18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Ксения Собчак. Мэрская дочка

На наших глазах дочь первого мэра Санкт-Петербурга Ксения Собчак невольно или вполне осознанно стала зеркалом времени. Когда в «нулевые» «питерцы» заняли главные места в Москве, глянцевые журналы и развлекательное телевидение стали единственными социальными лифтами, а деньги оказались национальной идеей, устраивающей всех, — Собчак олицетворяла все эти процессы, превратившись в главный медиабренд страны. На сломе эпох светская львица и порочная дева гламура сменила амплуа блондинки в шоколаде на имидж публичного интеллектуала. В прошлом году в житии Ксении Петербуржской произошел новый поворот: она стала рупором рассерженных горожан. Сила Собчак в правде, она, как медиум, гениально считывала коды времени, чаще других говорила то, что думает, и раньше других делала то, что нужно сделать. Мы провели деконструкцию этой девушки на все времена с помощью ее родственников, друзей и коллег.

Глава 1.

Мэрская дочка

Ксения и отец, Анатолий Собчак. 1986

Детство, отрочество, юность в колыбели революции и демократии. Прятки у Боярских. Собчак отказывается быть внучкой Ильича и разоблачает заговор цыган. Первые петербургские клубы и приобщение к взрослой жизни.

Людмила Нарусова

Мать Ксении Собчак, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике.

Ксения всегда была независимым ребенком, с детства умела мыслить нестандартно и самостоятельно. В первом классе, перед приемом в октябрята, учительница стала проводить с классом беседы, рассказывать, что октябрята — это внучата Ильича, с которого они должны брать пример. Дочь заявила, что у нее уже есть дедушка Борис и больше ничьей внучкой она быть не хочет. Учительница негодовала по поводу нашего аполитичного воспитания, меня вызвали в школу. А в нашей семье про Ленина и в самом деле не говорили.

Наказания на нее не действовали, только убеждение. Я хотела, чтобы она с детства обучалась английскому и французскому. Ксения поначалу сопротивлялась, но сейчас прекрасно говорит на этих языках. Она посещала художественную студию в Эрмитаже и училась балету в студии Малого оперного театра. Мы понимали, что она вряд ли будет заниматься этим профессионально, но для гармоничного развития ребенка это нужно. И конечно, была музыка: домой приходила педагог по фортепиано, еще с Ксенией занимался композитор Владислав Успенский, с которым мы очень дружили. Сохранилась даже его пьеса из трех частей — «Мама», «Папа», «Ксения», эти три этюда она играла.

У нее была любимая кукла Августина: Ксения очень любила отца, а он родился в августе. Потом началась эра Кена и Барби. Хотя предпочитала она активные физические игры. Она не училась в элитной школе, дружила с детьми во дворе, иногда весьма сомнительными. Кажется, в шестом классе у нее было увлечение — мальчик-второгодник, сейчас у него уже три ходки. Ее интересовали самые разные люди, принцип отбора был мне неведом. Но я рада, что сейчас с ней по жизни идут друзья, которых она нашла еще в юности.

Ксения всегда читала много книг и читает до сих пор. Я считаю, что у нее прекрасный писательский стиль, всегда с удовольствием открываю ее статьи: меткий язык, наблюдательный подход. В детстве мы вместо сказок читали ей Плутарха, Тацита, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония. Она отлично знала античную историю и все скульптуры в Летнем саду. Осенью мы часто гуляли в Павловске, у нас это называлась «пошуршать листиками».

Она всегда была гуманитарием. Химию и математику учила, только чтобы не получать плохих оценок. Думаю, с физикой она не ладила больше всего. Так, сейчас Ксения строит дом, а я живу рядом. Недавно ко мне подошел электрик и попросил поговорить с дочерью: она решила в одной комнате сделать панель из девяти розеток, можно ли как-то сократить их количество? Я спросила у Ксении, зачем столько. Она стала говорить, что одна нужна ей для фена, другая для кофеварки, третья для чайника... «А ты знаешь, что можно вставить тройник в одну розетку или пользоваться всем попеременно?» — поинтересовалась я у нее.

