• Развлечения
  • Театр

Чего ждать от нового балета Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et Contra»

Накануне 70-летнего юбилея Бориса Эйфмана Санкт-Петербургский государственный академический театр балета представит на сцене Александринского театра спектакль «Чайковский. Pro et Contra». По сути, это новое прочтение постановки, впервые представленной режиссером 23 года назад и успешно показанной по всему миру. Мы первыми проникли за кулисы и узнали, чего ждать зрителю от новой версии спектакля.

Петр Ильич Чайковский — любимый композитор Эйфмана, поэтому возвращение к этой личности, жизни и творчеству которой был посвящен созданный хореографом в 1993 году балет «Чайковский», вполне понятно, в особенности с учетом новых возможностей театра. К ним относятся и новая хореография в духе психологического балета, и костюмы, автором которых стала Ольга Шаишмелашвили, а также декорации и световые решения, за которые отвечают Зиновий Марголин и Александр Сиваев. Музыкальная партитура спектакля, целиком и полностью основанная на произведениях Чайковского, осталась практически той же, за исключением некоторых дополнений.

Балет «Чайковский. Pro et Contra» — это и экскурс в творчество композитора, и история личных переживаний, причем обе темы тесно связаны и перетекают одна в другую. По словам Бориса Эйфмана, в результате он стремился еще глубже понять внутренний мир Чайковского и ответить на вопрос, почему такой успешный композитор писал настолько трагическую музыку.

Борис Эйфман:

Каждый художник самостоятельно решает, стоит ли возвращаться к своим прошлым произведениям. Я постоянно нахожусь в развитии, и когда встает вопрос о реанимации моих старых балетов, то я подхожу к этому творчески. Я хотел бы, чтобы такие спектакли, как «Чайковский», «Братья Карамазовы», «Красная Жизель», вернулись в репертуар, но при этом соответствовали бы тем возможностям, которыми сегодня обладает наш театр. Иными словами — чтобы спектакли, которые приходят к нам из 20 века, соответствовали 21 веку.

Я думаю, не стоит ассоциировать Чайковского с какой-то определенной эпохой, потому что Петр Ильич — личность вне времени. Его музыка, обогатившая мир, будет жить вечно. Это вопрос не актуальности темы, а моего отношения к композитору, которого я очень люблю — на произведения Чайковского я поставил шесть балетов. Мы попытались понять его внутренний мир, отношения с окружающими и то, как все это сублимировалось в творчестве.

С момента премьеры первого балета мое отношение к Чайковскому не изменилось, но изменился мир, изменился мой театр и, в конце концов, изменился я сам. Сейчас у меня появилось новое видение этой личности и возможность реализовать такой спектакль в нашем театре».

Главных действующих лиц в новой постановке, как и в версии 1993 года, четверо: это сам Чайковский в исполнении заслуженного артиста России Олега Габышева, его двойник (Сергей Волобуев), сопровождающий композитора в моменты творческих душевных терзаний и олицетворяющий его греховное начало, а также два биографических персонажа — покровительница композитора Полина фон Мекк (Мария Абашова) и его жена Антонина Милюкова (Любовь Андреева). Трагическая судьба последней (неудачный брак, физическое отвращение со стороны Чайковского, осуждение общества и двадцать лет, проведенных в стенах психиатрической лечебницы) развивается в тесном сплетении с историей главного героя.

Сюжетная линия состоит из воспоминаний умирающего композитора, в котором трогательные картины его жизни сменяются аллюзиями на тему его творений, среди которых балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Призраки преследуют Чайковского до самой смерти, и главный из них — он сам. Возможно ли примирение и покой? Этот вопрос предстоит решить зрителю.

Олег Габышев, солист Театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель партии Чайковского: 

Для меня это первое исполнение партии Чайковского, в старом балете я танцевал другую роль. Сложность состоит в том, что, создавая образ Петра Ильича, необходимо быть объективным и точным. Ведь композитор известен, любим и почитаем во всем мире, особенно в Роcсии — для нас Чайковский национальный герой. Мне хотелось сделать его более ранимым, в то же время отразив глубину души Петра Ильича. Мне очень понравилось, как композитор изображен в советском фильме «Чайковский», где играл Иннокентий Смоктуновский — он получился скромным, деликатным. Мне показалось, что Чайковский был именно таким.

В новом балете сама музыка наводит тебя на плавные и мелодичные линии, поэтому хореография для меня — не самое сложное в данном случае. Труднее было передать те переживания, боль и борьбу, из которых и рождались гениальные творения».

Ближайшие спектакли балета «Чайковский» пройдут 24 мая и 29 июня на сцене Александринского театра.

Текст: Наталья Васенкова

Фото: Евгений Матвеев 

Наши новости в Telegram
Комментарии

Наши проекты