18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Гид по историческому проекту «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» на Марсовом поле

На Марсовом поле стартовал масштабный исторический проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022». Выставка приурочена к празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора. Проект реализуется по инициативе ПАО «Газпром». Это реконструкция юбилейной экспозиции, которая прошла в Петербурге 150 лет назад, переосмысленная средствами XXI века в духе нашего времени. Уникальный проект объединил ведущие культурные институции Петербурга: Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный Русский музей и Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина.

«Основание Петербурга». Михаил Бочаров. 1872

«Основание Петербурга». Михаил Бочаров. 1872

Об идее и подготовке выставки рассказывают организаторы. Экспозиция призвана сделать образ царя-реформатора близким нашим современникам.

Алексей Миллер

Председатель Правления ПАО «Газпром»

«Цель выставки — подчеркнуть связь времен, напомнить славные страницы летописи нашей Родины. И очень символично, что сегодня город на Неве, возвращая истинный блеск имперской столицы, одновременно обретает новые центры притяжения и современную городскую среду. Оставаясь музеем под открытым небом мирового значения, Санкт-Петербург устремлен в будущее, идеи Петра Великого продолжают жить».

Идею реконструкции праздника на Марсовом поле, который был частью торжеств по поводу 200-летнего юбилея Петра в 1872 году, все восприняли с большим энтузиазмом.

Расскажем немного о празднике, состоявшемся 150 лет назад. Знаменательную дату отметили тогда с большим размахом. Александр II, будучи сам идеологом государственных преобразований, чувствовал общность с великим предком. Мероприятия к 200-летию Петра Великого должны были объединить в сознании общества царствования двух реформаторов, изменивших ход российской истории, сформировать у народа новые представления о прошлом и осознание будущего. В Москве и Петербурге были воздвигнуты памятники Петру, изданы исторические исследования, поставлены спектакли, проведены лекции и конференции. У каждой из составляющих праздника была своя задача и аудитория.

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе

Эскиз архитектора Дмитриева. 1872

Эскиз архитектора Дмитриева. 1872

В Петербурге — городе Петра — император решил напрямую обратиться к народу, поэтому и была задумала образовательная экспозиция на Марсовом поле. На ней было представлено 30 специально написанных картин, изображавших основные деяния Петра I. Сюжеты утвердил сам Александр II. Повествование начинается со штудий юного царя, который разбирает устройство астролябии, и заканчивается знаменитым спасением утопающих на Лахте, где, по легенде, Петр простудился, что послужило причиной его безвременной кончины. Между ними — путешествия, строительство флота, военные победы, государственные реформы, основание Петербурга и другие факты биографии первого российского императора.

Для выставки построили павильоны, стилизованные под крестьянские избы. Картины в них были размещены в хронологическом порядке, сопровождались пояснительными надписями, посетителям выставки раздавали брошюры с рассказами о свершениях императора. Информация была подана зрелищно и доступно. Выставка пользовалась большим успехом у публики.

350-летие императора отмечается столь же масштабно, как когда-то 200-летие. И Петербург, естественно, в авангарде юбилейных торжеств.

Елена Кальницкая

директор ГМЗ «Петергоф»

«Мне посчастливилось быть свидетельницей рождения проекта, который, я не сомневаюсь, войдет в русскую историю. Прошлым летом в Петергоф приехал глава Газпрома Алексей Борисович Миллер — большой почитатель Петра I. Мы открывали памятник императору, который получил новый постамент при поддержке компании. Алексей Борисович спросил: “А вы знаете что-нибудь о выставке на Марсовом поле в 1872 году?” И я ответила: “Да!” Мы разговорились. Алексей Борисович сказал, что хочет воссоздать выставку. И тут произошли какие-то удивительные вещи — как будто кто-то сверху посмотрел. Выяснилось, что в Русском музее в это время составляли каталоги картин неизвестных художников и обнаружили исторические холсты на валах, о которых было практически ничего неизвестно. Провели атрибуционный совет, и оказалось, что у нас в руках четырнадцать картин с той самой выставки. А шестнадцати — нет. У Алексея Борисовича возникла идея заказать современным художникам недостающие полотна на те темы, которые были заданы Александром II. Я, помнится, предложила заменить некоторые сюжеты, например, о Прутском походе, не очень успешном для Петра, но он сказал нет: темы будут исторические.

