18+
  • Город
  • Город
Город

Наталья Олина: «Лучший выход полузаброшенных зданий Петербурга — когда молодые люди дают ему новую жизнь»

Идеолог свободного пространства «Цифербург» освоила дом Слепцова на Большой Конюшенной, устроила там кластер «ЦАрхитектор» — коммуну актуальных молодежных стартапов — и вскоре откроет первый креативный квартал «Голицын Лофт».

Как бы ты описала проект, которым занимаешься?

«Цифербург» — это и арт-пространство, и экспериментальная площадка, и клуб по интересам. Мы создаем среду, в которой комфортно знакомиться и чувствовать себя если и не как дома, то как в гостях у друга. С тех пор как мы переехали на Большую Конюшенную, мы не просто собираем за одним столом разных людей — мы собираем в кластер разные проекты, от творческих мастерских до стритфуд-баров, а значит, работаем и развиваемся вместе. Иногда я чувствую себя здесь как в общежитии: вот эти длинные коридоры с комнатами, а в каждой сидит маленький стартап, и ребята выходят на общую кухню и делятся новостями. И это именно то, что мы хотели, — в объявлении о поиске резидентов в «ЦАрхитектор» мы написали: «Мы ищем соседей».

Как все началось?

Я росла очень послушной и после школы пошла, куда посоветовали родители. Так пять лет я отходила в форме морфлота, изучая логистику и управление морскими перевозками, а потом еще и юриспруденцию в Макаровке. Одновременно я занималась фотографией и театром, писала в пару журналов и никак не могла определиться, кем хочу стать, «когда вырасту». В то время я познакомилась с Ваней Митиным, который придумал формат свободного пространства «Циферблат» в Москве и приехал завоевывать Питер. Я вдохновилась этой идеей, Ваня назначил меня управляющей и уехал, а я осталась учиться на своих ошибках. Мы с командой понимали, что создаем то, чего не было раньше, поэтому буквально жили в «Циферблате» — и все получилось. Но вскоре я почувствовала, что мне не хватает объема, мы психанули и арендовали огромное помещение на третьем этаже «Пассажа». В эту коробку можно было положить все что угодно, так мы и поступили: построили целый город — там был и театр, и декорации, и мы играли, натягивали шатры и ходили на ходулях. Но дирекция «Пассажа» захотела увидеть на нашем месте ресторан и расторгла контракт аренды. На прощальную вечеринку пришло пятьсот человек: мы засыпали блестками Нев­ский, а потом пылесосили его, чтобы нас не забрали в полицию за хулиганство.

Кто приходит к вам сейчас?

Студенты, фрилансеры, люди, которые ведут свой бизнес в свободном графике, приходят сюда и поработать, и отдохнуть. Творческие группировки сидят здесь с утра до ночи, придумывая и репетируя. За все время я познакомилась здесь с огромным количеством модных блогеров, кинорежиссеров, художников, музыкантов и просто известных в Петербурге персон. Среди них Нина Карлссон, Антон Малинен, Ассаи, Алексей Герман-младший, Слава Полунин, Олег Басилашвили, губернатор Георгий Полтавченко. Блогер Виталик Акимов треть героев своего социального фотопроекта «365 незнакомцев» нашел здесь — и мы обязательно сделаем его выставку, когда доремонтируем особняк.

Как вы заселились в дом Слепцова?

Я выучила урок: если что-то хочешь, надо открывать дверь и спрашивать: «А можно?» Люди боятся озвучивать желания и многое пропускают. Друзья подсказали этот дом — он был закрыт, но как только я увидела все эти прекрасные потолки и кариатиды, сразу поняла, что это идеальное место. Когда мы вышли с предложением на собственников, они сказали: «Окей, только снимайте сразу целый дом». За два дня мы нашли друзей-партнеров — это ребята, которые занимаются проектами «Флигель» и «Третий кластер», — и вернулись со словами: «Вот договор, давайте подписывать». Теперь у нас прекрасные отношения с нашим хозяином: он приходит к нам с семьей на детские фестивали, а недавно привел Евгения Плющенко и показывал ему каждый этаж нашего проекта.

Ваше поколение находится в постоянном поиске себя. Это круто.

Мне кажется, у нашего поколения есть риск скатиться в инфантильность. Вместе с поиском смысла есть шанс «залипнуть», не двигаясь с одной точки, а потом вдруг понять, что тебе тридцать восемь. Но в то же время я вижу, что люди сейчас раньше раскрываются и становятся профессионалами. Я встречаю восемнадцатилетних, которыми не могу не восхищаться, — они именно те, кто перестал стоять и выбирать, а просто начал делать. Многие из ребят, которые у нас были помощниками с зарплатой сто рублей за час, сейчас открывают свои лавочки, магазины, хостелы. И я считаю, что с нашим поколением все будет хорошо, если оно, как это ни странно звучит, будет больше делать и меньше думать.

Что ты думаешь про потенциал Петербурга?

Мне кажется, со временем государство начнет больше доверять жителям города и даст нам больше возможностей. И именно это превратит Петербург в по-настоящему культурную столицу, ведь культура — это не только то, что спрятано в музеях за стеклом. Это то, что развивается каждый день.

Вряд ли вы на этом остановитесь.

За полтора месяца мы смогли заселить весь дом и собрать команду мечты. Так что хотим продолжать — и заселить еще один дом. В Петербурге столько красивых зданий, которые стоят полузаброшенными. Страшное зрелище, когда снаружи ты видишь прекрасный дом, а внутри у него просто дыра: ни пола, ни потолка. Мне кажется, лучший выход для такого здания — когда в него приходят молодые люди, относятся к нему с уважением и дают новую жизнь.

Первый креативный квартал «Голицын Лофт» откроется напротив Летнего сада в доме Голицына. Здание на набережной Фонтанки, 20, где собиралось литературное общество «Арзамас», а Пушкин написал оду «Вольность», объединит сотню проектов с «прицелом на петербургскую эстетику». Здесь разместятся творческие пространства, мастерские, бары и офисы, а во дворе разобьют первый в России контейнерный бокс-парк: «коробки» объединят в целый торговый комплекс.

 

Текст: яна милорадовская.

Фото: наталья скворцова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)