Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

«...Одной картины я желал быть вечно зритель»: в Музее Достоевского расследуют тайну пропавшей из кабинета писателя репродукции «Сикстинской Мадонны»

Эту картину видели вживую единицы, но вдохновляла она тысячи. Для Достоевского Мадонна Рафаэля стала навязчивой идеей, «воплощением Красоты». Классик не единожды обращался к образу в романах «Преступление и наказание», «Бесы» и «Подросток».

Неизвестный фотограф. Фоторепродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (фрагмент). Вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж
Изображение предоставлено «Собака.ru» пресс-службой Музея Достоевского

Неизвестный фотограф. Фоторепродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (фрагмент). Вторая половина XIX века. Государственный Эрмитаж

5 августа Литературно-мемориальный музей Достоевского совместно с Эрмитажем открывает выставку-исследование «...Одной картины я желал быть вечно зритель» — о культе «Сикстинской Мадонны» Рафаэля Санти в русской культуре XVIII–XX веков. Картина критиковалась и воспевалась, описывалась в научных и литературных статьях, упоминалась в высказываниях писателей и философов — от Василия Жуковского, Павла Анненкова, Александра Герцена и Виссариона Белинского до Варлама Шаламова, Василия Гроссмана и других.

Многие из классиков видели картину лишь на репродукциях, единицы могли наблюдать оригинал. Одним из немногих счастливчиков был и Федор Достоевский, который часами изучал полотно в Дрезденской картинной галерее. По возвращении в Петербург писатель мечтал о репродукции «Сикстинской Мадонны» — редкая фотография большого формата (кадрированная, без фигур святых Сикста и Варвары) была подарена ему Софьей Толстой (вдовой Алексея Толстого) в 1879 году и долгое время висела над диваном в его кабинете. Эта фотография (и ее почти детективная история!) стала центральным сюжетом выставки.

В экспозицию вошли высказывания русских писателей о впечатлениях от картины, копия «Сикстинской Мадонны» работы Алексея Маркова (1830-е годы) из собрания Музея Российской Академии художеств и фотографии кабинета Достоевского, сделанные Вольдемаром Таубе. Основная задача проекта — показать, как казалось бы обычное тиражное изображение становится частью культурного наследия и личной истории.

Кабинет Достоевского. Фотограф Вольдемар Таубе, 1881 год (Государственный музей истории российской литературы имени Даля)
Изображение предоставлено «Собака.ru» пресс-службой Музея Достоевского

Кабинет Достоевского. Фотограф Вольдемар Таубе, 1881 год (Государственный музей истории российской литературы имени Даля)

Неизвестный художник. Фрагмент картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». XIX век.
Изображение предоставлено «Собака.ru» пресс-службой Музея Достоевского

Неизвестный художник. Фрагмент картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». XIX век.

После смерти писателя фотография перешла к его сыну, Федору Достоевскому. В 1918 году, уехав хоронить мать в Ялту и застряв там из-за Гражданской войны, он оставил петербургскую квартиру пустовать. По возвращении сын обнаружил пропажу фотографии и других вещей. Репродукция на долгие годы оказалась потерянной. Только недавно научные сотрудники Музея Достоевского обратили внимание на аналогичную фотографию «Сикстинской Мадонны» из собрания Эрмитажа. Ее крупный формат, уникальное кадрирование (только Мадонна с Младенцем) и время создания (1870-е годы) совпали с описанием утраченного снимка. Теперь эта эрмитажная реликвия — главный артефакт детективной истории.

Выставка «...Одной картины я желал быть вечно зритель»: «Сикстинская Мадонна» и Достоевский открыта с 5 августа по 14 сентября в Литературно-мемориальном музее Федора Достоевского на Кузнечном переулке, 5/2.

0+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)