18+
  • Светская хроника
  • Репортажи
Репортажи

Как прошла премьера фильма «Матильда» в Мариинском театре

Вчера на Новой сцене Мариинского театра состоялась премьера самого ожидаемого фильма года  — «Матильда» Алексея Учителя. Несмотря на многочисленные протесты против экранизации истории о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской, фильм вышел в прокат. Как сказал режиссер в своей торжественной речи: «Я рад тому, что в этой стране победил здравый смысл». На премьере собралась вся съемочная группа, за исключением некоторых актеров, в том числе Данилы Козловского и Михалины Ольшанской, которые оказались заняты на съемках, и исполнителя главной роли Ларса Айдингера, отказавшегося приехать в Россию из-за страха провокаций. Зато на красной ковровой дорожке в этот вечер появились Ингеборга Дапкунайте, Сара Штерн, Григорий Добрыгин в компании ректора Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе, декана Факультета свободных искусств и наук Алексея Кудрина, режиссера Василия Бархатова и многих других. Отметим, что городскими властями были предприняты меры повышенной безопасности, и ничто не омрачило торжественной премьеры, если не считать группу православных активистов, молившихся около входа на Новую сцену.

Фото: Юрий Дормидошин

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Мариинский театр
Люди:

Комментарии (1)

  • Олег Майков 1 нояб., 2017
    – Вопрос: «Смотрели ли Вы фильм “Матильда”? Определилось ли участие консультантов от Церкви фильма Учителя?» – Нет, фильм «Матильда» я не смотрел. Я вам расскажу, если уж на то пошло. Мои друзья еще до того, как я близко не знал про этот фильм, сказали: «Слушай, тут снимают такой фильм о Николае II. Не хочешь ли стать консультантом?» Я эту историю никому еще не рассказывал, расскажу вам. Мне говорят: – Хочешь стать консультантом фильма о Николае II? Я сказал: – Надо посмотреть сценарий. Это не секрет. Мне позвонил режиссер Учитель (с которым я лично не знаком и ни один его фильм не видел) и сказал: – Вы не хотели бы стать консультантом фильма? – Дайте мне заявку. Я увижу заявку, тогда Вам отвечу. – Но уже сценарий готов. – Сценарий? – А я по первой своей институтской профессии сценарист. – Так вначале же дают заявку консультантам, и только потом разрабатываем сценарий. – Так уже и фильм почти готов. – О, как здорово! Хотите консультанта на уже готовый фильм? Зачем? – Ну, вот надо... – И так далее. – Знаете, дайте мне сценарий, я посмотрю. Несколько месяцев сценарий мне не присылали. Потом сценарий прислали, но я уже видел трейлер этого фильма, который каждый, кто интересуется, мог посмотреть. Сейчас, говорят, еще один трейлер вышел, но я смотрел первый. Он меня привел в ужас. Потому что написано крупными буквами: «Главный исторический блокбастер года». Фильм должен был выйти в марте. Потом написано: «Тайна Дома Романовых». Отношения наследника Николая Александровича и Матильды Феликсовны Кшесинской ни для кого тайной не были, весь Питер об этом только и сплетничал... Появляется император Александр III (самый мой любимый император) вместе с Николаем Александровичем и произносит фразу, от которой мне стало плохо… Фраза феерическая по своей пошлости. И потому что ну невозможно было услышать такое от Александра III, благороднейшего императора: «Я единственный из Романовых, кто не жил с балеринами». Мне стало просто плохо! Я уже увидел и Алексея Михайловича, и Михаила Федоровича, при которых балета даже близко не было, других императоров... В общем, феерическая пошлость. И потом начинается: наследник, которого изображает иностранный актер; любовный треугольник: Николай прыгает, прошу прощения, из будуара Матильды в будуар к Александре, от Александры – к Матильде и прочее, и прочее… Это уже после брака с Александрой Федоровной. Потом коронация, на которой вдруг оказывается Матильда и кричит: «Ники!» Он падает в обморок. Катится корона Российской империи. Ну, пошлятина на каком-то предобморочном уровне. На конкурсе по пошлости фильм занял бы второе место, потому что уж слишком пошло. Так вот, я все это высказал режиссеру, извинился перед ним: он человек старше меня. Я сказал: «Простите, но я считаю так...» Он прислал мне сценарий. Я не буду рассказывать о сценарии, где я видел примерно то же самое, что и в этом трейлере... Ну как комментировать то, что Александра Федоровна, принцесса, Аликс, эта хрупкая тогда девушка, с ножом идет на Матильду? С заточкой идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь... Ну, о чем здесь вообще говорить? Действительно, у Николая Александровича были какие-то отношения (мы не понимаем какие) с Матильдой. В 1892 году он познакомился с юной балериной Матильдой Кшесинской. Кстати, в фильме рассказывается о том, что чуть ли не Александр III свел их, для того чтобы Ники