Руководитель департамента производства телефильмов ТВ-3 о своем пути в кино, о том, какие сериалы и фильмы ждут зрителей в 2026-м и в чем заключается ДНК канала.
Когда началось ваше увлечение кино и почему вы решили связать с ним свою жизнь?
Много лет назад у моих родителей была знакомая американка, и как-то раз они при мне обсуждали ее стандартный рабочий день: она смотрела дома кино и читала новости, а потом ехала на киностудию и представляла проект, который только что придумала. Тогда на меня это произвело сильное впечатление — какая комфортная работа! И только спустя годы я поняла, что она была продюсером. Конечно, на деле все оказалось не так весело. (Улыбается).
Во ВГИК я пришла, можно сказать, за компанию. Никто в моей семье не имел отношения к кино. Но во ВГИКе учились моя лучшая подруга и некоторые друзья. В то время мне казалось, что это разумный повод поменять факультет международной журналистики, куда я изначально поступила, на киноведение.
Расскажите немного об институтских годах. Какой вы были в студенчестве, какие предметы вам нравились?
ВГИК был очень свободным по обстановке и доброжелательным по отношению к студентам. Целыми днями студентам-киноведам показывали фильмы — просто счастье. Зарубежное кино вел уникальный киновед Валерий Турицын, проректором был Сергей Лазарук, отечественное кино вели Лидия Зайцева и Николай Изволов. Все это энциклопедически образованные люди, поэтому впечатления самые радужные. Начитанность и насмотренность, которую в нас развивали, — это база, без которой сложно делать кино.
С чего началась ваша карьера и как вы попали на ТВ-3?
Сразу после института мне повезло получить работу редактора в производящей компании, мы делали много проектов для канала «Россия-1», потом я получила должность шеф-редактора на канале СТС, после была снова «Россия-1», куда я вернулась руководителем производства отдела телекино. История с ТВ-3 возникла совершенно неожиданно: на канале «Россия-1» вышел наш сериал «Лимитчицы», очень дорогой для меня проект, который прошел с большим успехом. Практически сразу после премьеры мне написала Тина Канделаки, с которой мы не были знакомы, и сначала я подумала, что это розыгрыш. Мы встретились и оказалось, что Тина смотрела «Лимитчиц», и ей очень понравилось. Буквально через месяц я присоединилась к команде ТВ-3. Все произошло стремительно.
В 2024 году ТВ-3 исполнилось 30 лет, за эти годы многое поменялось: а каким был канал, когда вы пришли туда работать, и какой он сейчас?
Это был канал со стабильно успешным дневным эфиром, который держал высокий рейтинг за счет брендов «Гадалка» и «Слепая». В то же время ТВ-3 оставался чуть ли не единственным каналом с иностранными сериалами в прайм-тайме, что уже не было в тренде. Начало собственного производства ускорил массовый уход зарубежных компаний с нашего рынка. Решение руководства холдинга о замене иностранного контента на отечественный было вопросом даже не политическим, это был вопрос выживания канала. Ведь черного экрана в телевизоре не может быть.
Вы спродюсировали десятки проектов на канале. Что, на ваш взгляд, в первую очередь нужно для успешного запуска фильма или сериала?
«Сценарий, сценарий и еще раз сценарий», — известная цитата Альфреда Хичкока в ответ на вопрос, что нужно, чтобы сделать великий фильм. И везение — добавлю от себя. Следующий шаг: найти режиссера, которому можно доверить воплощение этого сценария, а затем необходимо четкое выполнение производственного плана. Совмещение творчества и производства — это и есть работа продюсера.
Так получилось, что в основе самых успешных наших проектов заложена серьезная драматическая история. Самое интересное — это когда не знаешь, как бы ты сам поступил на месте персонажей. Это особо ценная интрига и эмоции.
Поделитесь планами на будущее: какие проекты ТВ-3 покажет в следующем году?
