18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Скульптуры и инсталляции Греты Димарис покажут на выставке Zeitschichten в НИИ Parazit

Художница размышляет о памяти и архиве, обращаясь к образу времени и его следа как на материальном, так и на нематериальном уровне.

Грета Димарис. Из проекта "Субъектоны"
Предоставлено художником

Грета Димарис. Из проекта "Субъектоны"

Как рассказали кураторы выставки, название нового персонального проекта Греты Димарис Zeitschichten отсылает к понятию «слои времени» — ключевому в исследовательской деятельности немецкого историка Райнхарта Козеллека. Неологизм — это «удачная метафора для объяснения феномена исторического времени». «По аналогии с их геологическими близнецами, слои времени отсылают нас к разнообразным, имеющим различную длительность и различное происхождение временным уровням, которые одновременно присутствуют в нашем настоящем и воздействуют на нас», — утверждал историк.

Грета Димарис. Из проекта "Единицы хранения"
Предоставлено художником

Грета Димарис. Из проекта "Единицы хранения"

«Грета Димарис называет себя полиартистом. Это такой универсальный художник, который обладает широким кругозором, отличается гибким умом и открытым взглядом на мир, экспериментирует с различными медиа и темами. Но при этом в художественной практике Греты присутствует сквозная линия — нарратив, объединяющий многие ее проекты и работы. Во-первых, это обращение к скульптуре и материальности. А во-вторых, работа с личным и коллективным прошлым, памятью и временем. Именно на этих направлениях мы и хотели сфокусироваться, работая над ее новой выставкой», — рассказывает искусствовед и куратор выставки Илья Крончев-Иванов.

Грета Димарис. Из проекта "Красная икра"
Предоставлено художником

Грета Димарис. Из проекта "Красная икра"

Из кураторского текста Ильи Крончева-Иванова к выставке Zeitschichten Греты Димарис:

В своих работах художница Грета Димарис берет на себя роль путешествующего во времени «критического археолога», который откапывает «следы» дореволюционного, советского и постсоветского российского прошлого для того, чтобы иронически переосмыслить их. Например, в серии «Старо-новый словарь» художница не столько восстанавливает руинированные фрагменты кирпичей XIX века, сколько достраивает их, опираясь на свое воображение, таким образом реактулизируя прошлое в настоящем и перемешивая слои времени между собой. В проекте «Красная икра» Грета критически осмысляет традиционный атрибут советского застолья, который из символа праздника и благополучия превращается в абсурдистский предмет для производства травм. Рассортированные художницей следы постепенно образуют «разрез» исторического пласта. Но если строго идущие друг за другом «слои времени» показывают нам последовательную смену эпох, то рассыпанные в пространстве «следы» начинают что-то рассказывать лишь тогда, когда образуют единую систему, в которой один след начинает вести к другим и сплетаться с ними. Именно эту слоистость следов демонстрирует Грета Димарис, одновременно задаваясь вопросами о том, что есть «след прошлого» и как он связан с человеческой жизнью?

С одной стороны, следы помогают нам осмыслить то, к чему невозможно подступиться или с чем невозможно войти в контакт, приблизиться к закрытым и исчезнувшим мирам, ведь любой след — это остаток умершего или исчезнувшего прошлого. А с другой стороны, сохраняя следы, человек стремится увековечить или же, употребляя выражение французского философа Владимира Янкелевича, «обудуществить» прошлое. Ведь именно следы предоставляют нам возможность сохранить как индивидуальное, так и коллективное прошлое. Обращаясь к следам и слоям прошлого, Грету Димарис интересует символическое положение «человеческого» в историческом времени. В ее работах всегда присутствует субъект, а история складывается из множества личных судеб и переживаний. Так, в серии «Субъектоны» Грету интересует человеческое присутствие в материи времени, поэтому для своих скульптур она выбирает фрагменты интимных мест в доме, которые соприкасались с людьми наиболее часто.

Почему мы так бережно относимся к следам своего прошлого? Потому что следы позволяют нам его «иметь». Без следов прошлого — нет и самого прошлого. При этом между слоями и следами есть существенное различие — следы, как правило, не переживаются лично, а лишь реконструируются в сознание их позднего наблюдателя, а вот слои времени всегда связаны с личным опытом, который зафиксировал в себе или собой важные повороты, изломы, разрывы и трещины в индивидуальной или коллективной биографии.

Именно эту хрупкость и тонкость темпоральной материи передает Грета Димарис, используя в своих работах обломки старых кирпичей, осколки разрушенных зданий, старые советские значки и обои, винтажную фарфоровую посуду и т.д. Даже местный стол, собранный здесь, в НИИ Parazit, становится предметом истории, брусья которого превращаются в мансардные балки, напоминающие о мастерской Ильи Кабакова, где размещался Институт проблем современного искусства (ИПСИ), в котором училась художница. Для Греты Димарис именно «предмет с историей» становится важным помощником на пути осмысления положения прошлого в границах личного/субъективного и коллективного/национального.

Выставка Zeitschichten Греты Димарис открыта до 2 июля 2023 года в НИИ Parazit на улице Рентгена, 4. Вход свободный — по обязательной регистрации.

16+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)