18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
Искусство

В Русском музее открылась выставка собрания музея AZ «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Анна Сметанина поговорила с директором музея AZ, меценатом Наталией Опалевой о ее коллекции и об одном из самых выдающихся периодов в мире современного искусства.

Наталия Опалева
Наталия Опалева
Наталия Опалева
Наталия Опалева

Меценат Наталия Опалева — смелый и уверенный коллекционер. Когда Наталия в 2015 году совместно с Полиной Лобачевской основала в Москве музей AZ, посвященный ее любимому художнику-нонконформисту Анатолию Звереву, не все верили в успех — никто ранее подобного мономузея в России не открывал. Но в итоге оценили подход и профессионализм команды Опалевой и арт-директора Полины Лобачевской. Дочь коллекционера Георгия Костаки, Алики, даже подарила частному музею более 600 работ Зверева.

С годами коллекция музея расширилась до 2500 работ, охватив творчество и других представителей московского и ленинградского андеграунда и представив настоящий «портрет эпохи». Грандиозная выставка в Русском музее «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», где представлена часть коллекции Наталии Опалевой, стала настоящим событием в Санкт-Петербурге.

Наталия, коллекция музея AZ выросла из вашего личного увлечения Зверевым — оглядываясь назад, изучив творчество других нонконформистов, вы бы выбрали еще кого-либо для создания мономузея?

Музей AZ действительно задумывался как музей одного художника. Творчество Зверева как представителя московского андеграунда 1960-х безгранично и невероятно разнообразно. Великий коллекционер, обладавший острым глазом и идеальным вкусом, Георгий Дионисович Костаки говорил, что Зверев был достоин музея еще при жизни. При всей моей любви и уважении к другим художникам-шестидесятникам, вряд ли удалось бы сделать еще один мономузей. Работы многих разлетелись по разным странам и коллекциям, собрать их даже для одной персональной выставки — проблема! Не говоря уже о музее с постоянной экспозицией…

Но мне кажется, что есть еще один художник, музей которого получился бы очень интересным и живым, — это Франциско Инфантэ. В этом году ему исполняется 80 лет, он продолжает активно работать и каждое лето придумывает новые серии артефактов. Кроме того, у Франциско невероятная семья: все дети и внуки получили по наследству самое большое сокровище — талант. Это мог бы быть музей о целой династии Инфантэ — уникальный случай!

Наталия Опалева. Анна Желудь. Арт-объект «Специальное место». 2007. Металл
Наталия Опалева, Анна Желудь. Арт-объект «Специальное место». 2007. Металл

По каким принципам вы собираете музейную коллекцию?

Моя коллекция ограничена рамками московского и ленинградского нонконформизма, но даже при всей строгости отбора уже сейчас это более 50 художников и около 2,5 тысяч работ только этого круга и времени. Удивительно, но до сих пор бывают открытия: появляются совсем ранние, неизвестные работы — это всегда потрясение и радость. Недавно моя коллекция пополнилась двумя ранними работами Немухина и Мастерковой 1962 года. Это был период их совместной жизни и общего увлечения абстракцией. Работы приехали из Франции, где находились много лет. То, что они вернулись в Москву и будут показаны на одной из наших ближайших выставок, — большая удача, на мой взгляд.

Сейчас в коллекции музея 2500 картин нонконформистов, а большую часть работ Зверева передала музею дочь Костаки. Расскажите, пожалуйста, как так получилось? Почему коллекция отдана в дар частному музею, не государственному?

Алики Костаки подарила музею Анатолия Зверева около 600 работ. Причем это были произведения самого яркого периода художника 1957–1960-х годов. Многие искусствоведы считают, что именно в это время он создавал свои самые выдающиеся картины и рисунки, хотя с этим можно и поспорить. Решение было принято Алики в первый день нашего знакомства: она была несказанно рада тому, что в Москве открывается музей Толечки Зверева, как его звали в семье Костаки. Известно, что Зверев был любимым художником Георгия Дионисовича, хотя он и отказал ему в руке своей дочери.

Почему работы были подарены частному, а не государственному музею?

Я думаю, причин несколько, но одна из главных — Алики прекрасно помнит, как трудно было ее отцу расставаться с половиной коллекции русского авангарда, которую необходимо было оставить Третьяковской галерее. Это было условие их выезда в Грецию. И только спустя 40 с лишним лет в Третьяковке появился зал Костаки, прошла выставка, посвященная великому коллекционеру, изданы книги о коллекции.

Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х
Фото предоставлено музеем AZ

Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х

Анатолий Зверев. «Сосны»
Фото предоставлено музеем AZ

Анатолий Зверев. «Сосны»

Расскажите, пожалуйста, как формировалась выставка «Параллельные вселенные»?

Выставка «Параллельные вселенные» имеет для меня особое значение. Это определенный этап развития коллекции, показ ее главных работ. Важно, что это происходит в Русском музее, в одном из главных музеев страны. Первые месяцы подготовки к выставке были посвящены отбору произведений, наиболее ярко представляющих собрание и эпоху оттепели. Это время удивительное само по себе, породившее плеяду талантливых музыкантов и композиторов, режиссеров, поэтов, каждый из которых стремился найти свой собственный язык и свой путь в искусстве.

