• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Почему выставка Петрова-Водкина в Русском музее – самая важная в этом сезоне?

Поделиться:

Юбилейная ретроспектива Кузьмы Петрова-Водкина (140 лет!) в Русском музее открывается уже 24 мая и просто обречена на успех — художник одинаково понятен любителям и традиционной живописи, и радикального модерна.

 "Богоматерь Умиление злых сердец", 1914-1915  

"Автопор­трет", 1918 г

"1919 год. Тревога", 1934 г.

"На линии огня", 1916 г. 

"Голова юноши (Красный ангел)",  1915 г.

 "Землетрясение в Крыму",  1927-28 г.

Карьера одного из самых самобытных и «диких» русских модернистов — пример не русской, а скорее американской мечты о self-made man: сын сапожника вырвался из поволжских низов на вершины современного ему искусства. Начал 15‑летний Кузьма как ученик иконописцев — эти технические и эстетические принципы так и останутся в его беспокойном творчестве порой отчетливыми, а местами едва проглядывающими элементами.

В 1900-х, отучившись в классе Валентина Серова в Московском художественном училище, молодой Петров-Водкин совершает традиционный для живописца того времени вояж на несколько лет по Европе. Посетив Францию, Италию и даже Северную Африку, он проникается идеями символистов, очаровывается тонкостью работ Матисса, всерьез воспринимает «аналитический метод» Поля Сезанна. Влияние европейских мод начала века ярче всего проявляется в гротескной, «антибуржуазной», написанной в темных тонах серии «Театр».

"1918 год в Петрограде", 1920 г.

"Утренний натюрморт",  1918 г.  

"Утро", 1917 г.  

"Жаждущий воин", 1915 г.

"Фантазия", 1925 г. 

"Театр. Драма", 1907 г.

В 1911 году он вступает в модное эстетское объединение «Мир искусства», а годом позже напишет свое программное произведение — «Купание красного коня» — апофеоз символизма и вместе с тем полотно глубоко русское и бунтарское. «Гимном Аполлону» и «взрывом чудовищного смятения» назвал картину искусствовед и художник Александр Бенуа. Хрупкий обнаженный юноша, взнуздавший исполинского алого коня, — источник огромного количества интерпретаций: от прямолинейно фрейдистских версий до трактовок в духе текстов современного культуролога Александра Эткинда, усмотревшего в грандиозной символике солидарность с преследуемыми апокалиптическими сектами, хлыстами и скопцами — многие из которых поддержат пожар обеих русских революций.

 

 

В отличие от многих современников, Петров-Водкин никогда не изображал зло, отвратительную сторону существования, удручающую дисгармонию. Он всегда оставался певцом утопии — будь то эсхатологической или социальной. Впрочем, как считают исследователи, для художника апокалипсис и революция не были чем-то разным. В этом смысле он своеобразный Андрей Платонов в живописи. Пример этого синтеза — картина «1918 год в Петрограде», которую очень скоро стали называть не иначе как «Петроградской Мадонной». Хаос, голод и насилие первого советского года он выразил надмирным образом матери, кормящей младенца, — тысячелетний иконописный лик выписан на фоне совершенно по-импрессионистски окрашенных петроградских зданий, на которых обыватели читают декреты новой власти.

"Купание красного коня", 1912 г.

"Селедка", 1918 г. 

"Мальчики (Играющие мальчики)",  1911 г.

"Мать", 1915 г. 

"Полдень",  1917 г.

"Рабочие", 1926 г.

Даже в очевидно ангажированных, угодных большевистской диктатуре картинах он не допускает прямолинейности или пропагандистской плакатности. В картине «1919 год. Тревога» в центре сюжета — семья молодого рабочего, застывшая в тревожном страхе перед надвигающимися на город белогвардейцами. Но яркое цветовое решение, отступление перед прямой перспективой «остраняют» эту картину, превращая тревогу в чувство почти экзистенциальное, а не сиюминутное.

Со второй половины 1920-х, когда чиновники от искусства начали наступление на русский авангард, Петров-Водкин ушел в сценографию и преподавание. Художник оформлял «Дневник Сатаны» по Леониду Андрееву и «Женитьбу Фигаро» Бомарше в Ленинградском театре драмы (бывшей и будущей Александринке). И даже был избран в начале 1930-х председателем местного отделения Союза художников СССР, недавно созданного на обломках всего и вся. Утопист и эрудит, самоучка и оригинал пережил большой террор невредимым и в почете умер в страшном 1939-м.

Выставка «К.С.Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения» с 24 мая по 20 августа

Текст: Артем Лангенбург

Фото: архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Май 2018
Дата события:
24 мая - 20 августа 2018 года
Места:
Русский музей. Корпус Бенуа
Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: