18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Даешь цвет!

Фестиваль стрит-арта «Стенограффия» проходит в России с 2010 года, и уже второй раз — при поддержке «Газпром нефти». В нынешнем году он стал по-настоящему масштабным и вошел в число крупнейших фестивалей граффити мира. С июля по ноябрь «Стенограффия» побывала в 9 населенных пунктах: стартовала традиционно в Екатеринбурге, откуда фестиваль родом, прогремела впервые в Омске, порадовала Ноябрьск, Муравленко, Оренбург, Ханты-Мансийск, осветила солнцем северные поселки Новый Порт и Мыс Каменный и завершилась в Санкт-Петербурге.

Символ фестиваля бумажный кораблик, родившийся в прошлом году, в нынешнем появился еще в нескольких городах, в том числе в Оренбурге на улице Чкалова

Символ фестиваля бумажный кораблик, родившийся в прошлом году, в нынешнем появился еще в нескольких городах, в том числе в Оренбурге на улице Чкалова, 24. Его автор местный художник Максим Чукин.

Началось все с того, что в 2010 году трое подвижников из Екатеринбурга — Евгений Фатеев, Андрей Колоколов и Константин Рахманов — решили использовать таланты уличных художников для улучшения городской среды. «Даешь цвет!» — с этим лозунгом фестиваль вышел в город. На первую «Стенограффию» в Екатеринбурге собралось более 150 стрит-арт-художников из 25 городов России. За несколько летних дней город заиграл яркими красками — граффити на тему «Европа и Азия: столкновение противоположностей» появились в подземных переходах, на плитах набережной, во дворах спальных районов и на зданиях вдоль гостевого маршрута. Вскоре организаторы создали агентство Streetаrt, которое и по сей день занимается фестивалем.
За семь фестивальных лет в Екатеринбурге было создано несколько сотен объектов уличного искусства, многие из которых получили статус городских достопримечательностей, а сам город теперь признан российской столицей стрит-арта.


Из манифеста «Стенограффии»:

«Наш фестиваль о том, как каждый из нас в какой-то момент застает себя в не им придуманном и созданном мире, который обладает одним очень важным качеством — «сероцентризмом», стремлением к незаметному, самоустраняющемуся, никакому, непрозрачному серому… Смазать «карту будней» цветовым пятном — это поступок, это подвиг, это подчас большая ответственность. А еще это проявление, приключение, экспансия смысла, населяющего стены и крыши... Смыслы можно прокричать, даже проорать. Или по-дружески и задушевно проговорить, разговорить. Смыслами можно даже излечить.
Излечить токсичное визуальное, видимое нами ежедневно и ежечасно. То визуальное, что влияет на нас незаметно, не сразу, но неумолимо, определяя диапазон возможного и допустимого, порождая визуальные автоматизмы (подобные автоматизмам мысли), которые затем сами собой воспроизводятся… Ребенок, выросший на детской площадке с видом на ржавую стену, позже обязательно незаметно для себя воспроизведет ее сам автоматически, разрешит себе уживаться с кривым забором на даче, с полуразрушенной кухней в своей квартире… Как с этим бороться? Чем победить?
Есть набор способов, которые мы называем «экологией визуального». Все, что мы видим вокруг, составляет особую среду, которая постоянно влияет на нас. Пребывание в этой среде не проходит бесследно. Но и сама среда состоит из следов, оставляемых нами. Осознав это, вооружившись краской, смыслами, мы можем разорвать круговорот серого.
Давайте не будем создавать серое, и тогда оно перестанет «создавать нас». От нас зависит, каким будет окружающий мир, который нас формирует. А значит, за работу! За дело!»

Сохранить

С каждым годом на фестивале становится все больше участников из разных городов и стран, появляются новые соорганизаторы и волонтеры. Год назад «Стенограффию» взяла под свое крыло компания «Газпром нефть», включив ее в программу социальных инвестиций «Родные города», и фестиваль вышел на межрегиональный уровень. Но принципы не изменились. Основная идея прежняя — улучшать эстетику улиц, добавлять эмоции в зачастую не очень привлекательные современные городские ландшафты, знакомить россиян с современным искусством и формировать новое отношение жителей к городской среде.

В начале года объявляется тема и начинается прием заявок. Темы выбираются исходя из актуальных, общественно-политических, социальных и других важных повесток России — от «Глобального разума» до «Уголка футбола», от «Образа счастья» до «Года литературы».

В нынешнем году темы фестиваля были обозначены так.
«Теплые стены». Мы живем преимущественно в городах с очень коротким летом, а все остальное время — если не зима, то тусклый демисезон с грязью, непогодой и хмурым небом. Не хватает солнца, тепла, ярких эмоций. Их и предложили внести в городскую жизнь участникам фестиваля.
«Сказки народов мира». Это то, что остается с человеком из детства и чем хочется поделиться с другими. Просветить и приобщить к своему важному и родному.
«Футбол» в поддержку ЧМ-2018, к которому готовится вся страна.
И традиционно художникам была предложена свободная тема, которая дает возможность пофантазировать, пофилософствовать и вообще выразить себя без ограничивающих строгих рамок.
Результат: сотня ярких работ, культурные магниты, которые нужны везде, а не только в столичных и крупных городах, море позитива и тепла. «Круто!», «Завидуем Ноябрьску», «Как Омску повезло! Какое чудо у них теперь», «Респект команде из Екатеринбурга», «Великолепная работа! Восхищаюсь и благодарю создавших ее. Дальнейших вам успехов!», «Чудесно! Хочу, чтобы везде такие рисунки были!» — такими комментариями наполнены блоги «Стенограффии» в соцсетях.

Главную тему художественного высказывания-2017 оргкомитет «Стенограффии» объявит в январе – феврале. Тогда же начнется прием эскизов и идей арт-проектов от всех желающих. Готовьтесь!
А пока познакомимся с яркими итогами этого года.

Фото: пресс-центр фестиваля "Стенограффия-2016"

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)