Весной и осенью 2026 года, помимо продолжений уже зарекомендовавших себя проектов «Ронин» и «Кордон», в эфире появятся совершенно новые истории. «16 лет и 9 месяцев» — сериал способный объединить у экранов подростков, их родителей и поколение постарше, не оставив никого равнодушным. «Менталистка» — про психолога со сверхспособностями для любителей дедуктивного метода и детективов. «Колдунья» — красивая мистическая сказка для взрослых, полностью снятая в Башкирии. Детектив «Ангел», где главная героиня, следователь по профессии, встречает мужчину неземного происхождения. Криминально-мистическая драма «Зов русалки», в которой главному герою, расследующему серию преступлений, предстоит столкнуться с необъяснимым явлением. Триллер «Террикон» про шахтерский поселок, куда обманом заманивают новых жильцов, детективная драма «Возвращенец» о герое, приехавшем из зоны боевых действий в Петербург, и научная фантастика «Тайный знак» — переосмысленный популярный формат начала нулевых про тайное общество в закрытом городе.
Также мы приступили к съемкам историко-приключенческого сериала «Дубровский. Русский Зорро», где соединили образы двух мстителей, борющихся за правду. Это наш первый проект совместно с АНО «ИРИ» и онлайн-кинотеатром PREMIER.
Как сейчас обстоят дела с закупкой иностранного контента на канале?
Что касается импортозамещения, то начиная с конца девяностых годов на российском телевидении естественным путем собственный продукт постепенно вытеснил иностранный. Раньше на федеральных каналах шли латиноамериканские мыльные оперы, в вечернем прайме показывали американские сериалы и т.д., но с момента развития внутренней индустрии эта тенденция сама сошла на нет, что совершенно понятно. Смотреть про себя гораздо интереснее, так устроено во всем мире.
Как вы выбираете города для съемок: что важно в этом вопросе, кроме сценария?
Значительная часть наших зрителей живет в регионах, поэтому в планах максимально задействовать все эффектные сеттинги, дать зрителю понять, что действие в наших проектах происходит во всех уголках страны, в их регионах, а не только в рамках Садового кольца столицы. Таким образом мы объединяем страну через экран ТВ-3. География съемок включает Башкирию, Красноярский край, Мурманскую область, Урал. Список будет продолжен.
ТВ-3 имеет неразрывную связь с Петербургом: второй сезон сериала «Ронин» отчасти и сериал «Крестоносцы» снимали именно здесь. А какие у вас отношения с городом? Есть ли любимые места?
Первый раз я оказалась в Петербурге на премьере фильма «Охота на пиранью», на котором работала. Было ощущение праздника, которое наложилось на все восприятие Петербурга. Часто бываю в городе по работе, многие проекты сняты именно там. Любимые места, конечно, есть, но из последнего впечатления — прогулка на лодке по реке Карповке, мы увидели совершенно другой, новый для себя город с воды, если кто не был — безусловно рекомендую. Ну, а кроме того, Петербург всегда удивляет с точки зрения гастрономии, москвичей в том числе.
Планируются ли еще какие-то съемки в Петербурге в ближайшее время?
Не просто планируются, а уже идут. Совсем недавно начались съемки проекта «Возвращенец» совместно с нашими партнерами «Триикс Медиа». Это криминальный детектив, в котором город — один из героев.
Давайте помечтаем: если бы вы могли реализовать любой проект с любым бюджетом, каким бы он был?
Героический эпос про реального персонажа русской истории с масштабными съемками и фееричными декорациями. Сценарий почти написан, а мечты должны сбываться.
Каким вы видите ТВ-3 через 5 лет?
Канал со своим узнаваемым продуктом, который зритель безошибочно идентифицирует и собственными брендами, которые будут отмечать юбилейные сезоны.
Есть мнение, что стриминговые сервисы «задавят» телевидение. Что вы думаете на этот счет, придется ли «выживать» и как конкурировать в такой ситуации?
Телевизор все еще остается развлечением номер один для всей семьи по всему миру. Да, ритм жизни изменился, появилось множество запросов на короткий и быстрый контент, но в планетарном масштабе именно телевидение сохраняет лидерство и генерирует основную выручку в медиапространстве благодаря охвату и доступности. О популярности телевидения говорят не только рейтинги и выручка. Например, на соцсети канала ТНТ подписаны более 130 миллионов человек!
Топ-3 важных качества руководителя на ТВ, на ваш взгляд.
Ответственность в понимании направления и следование ему, независимо от ситуативных неудач. Знание «своего» зрителя и любовь к нему. Ну и третье — телевидение, как и кино, дело коллективное, то есть надо уметь взаимодействовать с людьми.
Фото: Дмитрий Самоделов.
Комментарии (0)