Для этой работы решили пригласить современных художников, связанных с Академией художеств имени Ильи Репина. Когда мы это все обсуждали с Семеном Ильичом Михайловским, выбирали исторических живописцев, я его спросила: “А вы уверены, Семен Ильич, что мы не получим “Черный квадрат”, ведь может же быть любое восприятие”. Но опасения оказались напрасными. Для меня просто сильнейшее впечатление, насколько хорошо авторы выполнили свою работу.

Мне выпала задача рассказать в альбоме к выставке о том, как Петр отмечал свои дни рождения.

Я думаю, что это одно из центральных событий юбилейного года. Это прекрасный проект: энергетически мощный, показывающий связь времен, преемственность поколений, новый виток истории, это абсолютная дорога к молодым! И, конечно, свидетельство прочных традиций петербургского меценатства».

«Тиммерман показывает Петру употребление астролябии». Михаил Бочаров. 1872

«Тиммерман показывает Петру употребление астролябии». Михаил Бочаров. 1872

«Карстен Брандт спускает бот на Яузу». Михаил Бочаров. 1872

«Карстен Брандт спускает бот на Яузу». Михаил Бочаров. 1872

«Петр с потешными у крепостцы Пресбург». Николай Каразин. 1872

«Петр с потешными у крепостцы Пресбург». Николай Каразин. 1872

Четырнадцать картин с оригинальной выставки 1872 года были найдены в фондах Государственного Русского музея.

Евгения Петрова

заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе

«Когда к 200-летнему юбилею Петра I в 1872 году готовили этот праздник, было решено пригласить для реализации в основном театральных мастеров. Все-таки выставка планировалась в уличных павильонах — там нужен особый живописный подход. Огромные картины — четырехметровой высоты — были написаны очень быстро. После завершения действа холсты свернули на валы, и так они хранились до нашего времени. Видимо, не все технологии второпях были соблюдены, поэтому некоторые живописные фрагменты прилипли друг к другу. И когда мы в Русском музее раскатали валы, не все полотна оказались в хорошей сохранности. Тем не менее зрители видят изображения 1872 года, какими они были задуманы: их воспроизвели в виде цифровых копий. Рядом с ними расположены картины современных художников, написанные на те же самые темы, что и утраченные работы. Так соприкасаются века XIX и XXI. Это создает мультикартину того, как в исторической живописи вчера и сегодня воспринимаются жизнь и свершения Петра I».

«Начало самодержавия». Илья Зорькин. 2022

«Начало самодержавия». Илья Зорькин. 2022

«Азовские походы». Юрий Ушков. 2022

«Азовские походы». Юрий Ушков. 2022

«Первая победа на водах финских». Александр Быстров. 2022

«Первая победа на водах финских». Александр Быстров. 2022

Подлинные исторические картины представлены на выставке в виде электронных отреставрированных копий. А миссия воссоздать утраченные полотна в современном прочтении была поручена студентам, выпускникам и преподавателям Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Вот, как шла работа и с какими трудностями столкнулись авторы.

Семен Михайловский

ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина

«Для Академии художеств этот проект — очень ответственный. Редкий крупный заказ на исторические картины, созданием которых много занимались наши предшественники-академисты. Написать картины на определенные сюжеты, имея в виду опыт предшественников, но не игнорируя новые условия, стало для современных художников серьезным вызовом.

Всех отобранных для проекта авторов я хорошо знаю. Среди них есть признанные мастера, с регалиями и опытом. А есть совсем молодые — окончившие Академию год-два-три назад. Для вчерашних студентов важно получить такой заказ.

Работа шла почти год. Сначала делали эскизы, у нас были консультанты — историки, специалисты по военному обмундированию. Мы спорили, ругались. Ну а как без этого? Сегодня нам трудно представить, как выглядел император, каким был в жизни. Кто он: “кумир на бронзовом коне” или “горделивый истукан”? Каким его видит нынешнее поколение?

Я наблюдал за работой и испытывал огромное удовольствие. Все оправдали надежды. Есть полотна в стиле старых мастеров, есть — отсылающие к мирискусникам или к репинской школе. Это настоящая живопись, достойное продолжение академической школы».