Ксения стеснялась, что она дочь мэра. В школу ее возила машина с охраной, но так, чтобы другие дети не видели, как она подъезжает. Когда она пошла учиться в художественную студию Эрмитажа, там надо было выдержать творческий конкурс. Она вернулась, сказала, что все прошла. Через месяц встречаю Михаила Пиотровского и спрашиваю, как учится моя дочь. Он отвечает, что не учится. Как так, удивляюсь я, ведь два раза в неделю ходит! Он обещал выяснить, а потом позвонил и сообщил, что в списке учеников ее нет. Тогда Ксения призналась, что на экзаменах не стала указывать фамилию Собчак, потому что тогда бы сдала гарантированно, и подписалась как Ксения Парусова.

Детские черты, которые исчезли или, возможно, глубоко спрятаны, — это сентиментальность и романтичность. Я помню, мы прочитали пушкинского «Станционного смотрителя» и специально поехали в Выру посмотреть на его домик. И она плакала, прижавшись ко мне, и говорила, что никогда от нас не уйдет, не выйдет замуж, всегда будет жить с нами. Но с шестнадцати лет стала жить отдельно. Миша Орлов приучил ее к клубам: «Пирамида», «Конюшенный двор». Обычное увлечение тинейджеров, которым хочется казаться старше. Мне, конечно, это не нравилось, но я понимала ее желание приобщиться к взрослой жизни.

Далеко не всегда наши взгляды совпадают. Бывает, мы ссоримся. Она совершенно самостоятельная личность, о чем я иногда забываю и пытаюсь ее опекать. Но для любой матери ребенок, даже если у него уже внуки, всегда остается ребенком.

Встреча с иностранной делегацией
Встреча с иностранной делегацией

Алла Усова

Двоюродная сестра

Она была достаточно смелой, непокорной, с сильным характером — все, что вы видите сейчас, было и в детстве. В любой компании становилась лидером, тянулась к старшим. Влиять на нее я никогда не пыталась, наверное, поэтому мы близки до сих пор. По-настоящему прислушивалась только к мнению отца. Ксения всегда обладала обостренным чувством справедливости. Когда ей было семь лет, мы отдыхали на море. На привокзальной площади купили у цыган жвачку, а это оказались конфеты. И Ксюша не побоялась, пошла разбираться, что было не так уж безопасно. Когда от нее отмахнулись, она стала кричать перед прилавком: «Люди, не покупайте! Это обман, это несправедливо!» С тем, что она говорит сегодня, это вполне ассоциируется.

Лиза Боярская

актриса

Мы были соседями. В детстве, когда родители были заняты, меня с братом оставляли в квартире Собчаков, а Ксению — у нас, и мы вместе проводили время. Ксения и Сергей старше меня на шесть лет, но разница в возрасте не имела значения — мы дружно играли в прятки, постоянно что-то придумывали. Потом она переехала в Москву и мы виделись несколько раз на церемониях, где у нас не было времени пообщаться.

Несмотря на отказ быть внучкой Ленина, Ксению приняли в октябрята. 1-й класс, 1987
Несмотря на отказ быть внучкой Ленина, Ксению приняли в октябрята. 1-й класс, 1987

Светлана Киселева

подруга

Мы дружили то недолгое время, когда мой отец, продюсер Владимир Киселев, сотрудничал с Анатолием Александровичем Собчаком по работе над фестивалем рок-музыки «Белые ночи Санкт-Петербурга». Мы с Ксенией ходили в модные клубы вроде «Доминика» и даже вместе летали во Францию.

