18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Гид по выставке «Жилище будущего» в Мраморном дворце

В Русском музее стартует выставка «Жилище будущего» — масштабное размышление о том, какими будут мир и среда обитания через десятки, а то и сотни лет и есть ли в этом мире место для человека. Рассказываем, почему стоит посетить мероприятие и чем вдохновлялись его создатели.

Изображение предоставлено центром визуальной культуры BÉTON

От библиотеки до машинного зала

Зрителю предлагают посмотреть на различные помещения: библиотеку, оранжерею, спортзал, офис, машинный зал и даже технологический подвал, представить, что будет нас окружать в недалеком (или далеком) будущем. В проект вошли 24 крупноформатных станковых фотополотна, над которыми авторы проекта работали три года. Размер самой большой цифровой картины — 4,3 метра в ширину, а вес некоторых работ достигает 200 килограммов. Петербург стал первым из городов, в котором покажут все работы серии. Пространство Русского музея было выбрано не случайно: музей является ведущей площадкой для демонстрации работ современных художников. Для этого приспособлены пространства, в которых много света, высокие потолки, а стены специально перекрасили в нейтральный цвет, чтобы ничего не отвлекало зрителей от просмотра работ.

Знакомьтесь, арт-группа ГрОМ

Авторы выставки — арт-группа ГрОМ, в которую входят фотохудожник Ольга Мичи, историк фотографии Алексей Логинов и искусствовед Артем Логинов. Арт-группа сформировалась в 2020 году, основала в Москве центр визуальной культуры BÉTON, в нем проходят различные фотовыставки российских и мировых художников. Основатель творческой группы ГрОМ Ольга Мичи уже представляла публике несколько успешных проектов. Например, «Уязвимые» и «Лицо божества». В них художница исследует вопросы прошлого и настоящего, и «Жилище будущего» стало своеобразным замыкающим элементом триптиха, где уже ГрОМ размышляет о будущем.

Ольга Мичи

фотохудожник, участник арт-группы ГрОМ

Все три выставки — «Уязвимые», «Лицо божества» и «Жилище будущего» — мы объединили общим названием «Выбор пути». Изображения для первого проекта я делала, когда работала в Африке, Мьянме и на Чукотке. В проекте «Уязвимые» я обращаюсь к традициям, к тому, что человек хочет забрать с собой в следующий этап жизни. Размышляю на тему того, как глобализация влияет на малые народы, и ставлю зрителя перед выбором: что сохранить, а от чего отказаться. Эта история больше про прошлое. В следующем проекте я использую коллекцию масок различных народов, культур и времен. Это большая работа, в ней мы с кураторами исследуем человека и общество. Через маску мы рассказываем об идолах, о символах, которые рождаются здесь и сейчас, и ценностях в разные временные промежутки. Это скорее диалог о настоящем. В «Жилище будущего» мы размышляем о том, куда человек придет, если сделает тот или иной выбор. Какое направление выбрать для развития? А главная мысль — каким будет человек и будет ли он вообще?

Изображение предоставлено центром визуальной культуры BÉTON

Как современные технологии помогают искусству

Одной из главных задач для арт-группы ГрОМ было добиться четкости изображений на полотне гигантских размеров. В этом им помогли современные технологии.

Ольга Мичи

фотохудожник, участник арт-группы ГрОМ

Мы снимали в разных больших локациях: в бункере и в компьютерных классах, в фитнес-залах, клиниках, библиотеке. Перед нами вставал вопрос, как получить детализированное изображение и затем перенести его на большой формат. Поэтому мы использовали не только привычную фототехнику, но и специального фоторобота. Он последовательно делал сотни кадров нужного пространства, а мы потом сшивали их воедино. Именно благодаря такой технологии зритель увидит идеальную авторскую работу.

После печати изображения накатывались на композитную основу дибонд и сверху покрывались специальным пластиком, который защищает их от солнца и гарантирует, что они не потеряют вид как минимум следующие 200 лет, что соответствует международным музейным стандартам.

Также ГрОМ использовала в работе искусственный интеллект, одну картину даже полностью доверили компьютерному разуму.

