Исторические полотна покинут основную экспозицию музея на два года, после чего обновленные вернутся в Воскресенский зал Михайловского замка.
В Русском музее впервые за 200 лет стартует комплексная научная реставрация двух монументальных полотен крупнейшего автора классицистической школы исторической живописи последней трети XVIII — первой трети XIX века Григория Угрюмова: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Обе — 1799 года. В прошлом картины украшали Воскресенский зал Михайловского замка, а в 1897 году одними из первых пополнили собрание Русского музея. Ранее реставраторы проводили локальные консервационные мероприятия, чтобы продлить сохранность изображения.
За двухвековую историю на обеих картинах появились жесткие изломы, прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Оригинальный колорит композиций скрыт под потемневшим лаком и более новыми многочисленными поновительских записями.
Подобно «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова в 2023 году работы над «Взятием Казани 2 октября 1552 года» и «Призванием Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» пройдут в зале открытой реставрации №86 корпуса Бенуа. Проект также включает масштабную образовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов» для молодых реставраторов в рамках инициативы ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Успешные выпускники получат диплом проекта и возможность войти в штат музея. Кроме того, в зале открытой реставрации разместят специальный QR-код, отсканировав который, посетители смогут увидеть уникальные материалы о ходе реставрационных работ: видеозаписи, фотографии, интервью с реставраторами и кураторами, информационные статьи.

Елена Давыдова
начальник Управления Департамента ПАО «Газпром», Генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома.
«Уникальной особенностью нашей совместной работы является системная образовательная и просветительская программа. Очень важно сделать реставрацию и реставраторов видимыми. Это важно для профессионального сообщества, интересно для публики и придает дополнительный импульс сохранению и возрождению богатейшего историко-культурного наследия нашей страны.
Практика публичной реставрации, начатая при работе над шедевром Карла Брюллова «Последний день Помпеи», продолжается — на протяжении двух лет для полотен Григория Угрюмова она также будут проходить в открытом формате.
Совместно с проектом ПАО "Газпром" "Друзья Петербурга" для молодых специалистов профильных специальностей разработан масштабный курс из 90 мастер-классов на базе реставрационного отдела музея. Также запланирован видеокурс для всех, кто хочет узнать больше о работе со станковой живописью, который будет доступен на платформе "Лекториум"».
В феврале 2025 года Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Русский музей и ПАО «Газпром» заключили трехстороннее соглашение о развитии национальной школы реставрации. Центром координации проектов выступит Русский музей: проект направлен на создание основ для воспитания нового поколения реставраторов и передачи им знаний и опыта лучших специалистов страны.
Комментарии (0)