Ксения Собчак в шестом классе. 1992
Ксения Собчак в шестом классе. 1992

Мария Антонова

подруга

Мы познакомились, когда Ксюше было четырнадцать лет. В душе она всегда была ранимым человеком и такой остается. Мне кажется, сейчас она стала более открытой, даже незащищенной, — она хочет быть самой собой, отказаться от имиджа, который создан программой «Дом-2». Хотя Ксюша мастерски может перевоплощаться в любые образы. Помню, перед тем как у меня родилась дочь Агафья, я встретилась с Ксенией — а она очень не хотела, чтобы я выпадала из светской тусовки, — и сообщила, что у меня две новости: плохая и хорошая. Во-первых, я беременна, во-вторых, известно, что будет девочка и она родится 5–6 ноября, а Ксюша родилась пятого. Узнав, что дочь по гороскопу будет Скорпионом, она решила, что все в порядке. И стала ее крестной.

Ксения с мамой в Диснейленде. Орландо, Майами, 1992
Ксения с мамой в Диснейленде. Орландо, Майами, 1992

Яна Расковалова

дизайнер

Мы познакомились в Петербурге, когда Ксении было семнадцать лет, и с тех пор дружим. Расскажу историю. Недавно у меня был день рождения, но все друзья были в разъездах, еще я заболела — в общем, не задалось. Но Ксюша очень трепетно относится к праздникам своих друзей и всегда делает их незабываемыми. Она знала и о моем настроении, и о том, что никого в этот день со мной рядом не было. Спустя ровно месяц мне позвонили якобы с телевидения с предложением дать интервью про Ксюшу для передачи, посвященной ей. Мы договорились встретиться в ее кафе «Бублик», я приехала к назначенному часу, а вместо репортера там меня ждали все мои друзья, шарики, торт, свечи, шампанское и наконец-то состоявшийся праздник. Несмотря на сильную загруженность, Ксюша помнит все предпочтения и увлечения своих близких и очень любит делать подарки!

На одиннадцатилетие Ксении подарили свитер из Парижа. 1992
На одиннадцатилетие Ксении подарили свитер из Парижа. 1992

Михаил Орлов

промоутер

Я впервые встретил Ксюшу на показе моды с топ-моделью Евой Герциговой в казино «Конти». Кто-то меня к ней подвел: познакомься, дочка Собчака. И с этого дня мы начали общаться. Мне было интересно, что такое дочка мэра, а она оказалась продвинутой и веселой. Тогда она была маленькой глупенькой девочкой. И на днях рождения все время прибавляла себе два года. По сути, я растил Ксюшу с четырнадцати лет, принимал участие в ее воспитании, проводил с ней все время. Она бегала ко мне прогуливать уроки и всюду болталась вместе со мной. Стала вовсю ходить по ночным клубам, а тогда были только те клубы, которыми занимался я, — я ведь был главным городским промоутером. Может, конечно, у нее и были ко мне какие-то девичьи чувства, но я, скорее, стал для нее кем-то вроде старшего брата. Моей близкой подругой тогда была Света Киселева, они с Ксюшей были не разлей вода, и мы часто гуляли втроем. Она не очень любила Петербург, этот город был для нее мал. Помню, приехал к ней в гости в Москву, говорю: «Скучаешь?» А она отвечает: «Вообще не скучаю, мне так нравится в Москве».

Ксения с родителями. Анапа, 1989
Ксения с родителями. Анапа, 1989

Владимир Яковлев

профессор, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга

В детстве ее отличала оригинальность. Она была очень разносторонней, ее интересовала история искусств, дебаты по которой у нас постоянно проходили. Она всегда была самостоятельной, со сложным, резким характером. И став взрослее, осталась такой же.

Ксения с родителями. Дачный поселок Комарово, 1982
Ксения с родителями. Дачный поселок Комарово, 1982

Сергей Костюшев

однокурсник в СПбГУ

На лекциях мы пересекались нечасто, так что сказать, кто больше косил от учебы, сложно. Но мне запомнился эпизод, когда на втором курсе Ксения сделала блестящий доклад по социологии — нам было задано провести свое небольшое исследование, включающее опрос. Подготовилась она отлично, было видно серьезное отношение к делу.

Ксения в детском саду. 1985
Ксения в детском саду. 1985
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)