18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Эрмитаж впервые подготовил выставку в национально-романтическом стиле

Экспозиция «“Русский стиль” в искусстве. От Николая I до Николая II» откроется 23 мая 2023 года в Малой церкви Зимнего дворца и включит свыше ста образцов живописи, графики, мебели, изделий из фарфора, стекла и металла, а также костюмов и тканей.

П. Н. Орлов. Портрет фрейлины С. В. Орловой-Денисовой (?). Холст, масло, 1835 г.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

П. Н. Орлов. Портрет фрейлины С. В. Орловой-Денисовой (?). Холст, масло, 1835 г.

Оскар Фрейвирт-Лютцов. «Милый гость издалека». Дерево, масло, 1888 г.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Оскар Фрейвирт-Лютцов. «Милый гость издалека». Дерево, масло, 1888 г.

Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова». Скульптор — Е. А. Лансере. Отливка — фабрика «Ф. Шопен», 1884 г.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова». Скульптор — Е. А. Лансере. Отливка — фабрика «Ф. Шопен», 1884 г.

Каждый из предметов — яркий пример одного из художественных направлений, которые условно называют псевдорусским, национально-романтическим или неорусским стилем. Его идеологической основой стал известный постулат, введенный министром народного просвещения Сергеем Уваровым в 1833 году: «Православие, самодержавие, народность».

Посыл получил мощный импульс развития при Николае I, всячески поощрявшем освоение национального наследия, а при последующих императорах стал основой внутренней политики государства. Однако манера интерпретации «русской темы» под влиянием различных социально-политических событий постепенно менялась. От произведений с фольклорной атрибутикой, типичной для эпохи историзма, художники начала XX века обратились к созданию обобщенных образов, овеянных национальной романтикой.

С. И. Ягужинский. Меню торжественного обеда 25 мая 1913 года, посвященного 300-летию Дома Романовых, в Большом Кремлевском дворце. Хромолитография
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

С. И. Ягужинский. Меню торжественного обеда 25 мая 1913 года, посвященного 300-летию Дома Романовых, в Большом Кремлевском дворце. Хромолитография, 1913 г.

Кувшин. Россия, Дятьковский хрустальный завод. По рисунку Е. М. Бём. Стекло, эмаль, 1890-е гг.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Кувшин. Россия, Дятьковский хрустальный завод. По рисунку Е. М. Бём. Стекло, эмаль, 1890-е гг.

Блюдо. Проект А. Я Головина. Абрамцево. Художественно-гончарный завод. Мастер — П. К. Ваулин. Майолика, цветные глазури, 1899–1901 гг.
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Блюдо. Проект А. Я Головина. Абрамцево. Художественно-гончарный завод. Мастер — П. К. Ваулин. Майолика, цветные глазури, 1899–1901 гг.

В числе знаковых экспонатов, наглядно демонстрирующих различные интерпретации «русского стиля» в искусстве, — портрет фрейлины С. В. Орловой-Денисовой в русском придворном платье работы художника П. Н. Орлова, ваза с росписью «Русская красавица в сарафане», чернильный прибор «Руслан и волшебная голова».

В двух центральных витринах будут размещены костюмы участников бала 1903 года. Особое место отведут экспонатам, связанным с празднованием 300-летнего юбилея Дома Романовых: серебряному подносному блюду и меню торжественного обеда 25 мая 1913 года в Кремлевском дворце.

Подобная выставка, посвященная основным этапам развития «русского стиля», будет организована в музее впервые. Познакомиться с экспонатами можно до 13 мая 2024 года.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)