13 февраля стартовал новый сезон «Выживалити»: разбираемся, как шоу стало главным экстремальным реалити российского ТВ и как оно исследует человеческую природу.
На «Пятнице» стартовал третий сезон «Выживалити» — шоу, которое заметно выделяется среди других российских реалити. Сам жанр телеигры на выживание трудно назвать свежим изобретением: американское шоу Survivor и его российская адаптация «Последний герой» знакомы зрителям с начала нулевых. Были и более поздние попытки освоить формат, но «Пятница» создала не просто шоу о физической выносливости, а, скорее, эксперимент над пределами человеческих возможностей. Вначале от проекта не ждешь ничего, кроме развлекаловки, ведь конструкция «Выживалити» проста: звезды, суровые условия, коалиции и голосования на вылет, борьба за крупный денежный приз — 10 миллионов рублей. Но в проекте «Пятницы» подлинная ставка оказывается куда выше: способность сохранить человеческий облик в экстремальных условиях. И по мере погружения становится очевидно, что шоу поднимает глубокие и порой философские вопросы, которые волнуют каждого: о природе страха, честности, выбора и тщеславия.
Испытание страхом
Если к просмотру шоу приступаешь с неким скепсисом (чем еще способен удивить жанр реалити?), то через пару серий обнаруживаешь, что с волнением ждешь новых. Причина тому — подлинный экстрим. Между участником и опасностью здесь практически не остается дистанции. Неслучайно в образах «безликих» (так в проекте называют технических ассистентов, которые сопровождают испытания и носят одинаковые комбинезоны и маски) считывается оммаж «Игре в кальмара». Испытания в «Выживалити» пусть и не настолько жестокие, но требуют предела физических и психологических возможностей: решиться сделать шаг и спрыгнуть с вертолета в бушующее море, пройти по крыше поезда, который мчится на высокой скорости, проехать полосу препятствий в горящей машине.
Рано или поздно каждый участник сталкивается с собственной фобией, и ты переживаешь вместе с героями: страх уравнивает людей по обе стороны экрана. Во втором сезоне участников столкнули со страхом смерти: одним из испытаний стало буквально «погребение заживо», когда участников в деревянных ящиках закапывали под землю, и им нужно было выбраться на поверхность. Наблюдать за подобным становится по-настоящему некомфортно: чужая паника вдруг оказывается очень понятной. Хочется отвернуться от экрана, а честнее будет сказать — от собственного страха. Разумеется, «Выживалити», как и любое подобное шоу, создается усилиями большой команды — от режиссеров до инженерно-технических специалистов, отвечающих за безопасность и проработку каждого этапа. Сценарий испытаний продуман от и до, но напряжение и драматургия приближают проект к формату социального эксперимента.
Агент-провокатор
Еще одна причина успеха шоу — ведущий. Знакомым многим как Купитман из «Интернов», Вадим Демчог в «Выживалити» отнюдь не «говорящая голова». Будучи профессиональным актером, кандидатом психологических наук, знатоком трансперсональной психологии, он точно считывает психотипы, задает неудобные вопросы, сталкивает участников друг с другом и безошибочно находит их слабые места. Благодаря таланту ведущего «Выживалити» превращается в тонкую психологическую игру, наблюдать за которой не менее увлекательно, чем за самими испытаниями.
Территория правды
«Выживалити» разрушает еще один устойчивый миф — о постановочном аскетизме подобных шоу. Здесь участники действительно живут в суровых условиях, терпят лишения и голод — а не идут в ресторан и мягкую постель после того, как камеры выключаются. К слову сказать, в лагере, где живут участники, камеры работают 24/7, фиксируя все, что происходит с героями. Бытовые сцены — спор из-за картошки, слезы усталости или плетение интриг — и некоторые испытания (например, с неоднозначными фактами из прошлого) позволяют рассмотреть за медийным образом обычных людей — уязвимых и искренних. Это придает проекту почти документальную интонацию.
Возвращение легенд
Герои «Выживалити» — это звезды, слава которых закончилась много лет назад, но о которых интересно узнать — а что с ними происходит сейчас? Например, появление Степана Меньщикова, героя «Дома-2», или телеведущего Владимира Тишко, больше известного по культовой рекламе стирального порошка и фразе «Вы еще кипятите? Тогда мы идем к вам». Признаемся, наблюдать за этими участниками было интереснее всего. И если поначалу кастинг «Выживалити» может сбить с толку, то вскоре задумка создателей становится очевидной: в попытке вернуть былую медийность или пересобрать себя на глазах у миллионов зрителей, участники выкладываются без остатка. Конфликты, самоирония, упрямство в испытаниях — все это делает их живыми и непредсказуемыми героями. Третий сезон продемонстрировал самый эклектичный состав за всю историю проекта — от Богдана Титомира и Амалии Мордвиновой до Алексея Куличкова из культовой программы «Такси» и блогера Дианы Астер, которая недавно прошла рехаб в реалити «Звезды под капельницей».
Реалити уровня кино
«Выживалити» заметно отличается от подобных реалити качеством съемки. Живописные панорамы, динамичный монтаж, продуманная драматургия кадра — все это ставит шоу на один уровень с международными проектами. Команде «Пятницы» удалось доказать, что эффектную картинку можно снять не только в тропических джунглях. Пейзажи Абхазии (первый сезон) и Карачаево-Черкессии (второй) выглядят свежо и не менее эпично. В новом сезоне съемочной площадкой стал Пермский край, а лагерь участников расположился в заброшенном пионерлагере города Чусовой — чувствуем вайбы «Пищеблока».
Можно спорить о том, насколько реалистичны условия проекта и где проходит грань между развлечением и испытанием себя. Но именно в этом споре раскрывается ключевая идея: «Выживалити» не просто развлекает, а ставит вопрос о том, что делает нас людьми, когда обстоятельства выводят из привычной зоны комфорта. Он адресован не только участникам, но и зрителю — и, кажется, именно поэтому от шоу невозможно оторваться.
Комментарии (0)