18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Кукловоды. Вита Сойка

Авторские куклы сегодня — это новый вид искусства. Тематические выставки собирают народу больше, чем начало продаж коллекции Maison Martin Margiela в H&M, а по количеству лайков их герои уверенно настигают котят, с ходу становясь объектом желания и коллекционной редкостью. Журнал «Cобака.ru» нашел шесть дизайнеров, которые делают настоящие шедевры — от текстильных хипстерских лисят и фарфоровых шарнирных принцесс до деревянных реконструкторских пандор и уретановых фэшн-див.

Вита Сойка

Ювелир и реставратор фарфора из Львова фотографирует свои работы — деревянных кукол Noble Dolls, выполненных по технологиям XVII–XVIII веков, — в собственноручно собранных антикварных интерьерах.

Украду выражение Сергея Образцова: «Всю жизнь я играю в куклы…» Это чистая правда. В детстве самыми нежно любимыми были те, что мастерила для меня мама, художник-скульптор. Она рисовала их на бумаге, вязала крючком, шила из ткани и даже делала фарфоровых. Сама того не ведая, она стала моим учителем кукольного мастерства. Позже я получила два художественных образования — в графическим дизайне и моделировании костюма, и оба они пригодились.

Первая кукла родилась два года назад. Предшествовало этому событию появление в моей небольшой коллекции антикварных кукол ее прапрародственницы — деревянной куклы XVIII века, то ли английской, то ли французской. Когда этот раритет попал ко мне в руки, они почему-то сразу зачесались сделать что-то подобное. А после дебюта остановиться было уже невозможно.

Расскажу поподробнее. Такие деревянные фигурки назывались пандорами, фэшн-куклами. Журналов тогда не было, и их использовали как манекены, в качестве глашатаев моды: одевали в модные «фишки» и отсылали в другие страны. Пандоры были большие и малые, первые демонстрировали парадные наряды, вторые — домашнюю одежду, с детализацией костюма вплоть до пуговок. Во время Тридцатилетней войны в Нидерландах даже войска останавливались, чтобы пропустить кортеж с пандорами.

Резная деревянная кукла требует много времени и труда, но это радостное времяпрепровождение, которое может продлиться от двух до трех месяцев. Я использую липу американских сортов. После того как работа с резьбой окончена, фигура покрывается специальным меловым грунтом — левкасом. Хотя смеси с таким названием в изобилии можно встретить на полках магазинов для художников, я делаю левкас самостоятельно по старинному рецепту. Он долго шлифуется до почти зеркальной поверхности, после чего наносится роспись пигментами и защитный слой из лака и воска. У моих кукол артикулируемые конечности — они могут сидеть или стоять с помощью подставки. Стеклянные глаза — антикварные, XIX века, ручной работы. Для причесок я использую натуральные волосы. Наряды шью исключительно ручным швом из антикварных и винтажных тканей и кружев, фрагментов золотого шитья. Вся одежда съемная и многослойная, соответствующая определенным периодам в европейской моде прошлых столетий.

Мои куклы не детская игрушка в общепринятом понимании. Это скорее предмет для коллекционирования и созерцания. Мои работы — для взрослых людей, которые не забывают, что все мы на самом деле являемся детьми и только играем во взрослых. Красота всегда хрупка и требует к себе уважения и деликатности. Но если ребенок это понимает, я буду только счастлива, что мои куклы смогут быть обласканы и детской любовью.

Мое личное мнение: жанр куклы — это новая ниша в большом искусстве. Прежде кукла привлекала художников не как серьезный жанр, а лишь как предмет декора и забавы. Только в первой половине ХХ века художник стал обращать на куклу взгляд как на иносказательный и мистический объект, как на инструмент для выражения мысли.

Человек появился не когда у него выпала шерсть, а когда он осмыслил себя в среде, посмотрел на себя со стороны. Кукла — доказательство этого факта. На появление гомо сапиенс указывает период, когда начали при захоронении класть фигурки, появился ритуал, человек отделил себя от остального тварного мира, попытался посмотреть на себя сверху, поиграть в бога. Для меня кукла никогда не была игрушкой, даже в детстве. Потому что у нее есть лицо. Кого-то это пугает, но чего пугаться? Есть же более страшные вещи. Я вот не люблю кукольные гламурные ужастики, это чистой воды спекуляции, вещи ни о чем, пустые, опасные в плане негативной энергетики — с кишками, соплями, кровью. Эстетики в этом я не вижу.

С каждой куклой связана своя история. Раздумывая над образом Марии-Антуанетты, я читала ее биографию авторства Антонии Фрейзер, пытаясь ощутить воздух, которым дышала королева, слушала музыку тех времен, наслаждалась живописью рококо. Поскольку я работаю медленно, моих кукол немного. На сегодня, хотя я бесперерывно занимаюсь именно куклами уже два года, их родилось всего десять. Шесть из них нашли свои дома и разъехались кто куда (от Москвы до Перу), последняя дебютировала на выставке «Искусство куклы» в Москве.

В своих работах я пытаюсь соединить архаику образа ранних примитивных кукол со скульптурной детализацией отдельных элементов, дизайнерски обыграть одежду и передать в дереве изящество фарфора. Мечтается, чтобы влияние таких скульпторов, как Иоганн Пинзель, Тильман Рименшнейдер, и таких мастеров живописи, как Буше, Фрагонар, Ватто, было узнаваемо в моих работах, как базовые составляющие компоненты в аромате новых духов. Но вместе с тем хочется развить что-то новое в себе.

Фото моих работ имеют разных авторов. Это и профессиональный фотограф из США Сергей Братковский, и эксперт и коллекционер антикварных кукол Наташа Курочкина из Москвы, и конечно, я сама делаю постановки с кукольными интерьерами. Просто сначала я собирала кукол. А когда захотелось создавать их самой, коллекционирование приобрело новое направление: меня стали интересовать миниатюрные предметы. Скажем, у меня есть японские сундучки XVIII–XIX веков, лаковые шкатулки, соответствующие модной мебели той эпохи. Также ищу посуду, это очень увлекает, к тому же я немного разбираюсь в мейсенском фарфоре. Часто просто роняю слюну, ведь такие вещи стоят очень дорого: какой-нибудь шкафчик обходится от 500 до 4000 долларов. Есть множество источников: Интернет, заграничные блошиные рынки, антикварные магазины, вплоть до аукционов Christie's. В Японии даже можно пойти в специализированный магазин, где все уже отсортировано и стоит еще дороже.

www.vita-soyka.livejournal.com

проект: Анна Дружинина, Радиф Кашапов

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Ноябрь

Комментарии (0)