Вместе с главным хранителем коллекции Натальей Волковой и художником-постановщиком Анатолием Голышевым были придуманы основные принципы построения экспозиции. Хотелось показать каждого художника корпусом самых важных работ, представленных в коллекции. И в то же время надо было выстраивать определенную линию, ведущую посетителя по залам от начала до конца. Вторая часть названия выставки — «от абстракции к артефакту» — дает в какой-то степени логику построения выставки, но все же это весьма условно.

В процессе развески работ произошла удивительная история. Кто-то из сотрудников Мраморного дворца вспомнил, что две работы Немухина, купленные мною на «Сотбис» из коллекции Бар-Гера, уже висели в этом зале в 1996 году, когда Бар-Гера впервые привезли в Россию свое собрание и показывали его в Русском музее!

В чем особенность работы частного музея с государственной институцией? Почему такое сотрудничество необходимо и важно? Часто ли вам приходится сталкиваться с мнением общественности, что частные музеи существуют исключительно для зарабатывания денег и как коммерческий продукт?

Мне кажется смешным предположение, что частные музеи создаются для зарабатывания денег. Ни один музей не может быть прибыльным предприятием, если оценить его так, как принято оценивать проекты в бизнесе. Всегда есть спонсор — частные инвесторы или государство, без помощи которых музейная институция просто не смогла бы существовать. Частный музей, обладающий серьезной коллекцией, становится интересным для партнерства, и музейный обмен важен для частного и государственного музея. Довольно часто именно в частных коллекциях есть редкие работы или неизвестные имена, ведь серьезные коллекционеры живут своим собранием, посвящают всю свою жизнь поискам и сбору информации о художниках и работах, и иногда им улыбается удача.

Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969 год
Фото предоставлено музеем AZ

Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969 год

Анатолий Зверев. Автопортрет. 1968 год
Фото предоставлено музеем AZ

Анатолий Зверев. Автопортрет. 1968 год

Нет ли желания создать большую концептуальную экспозицию, собрав работы выдающихся авторов Москвы и Петербурга, участников Бульдозерной и Газаневской выставок? Могло ли это стать ежегодным проектом, например, в Санкт-Петербурге?

Идея создания общей институции, посвященной шестидесятникам, причем не только художникам, давно уже витает в воздухе. И, наверное, рано или поздно это будет сделано. Это действительно могла бы быть общая для Москвы и Петербурга платформа, так как круг нонконформистов не ограничивается только московскими художниками, были очень яркие фигуры и в Ленинграде: Евгений Рухин, Евгений Михнов-Войтенко, Арефьев и его круг.

В государственных музеях неофициальное искусство представлено очень слабо. В 1960–1970-е годы работы нонконформистов не покупались и не принимались в государственные собрания, да они и за искусство не считались, если честно… А потом лучшие работы разошлись по частным коллекциям и зарубежным собраниям и музеям. Именно поэтому собрать и показать коллекцию художников-шестидесятников и через их творчество рассказать об эпохе лично мне кажется очень важным.

Почему нонконформистское искусство и авангард приобрели популярность в последнее время? Может быть, есть ощущение усталости от искусства современных художников?

Искусство шестидесятых сейчас действительно вызывает большой интерес. Об этом много говорится и пишется: издаются книги, проходят выставки, а наши отечественные аукционы иногда поражают качественными работами нонконформистов, продаваемыми за хорошие деньги. На мой взгляд, это абсолютно заслуженно. И я не боюсь пресыщения от выставок шестидесятников, так же как и от первого авангарда. И то, и другое явление — часть нашей истории и часть мирового художественного процесса, кто бы что ни говорил.

Каждая новая выставка или новая публикация дает новое знание о предмете, выявляет новую грань или забытое имя, поэтому пусть выставок и книг будет больше! Если говорить о современном искусстве, как оно может надоесть? Это же тоже часть нашей жизни, причем очень интересная. Когда есть возможность, как говорится, из первых рук узнать, о чем думал художник и что его волновало при создании работы. Мир стремительно меняется, человека со всех сторон обложили новыми технологиями и искусственным интеллектом, которого мы уже начинаем побаиваться, — в творчестве спасение! Просто тут надо производить отбор, выбирать близкое для себя искусство. Помните девиз Пегги Гугенхайм? «Любите искусство, дружите с художниками!»

Насколько финансово-экономическое образование помогает вам в организации работы музея? Как вы считаете, кто вообще важнее для музеев в принципе — человек с искусствоведческим образованием или талантливый управленец, который рассматривает музей с точки зрения правильной отстройки всех бизнес-процессов?

Лично мне экономическое образование не раз помогало в жизни при создании новых проектов, в том числе и музея. Я думаю, что идеальный руководитель для музея — это всесторонне образованный человек, соединяющий в себе мастерство искусствоведа и талантливого управленца. Но такое сочетание бывает редко, поэтому очень важна команда. Если удается собрать даже несколько профессионалов-единомышленников, успех любого предприятия обеспечен! И если руководитель горит идеей проекта, он сумеет найти и увлечь правильных людей, грамотно организовать процесс, рискнуть в каких-то случаях и даже пойти ва-банк ради достижения успеха.

Интервью: Анна Сметанина

Фото: Ольга Белоусова

Продюсер: Мария Зайцева

Стиль: Дарья Макаренко

Визаж: Ксения Никандрова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство
Люди:
Наталия Опалева

Комментарии (0)