18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Эрмитаж покажет гравюры художника Ренессанса Андреа Мантеньи

18 ноября 2023 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа откроется выставка «Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности».

Андреа Мантенья. Битва морских божеств (правая половина), 1470-е годы.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Андреа Мантенья. Битва морских божеств (правая половина), 1470-е годы.

Андреа Мантенья, как и все художники Ренессанса, пытался возродить Античность, оживить и продолжить великое древнее искусство. Для этого он выработал особый метод: находил в произведениях античных мастеров наиболее выразительные позы и композиции — своеобразные формулы, выражающие пиковые эмоции, — и затем использовал их в собственных работах. Жизни этих форм и формул в графике самого Мантеньи и творениях его последователей и посвящена выставка.

Впервые термин «формула», «формула пафоса», вынесенный в название выставки, применил к произведениям искусства немецкий историк искусства, этнограф и культуролог Аби Варбург, написавший свои основные труды в начале XX века. Согласно Варбургу, «формула пафоса» обозначает изобразительную схему, которая позволяет передать пиковые эмоции. «Формулы пафоса» базируются на общечеловеческой способности опознавать эмоции другого человека — будь он живым или изображенным — и заражаться ими.

На экспозиции будет представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспеха). В центре внимания — семь гравюр Андреа Мантеньи. Это листы «Положение во гроб», «Христос между святыми Андреем и Лонгином», две половины «Битвы морских божеств», «Богоматерь с младенцем» и парные гравюры «Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой».

Основная задача выставки — проследить ход мысли мастера и показать античные и средневековые прототипы его образов, а также продемонстрировать, как распространялись и видоизменялись в произведениях учеников и подражателей пластические формулы человеческих эмоций, найденные Мантеньей.

Например, двухчастная «Битва морских божеств» — своего рода перевод рельефа на язык гравюры. Античные мотивы, использованные в этих листах, заимствованы, вероятнее всего, из рельефов древних саркофагов. На выставке можно увидеть свидетельствующий об этом фрагмент саркофага римской работы III века — он украшен изображениями морского кентавра и нереиды.

Фрагмент саркофага с изображением морского кентавра и нереиды. Рим. Середина III в.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Фрагмент саркофага с изображением морского кентавра и нереиды. Рим. Середина III в.

Инталия с изображением нимфы Ауры на морском чудовище. Резчик Диоскурид, I в. до н. э. – I в. н. э.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Инталия с изображением нимфы Ауры на морском чудовище. Резчик Диоскурид, I в. до н. э. – I в. н. э.

Альбрехт Дюрер. Морское чудище. Oк. 1497 г.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Альбрехт Дюрер. Морское чудище. Oк. 1497 г.

В свою очередь, ярким примером влияния образов Мантеньи на художников следующего поколения является гравюра Альбрехта Дюрера «Морское чудовище». Фантастический образ чудища и центральная женская фигура в этой композиции очевидно вдохновлены «Битвой морских божеств».

Проследить за тем, как одна и та же формула накладывается на разный сюжет, языческий миф или христианскую притчу, можно и на других экспонатах.

В организации выставки приняли участие Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека.

Посетить выставку «Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности» можно будет по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа до 18 февраля 2024 года.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)