 

Алексей Логинов

историк фотографии, участник арт-группы ГрОМ

Когда появились программы с использованием искусственного интеллекта, мы стали работать гораздо быстрее. Нам не нужно было привлекать дополнительных технических специалистов. Если первые работы мы делали порядка 4–5 месяцев, то следующие, с помощью ИИ, — около месяца. Мы покупали лицензии на использование программ и в процессе создания усложняли запросы, чтобы получить результат, наиболее соответствующий творческому замыслу

Башня Татлина как символ единства

«Жилище будущего» — это не только размышление о том, что нас ждет, но и масштабное посвящение советскому художнику-авангардисту Владимиру Татлину и его проекту монументального памятника III Интернационалу. Башню Татлина можно отыскать на всех работах, иногда в очень необычном виде.

Ольга Мичи

фотохудожник, участник арт-группы ГрОМ

Владимир Татлин — величайший художник, которому мы хотели сделать посвящение. Поэтому на всех работах можно найти башню, мы ее преобразили на свой манер. Она служит неким символом единения людей перед лицом освоения новых цивилизаций. Где-то мы над ней иронизируем — она превращается в маленький сувенир, подобно брелоку Эйфелевой башни в каждом магазинчике Парижа. Где-то она у нас работает как некая биржа, на которой отображаются котировки добра и зла

Отсылки к Дюссельдорфской школе фотографии

Арт-группа ГрОМ — последователи Дюссельдорфской школы фотографии. Следуя традициям основателей школы Бернда и Хиллы Бехер, художники стремятся показать, что промышленные объекты могут обладать высокой эстетической ценностью. Это видно на всех работах «Жилища будущего»: помещения на них не только функциональные, но и очень красивые.

Кстати, четкость изображения — тоже одна из основ Дюссельдорфской школы. Поэтому художники так стремились к детализации. Среди своих вдохновителей авторы называют таких известных последователей школы, как Андреас Гурски, Кандида Хёфер и других.

Изображение предоставлено центром визуальной культуры BÉTON

Вдохновленные «Аватаром»

Однако ГрОм вдохновляют не только предшественники, но и все современное — кино, театр, игры и соцсети.

В работах художников каждый найдет отсылки к чему-то очень знакомому. Например, фильмам «Аватар», «Судья Дредд», «Сталкер», «Робокоп» и «Звездные войны». На одной из работ, например, фигурирует легендарная игра «Марио». Ну а если все же хочется классики, попробуйте отыскать на одном из изображений фрагмент картины Пабло Пикассо «Герника».

 

Ольга Мичи

фотохудожник, участник арт-группы ГрОМ

Нас вдохновляет современная жизнь. Это и кино, и театр, и игры, и, конечно, великие работы предшественников. В то же время зрителю будет интересно смотреть выставку, потому что в фантазиях о будущем он увидит черты современной, сегодняшней жизни и уже знакомые ему элементы — например, из популярного кино. В одной из работ мы использовали клингонский язык — язык внеземной цивилизации из популярного сериала «Стартрек», представив, что именно он мог бы стать языком будущего.

Миссия: пропагандировать фотоискусство

Как уже упоминалось Ольга, Алексей и Артем не только участники арт-группы, но и создатели московского центра визуальной культуры BÉTON. Раз в два месяца в нем проходят фотовыставки, которые основатели наполняют экспонатами из обширной коллекции центра (от дагерротипов до работ современных авторов) и фотографиями приглашенных участников — из России и из-за рубежа. В числе основных миссий ЦВК BÉTON художники называют пропаганду и изучение фотоискусства.

Алексей Логинов

историк фотографии, участник арт-группы ГрОМ:

Мы открыли ЦВК BÉTON в апреле 2022 года. Этому предшествовали наши с Ольгой поездки по мировым фотографическим музеям. Нам хотелось, чтобы фотографии, как авторская работа и фотографический отпечаток, стали восприниматься в нашей стране как произведение искусства. Мы проводим выставки раз в два месяца, обычно они сопровождаются лекциями и какими-то образовательными программами. У нас есть своя коллекция авторских фотографических отпечатков. В нее входят и первые дагерротипы, сделанные на территории России и датированные 1842 годом, и работы современных авторов. Мы всегда стараемся расширять экспозицию, наполняем ее не только фотографиями, но и, например, скульптурами, живописью. Мы часто проводим выездные выставки, какой, кстати, и является «Жилище будущего».

Выставка «Жилище будущего» продлится до 8 января 2024 года. Мраморный дворец Русского музея, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1.

12+

Реклама. ЦВК BÉTON.

Комментарии (0)