«Забота Петра I о фабриках и сельском хозяйстве». Александр Белов, Ирина Соловьева. 2022

«Забота Петра I о фабриках и сельском хозяйстве». Александр Белов, Ирина Соловьева. 2022

​​«Знакомство с морем и внешней торговлей». Андрей Пянковский. 2022

​​«Знакомство с морем и внешней торговлей». Андрей Пянковский. 2022

«Петр при Пруте». Михаил Бочаров. 1872

«Петр при Пруте». Михаил Бочаров. 1872

Задача, поставленная идейными вдохновителями нынешней выставки, аналогична той, которую решали их предшественники полтора века назад: подать информацию ярко и неординарно, эмоционально захватить зрителя. Не просто показать сохранившиеся картины и представить полотна, написанные современными авторами на исторические сюжеты, но воссоздать на том же месте саму атмосферу народного праздника, сделав образ царя-реформатора близким для каждого.

Для этого пришлось не просто воссоздать, но и переосмыслить на новом историческом этапе само экспозиционное пространство. Изначально у организаторов было несколько монохромных гравюр с общими видами выставки по рисункам из альбома, изданного 150 лет назад. Потом в Музее театрального искусства были заново атрибутированы акварели, которые помогли выстроить колористику архитектуры и декора. Внешне нынешние павильоны стилизованы под исторические, XIX столетия. Это синтез русской резной деревенской избы с элементами торжественного имперского ампира.

«Воронежское судостроение». Андрей Блиок. 2022

«Воронежское судостроение». Андрей Блиок. 2022

«Петр I — Император. Церемония в Троицком соборе Александро-Невской лавры». Ксения Карпенко. 2022

«Петр I — Император. Церемония в Троицком соборе Александро-Невской лавры». Ксения Карпенко. 2022

«Петр на Лахте спасает утопающих»

«Петр на Лахте спасает утопающих»

Внутри — ХХI век: современные материалы и технологические разработки. Место просветительских брошюр заняли экраны, на которых демонстрируются видеоролики, информационные порталы с текстами и инфографикой, рассказывающей о каждом персонаже картины, мультимедийные панели, дополненные QR-кодами — они позволяют посетителям посмотреть на своем смартфоне сюжет, раскрывающий исторический контекст картин.

Система внешней и внутренней подсветки добавляет зрелищности, а музыкально-шумовая фонограмма погружает гостя в атмосферу пошлого. Довершает эффект присутствия VR-аттракцион: посетители своими глазами могут увидеть Марсово поле в дни юбилейных торжеств 150 лет назад.

Глеб Фильштинский

арт-директор проекта

«Это очень интересный и многослойный культурологический проект. В первую очередь важна сама идея реконструкции выставки в том же пространстве Марсова поля, исторический экскурс на 150 лет назад. И у нас та же цель — просвещение. Была произведена огромная научная и художественная работа по осмыслению наследия. Выполнены исследования, написаны статьи, выпущен альбом, который доступен всем желающим онлайн на сайте проекта.

Картины, размещенные в тридцати павильонах, рассказывают об основных этапах жизни императора Петра Великого. В главном центральном павильоне размещены цифровые витрины, повествующие о том, как в разные эпохи отмечали памятные даты, связанные с Петром I. Подготовлен огромный массив контента: более четырехсот видеороликов и цифровых эссе. Также создана реконструкция событий 150-летней давности в формате виртуальной реальности. Современный мультимедийный материал будут еще долго изучать после того, как завершатся юбилейные торжества. Проведенная работа будет вызывать интерес, как и сама личность Петра I — человека огромной созидательной энергии».

Выставка на Марсовом поле открылась в день рождения Петра Великого 9 июня и будет работать до 9 августа. Посетить ее можно круглосуточно и бесплатно.

В рамках проекта издан подарочный альбом, посвященный личности Петра, его свершениям и истории празднования юбилейных дат царя-реформатора. Электронная версия альбома доступна всем желающим на сайте проекта.

Предусмотрено бесплатное экскурсионное обслуживание для групп школьников, студентов, воспитанников кадетских училищ, детских домов и других образовательных учреждений, а также участников исторических кружков и клубов. Чтобы заказать экскурсию и забронировать удобную дату и время, нужно написать на info@30paintings.ru.

Официальный сайт проекта

Фото: ПАО "Газпром"

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)