18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Эрмитаж завершил реставрацию нидерландских алтарей-складней

В Аполлоновом зале Зимнего дворца начинает работу выставка «Нидерландские складни в эрмитажном собрании. К завершению реставрации». Экспозиция позволяет сравнить разные реставрационные решения и по-новому увидеть старые шедевры во всех деталях.

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» после реставрации
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» после реставрации

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» после реставрации
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» после реставрации

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» до реставрации (фрагмент)
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» до реставрации (фрагмент)

На выставке представлены работы мастеров XV–XVI веков: диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень (складывающийся алтарь) «Снятие с креста» и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше». Все произведения являются алтарями-складнями или их частями. Важно, что картины в экспозиции предстанут без рам, чтобы зрители смогли увидеть их полностью.

Складень «Снятие с креста» после реставрации

Складень «Снятие с креста» после реставрации

Складень «Снятие с креста» до реставрации

Складень «Снятие с креста» до реставрации

Под воздействием времени живописный объем фигур на картинах перестал восприниматься, одежды и складки стали практически плоскими и выглядели неясным пятном. Свой отпечаток наложили и предшествующие реставрационные вмешательства, не всегда удачные. Недавно завершившаяся сложная реставрация позволила снова увидеть исходные цвета картин, также в ходе работ уточнили время их создания и материал основы.

Михаил Пиотровский

Генеральный директор Государственного Эрмитажа

Выставка ярко показывает, как работает музейная наука: в результате блестящих искусствоведческих и реставрационных исследований резко повышается информативность и экспозиционная привлекательность эрмитажной коллекции нидерландской живописи.

Реставрационные работы выполнены в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, в подготовке к ним принял участие крупнейший специалист дендрохронологии нидерландских картин из Гамбурга — профессор Питер Кляйн.

Картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» после реставрации

Картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» после реставрации

Картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» до реставрации

Картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» до реставрации

Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре

Фотография картины Питера Кука ван Альста «Моление о чаше» в инфракрасном спектре

Хотя в результате цветовое решение произведений восстановлено, на них сохранились следы предшествующих реставраций, а также непростого бытования складней. Например, фотографии в инфракрасном спектре показали, что картина «Моление о чаше» когда-то была распилена на куски сложной формы, а затем, как пазл, «пересобрана» и наклеена на другую основу. Возникшие пустоты были заполнены тонкими досками и закрашены. При снятии поздних слоев лака и удалении загрязнений эти вставки стали сильно выделяться, но реставраторам удалось максимально корректно справиться с возникшими сложностями.

Экспозицию в Аполлоновом зале можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Выставка продлится до 20 ноября 2022 года.

Дворцовая набережная, 34
hermitagemuseum.org

Комментарии (0)