уже была с фигурным катанием, потом – с бальными танцами, сейчас может произойти с танго. Когда что-то танцуется только из-за моды, это не очень хорошо. Мы танго живем во всех смыслах, а кто-то сегодня увлекся им, завтра станет популярен свинг – будет танцевать свинг или, не знаю, сиртаки.


«Просто русские решили, что они хотят танцевать, и танцевать танго. А если русские так решили, то больше никому ничего не светит в ближайшее время»

Почему танго сейчас настолько модно?

Максим: Его можно танцевать с любым партнером.

Сальсу тоже можно.

Андрей: Наверно, есть потребность в качественном взаимодействии – хочется не просто независимо друг от друга дрыгать ногами, а делать что-то вместе. Плюс музыка красивая.

Мария: А у девочек туфельки красивые. (Смеется.) У многих, конечно, довольно стереотипное представление о танго – что это страсть, красное платье и роза в зубах. А ведь все совсем не так. Если неподготовленному человеку показать какие-нибудь соревнования по салону – он очень удивится, что это, оказывается, танго.

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Танго-спектакль La Boca Tango Show

Правда ли, что танго в Петербурге более развито, чем в Москве?

Андрей: Скажем так – ресурсов у нас все-таки меньше, чем в Москве: банально в городе меньше людей в целом и, соответственно, людей, которые заинтересованы в танго, тоже меньше. Тех, кто готов платить деньги для того, чтобы в нем развиваться, еще меньше. Но в чем-то мы даже Москву обходим – например, у нас есть танго-спектакль La Boca Tango Show, который идет периодически в театрах, в ближайшее время 5 декабря можно будет его посмотреть в театре «Буфф». Это не сборная солянка из нескольких номеров, а полноценный спектакль с внятным сюжетом, который считывается не только в программке. Чтобы его поставить, к нам приезжали известные аргентинские преподаватели Факундо Пинеро и Ванесса Вийальба. Москвичи делают немного по-другому. У них есть очень неплохой оркестр Solo Tango Orchestra, и с ним периодически выступают разные пары, которые занимаются в разных школах. А полноценного спектакля в Москве – да и нигде больше в стране – нет. Боюсь ошибиться, но, насколько я знаю, в России всего два танго-спектакля было - «Мечты о танго» в Театре Музкомедии и наш.

Мария: Мы с Максимом уже два года участвуем в аргентинском танго-спектакле El Cruce. Что я могу сказать? Очень круто. У нас круто. В Буэнос-Айресе, конечно, тоже хорошо. (Смеется.)

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова в аргентинском танго-спектакле El Cruce

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова в аргентинском танго-спектакле El Cruce

Максим Герасимов, Мария Васильева-Маринова и другие участники аргентинского танго-спектакля El Cruce

Максим Герасимов, Мария Васильева-Маринова и другие участники аргентинского танго-спектакля El Cruce

Максим Герасимов, Мария Васильева-Маринова и другие участники аргентинского танго-спектакля El Cruce

Максим Герасимов, Мария Васильева-Маринова и другие участники аргентинского танго-спектакля El Cruce 

У кого занимаются такие звезды, как вы?

Андрей: Приглашаем преподавателей. В марте у нас будет фестиваль «Краски танго», мы уже договорились с четырьмя прекрасными аргентинскими парами. К нам приедут чемпионы мира этого года по эсценарио Хуго Мастролоренцо и Аугустина Вигнау, чемпионы мира 2006 года по танго салон Фабиан Перальта и Хосефина Бермудес – мы тогда с ним одновременно танцевали в финале, он был первый, а я с Дашей Николаевой – шестой. Долгожданные гости – одна из самых ярких пар в стиле танго нуэво, так называемом новом танго, вобравшем в себя принципы классического танго и основы современной хореографии, контемпорари дэнс – Гастон Торелли и Мариана Драгоне. Мы стараемся собрать пары из разных стилей, фестиваль неслучайно так называется. Будут представители салона, нуэво, эсценарио. Чемпионы Европы 2016 года Жампьеро Кантоне и Франческа дель Буоно .

Максим: Чем меньше ты размениваешься на преподавателей, тем выше твое развитие в танце.

Андрей: Многие действуют по принципу: я сейчас наберу уроки у всех, и они меня кааак научат! Проведу аналогию. К нам в клуб ходит одна пара, у которых сын занимается кайтсерфингом (речь об Иване и Людмиле Тюшкевичах и их сыне Петре Тюшкевиче – чемпионе по кайтсерфингу, номинанте премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» – Прим. авт.), и они рассказывают похожую историю, как многие спортсмены рассуждают: «Сейчас я у этого научусь прыжки делать, у этого – перевороты, у третьего – еще что-то…» Как правило, ничего толкового из такого подхода не получается. Знаете, мне еще в университете говорили: «Если тебе дали прекрасное образование, это еще не значит, что ты его взял». Можно наприглашать множество педагогов, набрать кучу уроков, со всеми дружить, но толку от этого не будет, потому что преподаватель должен тебя чувствовать, а ты – его. Если ты понимаешь, куда тебя ведет учитель, и стараешься за ним следовать – это прекрасно. Такого идеального преподавателя найти очень сложно. А в беготне между школами и педагогами нет ничего хорошего. Как правило, это просто взрывает мозг.

Андрей Панферов и Екатерина Петрова на Matrioshka Tango Festival

Есть мнение, что женщине нужно три года, чтобы научиться прилично танцевать танго, мужчине – еще больше. А какой ваш прогноз?

Мария: Мне так нравятся такие вопросы! (Смеются.)

Андрей: Просто ходить можно научиться и быстрее. Статистики я не знаю. Все разные: у всех разные уши, ноги, тараканы в голове. Представьте, что вам нужно с человеком обниматься!

Вообще кошмар.

Андрей: Да, для кого-то это кошмар, вы зря смеетесь. Мы живем в такое время, когда люди занимаются саморазвитием, но мало занимаются взаимодействием. А тут нужен непосредственный и постоянный контакт. Ты все время обнимаешься. И многим это психологически тяжело: женщинам-руководителям, например, часто непросто подчиняться мужчине-партнеру. Возвращаясь к вашему вопросу: ключевой параметр на пути к успеху – не как долго вы занимаетесь танцами, а как регулярно, стабильно. Танцевать танго могут все, тут нет фильтров по возрасту, телосложению, физической подготовке.

Какие самые яркие примеры на вашей памяти?

Андрей: У меня была пара, Михаил и Галина Онацкие, которые пришли ко мне после сорока лет, до этого танцами не занимались, и спустя какое-то время поехали на чемпионат Европы и стали финалистами. Это очень круто.

Максим Герасимов и Мария Васильева-Маринова на чемпионате стран СНГ и Балтии по аргентинскому танго в 2015 году

Что для вас самое сложное и самое приятное в танго?

Мария: Самое сложное лично для меня – тренировочный процесс и совместное развитие с моим партнером, потому что каждый из нас является личностью, профессионалом, у которого есть свое видение, и не всегда они сходятся, порой бывает сложно понять друг друга. Наверно, как и в браке, тут нужно находить компромиссы, чтобы идти вместе дальше, а не разругаться и встать в пару с новым партнером. Самый сложный и в то же время самый кайфовый момент – когда ты находишь точку соприкосновения и это дает потрясающий результат.

Интервью: Виктория Пятыгина
Фото: архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)