18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Как музы Эйфмана поздравили мэтра с 70-летием

В честь юбилея Бориса Яковлевича мы собрали главных прим балетмейстера, попросив рассказать о первой встрече с мэтром и инициации неклассической хореографией. 

Мария Абашова, Любовь Андреева, Валентина Морозова, Елена Кузьмина

Мария Абашова, Любовь Андреева, Валентина Морозова, Елена Кузьмина

Валентина Морозова, Любовь Андреева, Мария Абашова, Елена Кузьмина

 Валентина Морозова, Любовь Андреева, Мария Абашова, Елена Кузьмина

Первый спектакль Борис Эйфман сочинил в пятнадцать лет, в двадцать один год работал хореографом в Академии Вагановой, а в тридцать один — создал единственный в СССР негосударственный театр балета. Он придумал, что Достоевского, Толстого и философские концепции можно станцевать, а в брежневскую эпоху в Кремлевском дворце вполне уместно показать провокационную постановку на музыку Pink Floyd. В труппу Эйфман всегда набирает непременно высоких и красивых артистов, не всегда востребованных в классическом балете. Он переделывает их «под себя», и они становятся звездами.

Первая по-настоящему эйфмановская балерина — Валентина Морозова. Маргарита в «Мастере и Маргарите», Настасья Филипповна в «Идиоте» и Тереза Ракен в «Убийцах», она безоговорочно приняла хореографию психологических переживаний. Под Елену Кузьмину мэтр поставил культовую «Красную Жизель». Мария Абашова первой перевоплотилась в «Анну Каренину», а Любовь Андреева стала Николь Уоррен в Up & Down, балете по мотивам полуавтобиографического романа «Ночь нежна» Фицджеральда.

Борис Эйфман в балетной школе в Кишиневе

Борис Эйфман в балетной школе в Кишиневе

Борис Эйфман за работой. 1970-е годы

Борис Эйфман за работой. 1970-е годы

Валентина Морозова, народная артистка России

В театр Эйфмана я поступила в 1978 году, всего через год после того, как Борис Яковлевич его основал. Начинала в кордебалете и лишь потом стала исполнять ведущие партии. Моя первая встреча с Эйфманом была на просмотре в труппу, куда я пришла из Куйбышевского театра. Сразу стало понятно, что театр, где важны в первую очередь психологические переживания на сцене, — мой. Наверное, несмотря на выучку Академии Вагановой, я даже окончательно утратила интерес к классике. Первое десятилетие существования труппы было наполнено не только творческой работой, но и многими трудностями. Каждый спектакль, даже самый безобидный, приходилось по нескольку раз сдавать худсовету, а Эйфмана учили, как он должен ставить. А когда театр начал выезжать за рубеж, самого Бориса Яковлевича не выпускали на гастроли».

 

Елена Кузьмина, заслуженная артистка России

Первый раз я увидела Бориса Яковлевича в Академии Вагановой. Он стремительно влетел в балетный класс — красивый, стильный (в модных кожаных штанах). Все девочки начали перешептываться, а он показал на двух балерин (кажется, самых высоких) и сказал, что хочет попробовать их в труппу. Мне всегда нравились характерные роли, поэтому после классики овладевать школой Бориса Яковлевича было очень интересно, хотя и не всегда просто. Солисткой балета Эйфмана я стала в 1989 году. У меня было много счастливых моментов в труппе, но почему-то больше всего запомнилось, как мы показывали «Красную Жизель» в Большом театре, который в то время возглавлял Владимир Васильев».

 

Любовь Андреева, солистка труппы

Я родилась и начинала танцевать в Минске, поэтому с Борисом Яковлевичем мы познакомились уже на просмотре в труппу. Мои коллеги предупреждали: Эйфман — строгий и требовательный, поэтому при первой встрече меня больше всего поразило, что он много улыбался. В Белоруссии я танцевала не только классику, но и модерн, который изначально был мне гораздо ближе и органичнее. При переходе на хореографию Бориса Яковлевича мне не пришлось ломать себя. Работая над новой партией, каждый раз интересно открывать в себе что-то новое, как физически, так и психологически. Эйфман умеет сразу разглядеть в артисте то, что уже в нем заложено, и помогает осознать в себе возможности, о которых ты ранее даже не догадывался».

 

Мария Абашова, солистка труппы

 Я училась на Западе и планировала, что там и останусь работать. Когда меня привезли в Петербург на просмотр в театр Бориса Яковлевича, я была совсем юной и дерзкой девчонкой и специально не взяла с собой пуанты. Но Эйфман отреагировал изобретательно: заставил меня четыре раза подряд исполнить длинный современный номер. Потом я получила приглашение посмотреть спектакль «Красная Жизель», куда шла с твердым намерением уехать обратно в Европу, но мои планы резко изменились. Глядя на сцену, поражалась: как артисты делают все эти поддержки, как такое возможно? И вот танцую в театре Эйфмана на протяжении уже пятнадцати лет. Я благодарна Борису Яковлевичу, что он дает возможность пробовать себя в разных амплуа и не остаться исполнительницей одной роли».

 

фото: Валентин Блох
стилист: Роман Кянджалиев
ассистент стилиста: Полина Апреликова

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Август, №187
Люди:
Мария Абашова, Борис Эйфман

Комментарии (0)