Все три полотна — ценные примеры ранненидерландской живописи, уцелевшие вопреки волне иконоборчества — возвращаются в музейный зал.
17 мая в Аполлоновом зале (№ 260) Зимнего дворца открывается выставка «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации». На ней покажут сразу три шедевра из коллекции фламандской живописи — все только что вышли из мастерской реставраторов.
Самый известный из них — «Мадонна во Славе» Яна Провоста. Бывшая алтарная картина собора в Брюгге (1524 год) была скрыта от иконоборцев в стене и забыта на два столетия: ее обнаружили лишь в руинах в XVIII веке. После реставрации на фоне стали отчетливо видны живописные башни «Мон Сен‑Мишель», а также фрагмент с кораблем на мели.
«Мадонна с Младенцем» Провоста прежде хранилась в запасниках Эрмитажа: она происходит из большой алтарной композиции. Удалив наслоения XVIII–XIX веков, реставраторы вернули живописи чистоту XVI столетия: корона вновь заиграла драгоценным золотом, одежды ангелов — белоснежным, а фон наполнился светом.
Третья работа — «Мадонна с Младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе). Долгое время считавшаяся поздней копией, прошла дендрохронологию и подтвердила подлинность. Отличительная особенность — синий пигмент, к которому часто обращался художник в зрелом периоде творчества. Благодаря реставрации раскрылись тончайшие мазки и насыщенный ультрамарин, о котором писал уже в XVII веке Карел ван Мандер.
В зале также установлен мультимедийный киоск, благодаря которому можно узнать все подробности истории «Мадонн» и ознакомиться с процессом реставрации картин.
Куратор проекта — Николай Зыков, а реставрационные работы выполняли специалисты Лаборатории научной реставрации станковой живописи под руководством Виктора Коробова и Татьяны Барановой.
После выставки картины станут частью постоянной экспозиции нидерландского искусства Эрмитажа.
Выставка «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации» открыта с 17 мая по 7 сентября 2025 в Аполлоновом зале Зимнего дворца Эрмитажа на Дворцовой площади, 2.
6+
Комментарии (0)