18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Мария Элькина: «Нападки на Эрмитаж выглядят как штурм Зимнего 2.0? Ничего подобного!»

Наш колумнист Мария Элькина — сторонник конструктивных дискуссий: дождавшись окончания нападок защитников животных на Государственный Эрмитаж, она поднимает сложную тему неправильного отношения к музеям.

В Петербурге, кажется, затихает скандал со стороны защитников животных в адрес Эрмитажа. Напомню, некая дама из Перми написала петицию в Министерство культуры с просьбой закрыть выставку бельгийского художника Яна Фабра в Эрмитаже. Десять тысяч человек поставили под ней подписи. В общем, ничего особенного, однако этот инцидент был освещен практически всеми городскими и даже некоторыми федеральными средствами массовой информации, а Министерство культуры официально ответило авторам в том духе, что Эрмитаж мол, и хороших выставок много делает, так что уж и за эту пусть отвечает сам. То есть общественность и институции довольно бурно на послание отреагировали, тем самым по крайней мере частично признав его легитимность. Подписантам, к слову, не нравилось, что Фабр делает, а Эрмитаж демонстрирует чучела животных – мол, это жестоко и детям показывать нельзя. Характерно, что поддержку им высказали матерые борцы за «традиционные» ценности, в том числе Виталий Милонов – очевидно, не до конца осознав, что права животных в политической системе координат стоят где-то в одном ряду с равноправием сексуальных меньшинств.

Великий мыслитель Эразм Роттердамский, полемизируя с Мартином Лютером, имевшем, как известно, нетривиальные способности к убеждению народных масс, заметил, что всякую истину и позволено произносить вслух, но далеко не всякую полезно. Рассуждения в любом ключе о художественной ценности произведений Яна Фабра следует оставить в стороне. Можно только заметить, что с отличие от Снейдерса, откровенно любующимся тушами животных, Фабр как раз убийство животных осмысливает этически.

Не о любви к животным речь. Искусство в музее, любого времени – зрелище эмоционально сильное, выбивающее из колеи приятной повседневности. И о смертности – не только животных, но и нас самих – оно напоминает нам иногда довольно беззастенчиво. Великие мастера в последнюю очередь думали о хрупкости нашей психики. Не надо далеко искать: каноническое «Возвращение блудного сына» Рембрандта нервного современного горожанина может запросто довести до многомесячной депрессии. Мы в полушаге от того, чтобы задаться вопросом: не вредно ли детям думать о таких неоднозначных жизненных ситуациях.

Влюблённые в фотографию котиков обыватели уверенно утверждают, что Эрмитаж – место общественное, а, значит, они имеют право решать, что там будет выставлено. Выглядит как штурм Зимнего 2.0? Ничего подобного. Зимний брали от нужды и чувства несправедливости, а нынешний житель мегаполиса протестует от избытка комфорта и свободного времени. И неплохо, с одной стороны, что протестует. Благодаря этому не стали строить небоскреб на Охте, спасли 31-ю больницу, не дали перевезти часть коллекции Щукина-Морозова из того же Эрмитажа. Было бы глубоко неверно тут проводить политические демаркационные линии, что мол одни точки зрения высказывать полезно, а другие вредно. Полезно высказывать любые точки зрения, которые не противоречат закону и не призывают его нарушать. Совершенно очевидно, что абсолютное большинство подписавших петицию искренне переживают за животных. Где тут преступление? Где ошибка?

Ошибка в том, как мы воспринимаем музей. В общем-то, примерно как сквер под домом, как территорию, за которую можно и нужно воевать. Как-то вошло в сознание, что это такое же социальное учреждение, как детский сад или поликлиника,. Мы можем требовать билеты подешевле и искусство попонятнее. Музей существует не для утоления субботнего культурного голода.


В неправильном восприятии музеев виновата сама эпоха, поставившая среднего человека и выручку от билетов во главу угла.

Хотя на деле Эрмитаж занимается деятельностью сродни научной, а нам разрешают зайти и посмотреть. Довольно гостеприимно, надо сказать, разрешают, так что и жаловаться грех. Но вот рассказывать, как именно и чем он должен заниматься, все же не стоит. Как не стоит рассказывать ученым, какие направления кажутся нам более подходящими для исследования. Здесь не общественное пространство, ни в буквальном, ни тем более в переносном смысле.

Впрочем, в неправильном восприятии ситуации виноваты не авторы петиции, и не «традиционалистская» повестка дня в России, а сама эпоха, поставившая среднего человека и выручку от билетов во главу угла. Уж больно кокетливо разного уровня институции заигрывают с обывателем, очень уж хотят ему понравится.

Не дай бог Эрмитаж и правда начнет организовывать выставки с оглядкой на избирательное большинство. В конечном итоге, опасна не петиция, а бурная реакция на нее. Единственным правильным ответом тут могла быть только тишина, насколько возможно полное игнорирование. И колонку это писать по уму не следовало бы.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)