получил какой-то там опыт. Ну бред собачий! Александр III по-французски переписывался со своей супругой Марией Федоровной, и они пишут друг другу: «Ужас, Ники по-настоящему увлекся этой балериной. Что делать? Надо их срочно разлучать...» Никаких специальных действий... Просто еще одна пошлость. Я не знаю, на кого это вообще рассчитано и какими несчастными людьми это сделано. Ну нельзя так играть на нашей истории. Это даже не фэнтези, это хуже. Если это фантастический фильм о Николае II, то это очень плохая фантастика, пошлая фантастика. Так вот, в 1892 году цесаревич Николай Александрович встретился с Матильдой и разрешил себе в нее влюбиться. Он очень полюбил девушку, которую звали Аликс (будущая Александра Федоровна), немецкую принцессу, внучку королевы Елизаветы, воспитывавшуюся в Англии, и он сделал ей предложение, но она отказалась, потому что не хотела менять вероисповедание (была протестанткой). И Николай, совершенно разочаровавшись в возможности брака, разрешил себе увлечься этой девушкой Матильдой. Что там было? Одни историки говорят, что никаких особых отношений у них не было, другие приводят некие свидетельства того, что все-таки отношения зашли далеко. Но это личное дело других. Мы же не моралисты, чтобы читать сейчас мораль. Личное дело... Во всяком случае, он дал возможность этой девушке в себя влюбиться и чувствовал ответственность перед ней. Но уже к концу 1893 года их отношения охладели, потому что и Матильда понимала, что ничего серьезного (брака, естественно) быть не может. И цесаревич Николай это понимал. А в 1894 году Аликс (будущая Александра Федоровна) согласилась стать женой наследника, Николая Александровича. Он был счастлив. Пришел к Матильде, извинился перед ней, попросил прощения, сказал: «Да, мы с тобой в особых отношениях, и я прошу тебя и впредь называть меня на «ты». Я обеспечу тебе всё, что могу обеспечить, но мы больше не можем даже видеться». И они действительно больше не виделись, хотя он ей помогал и финансово, и по артистической карьере. И больше они не виделись. В 1894 году состоялся брак Николая и Александры, и мы все знаем, какая это была удивительная, прекрасная семья, образец семьи: они любили друг друга бесконечно. Кстати сказать, наследник Николай Александрович все рассказал Аликс, и она записала в дневнике: «Ники все рассказал мне о своей влюбленности в Матильду. Мы оба поплакали…» Еще дети были: ему чуть больше двадцати, ей девятнадцать лет. И дальше она пишет: «Как же я ему благодарна за доверие, что он мне рассказал все это. Буду ли я когда-то достойна такого доверия?..» Вот какие удивительные слова пишет! Их брак был именно такой: неразрушимый, идеальный в самом высоком и прекрасном смысле слова. И тут в фильме рассказывается об этих, так сказать, прыжках из одного алькова в другой. Ну что это такое? Это просто экранизация песни Аллы Пугачевой: «Все могут короли, но только жениться по любви не может ни один король». Во всяком случае, это то, что я уразумел. Посмотрим фильм, конечно, может, они что-то переделали. Но в сценарии просто рассказывается о том, что любит-то он, конечно, Матильду, эту пролетарскую девушку, но из династических соображений должен жениться на этой странной, злобной фурии Александре. Ну как еще прокомментировать?.. Я являюсь по послушанию Святейшего Патриарха председателем Патриаршего совета по культуре. В «Российской газете» я опубликовал большую статью (она вышла в самом начале этого года), где рассказал обо всем этом и об официальной позиции Патриаршего совета по культуре. Я считаю, что запрет – это тупиковый путь. Мы не будем требовать запретов, да у нас и нет инструмента по запрету. Сейчас многие люди этого требуют, это их право, и я к нему отношусь с уважением. Просто я знаю, что запретить будет невозможно, у нас нет инструмента, нет цензуры по запрету, хоть на демонстрации мы будем ходить, хоть на что... И потом, путь запретов – это вообще тупиковый путь. Путь тотального разрешения всего что угодно и путь запретов – оба эти пути абсолютно деструктивные. Но рассказывать о правде истории мы должны, и мы оставляем за собой это право – высказаться так, как я сейчас и сказал: это ложь о царской семье, об обстоятельствах их жизни, ложь о нашей истории. А с художественной точки зрения это просто невыносимая пошлость. А дальше кто как хочет. Кому-то нравится заниматься экзерсисами по развешиванию лапши на уши, но это уже индивидуально, здесь мы ничего сделать не можем. Нравится поддержать такой фильм – что ж, поддержите, если вам нравится... На какие-то вопросы, касающиеся иных лиц, я отвечать не могу. Лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) "Февральская революция: что это было?" из мультимедийного исторического парка "Россия - моя история" города Екатеринбурга, 3 сентября 2017 г.