• Развлечения
  • Искусство
Искусство

5 фактов о Натане Альтмане: Почему выставку художника в KGallery непременно нужно увидеть?

Поделиться:

В KGallery идет масштабная выставка авангардиста Натана Альтмана — первая за более чем 50 лет персональная экспозиция художника, скульптора и иллюстратора (более сотни работ!). «Собака.ru» рассказывает о самобытном авторе, который был и в объединении «Мирискусников», и в «Бубновом валете», помогал в создании немого кино с титрами от Исаака Бабеля и стремился в Петербург, обойдя ценз оседлости.

Оформление выставки в KGallery

Альтман Натан Исаевич (автопортрет, 1911). Русский музей.

Про учебу

Без хронологических, этнических и географических привязок в биографии сложно обойтись — к тому же в случае Альтмана они имеют значение. Родился он в Виннице в 1889 году в бедной еврейской семье. Его отец, мелкий торговец, умер от чахотки в 1893-м, когда сыну было четыре. Мать служила кастеляншей в больнице. Уже в 14 лет юный Альтман отправляется учиться рисовать в Одессу — в ОХУ к Костанди, но оканчивает всего четыре класса. Зато там он знакомится с Бурлюком и Крученых — начало, если не большой дружбы, то первых шагов к авангарду.

Альтман штудирует живопись самостоятельно и мечтает о переезде в Петербург, но из-за ценза оседлости для евреев ему проще уехать в Париж, чем в тогдашнюю столицу Империи. Что он и делает в 1910 году — сначала стажируется при мастерской Баранова-Россине, а вскоре переезжает в «Улей» — фаланстер мецената Буше, где гостили в разные годы Шагал, Модильяни и Сутин. Там же, кстати, художник знакомится и с поэтессой Анной Ахматовой. Через год он возвращается в Винницу, после получает диплом живописца вывесок — и тем самым обойдя все тот же ценз оседлости в 1912-м наконец отправляется, как давно и мечтал, к «Мирискусникам» в Петербург. В своем эссе об Альтмане 1922 года искусствовед Абрам Эфрос вспоминает, что тот «появился бесшумно и уверено», а «художественники заметили, что их стало на единицу больше».

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914. Русский музей

Н. Альтман. Пейзаж. La Ruche. 1911. Русский музей

Н. Альтман. Весна, 1908. Частное собрание. 

Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости. 1918. Русский музей

Про стиль и жанры

Тот же Абрам Эфрос звал Альтмана математиком искусства, а не поэтом — «его вдохновение вычисления, а не одержимости». Возможно, это отчасти правда — если учесть, как легко тот менял стили и пробовал разные техники, ни к одной не привязываясь. Недолгое пребывание в Париже, например, стало толчком к экспериментированию с постимпрессионизмом (такой пейзаж есть на первом этаже выставки в KGallery) и даже фовизмом («Пейзаж. La Ruche». 1911). А дома в Виннице он уже пробовал писать свои первые автопортреты. Позже именно изображение людей — с элементами кубизма, но абсолютно узнаваемые — станут ядром его личного бренда. Самый известный портрет его работы, конечно, Анны Ахматовой из собрания Русского музея (его, увы, на выставку не отдали). Уже после революции Альтман, кстати, на какое-то время переключится на натюрморты — они в экспозиции тоже представлены.

Вообще умение быть со всеми в одном течении, но всегда собой — одна из главных черт Альтмана. Он входил и в содружество «Квартиры №5» (жилплощадь отчима братьев Николая и Льва Бруни), и в «Бубновый валет», и в «Мир искусства». В 1915–1917 годах без преувеличений художник участвовал практически во всех выставках авангардного арта. Разнообразие стилей обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от Александра Бенуа), так и левых (Велимира Хлебникова). Элементы авангардного искусства исчезнут из его произведений к началу 1920-х.

Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916. Русский музей

Про графику, скульптуру и фарфор

Талант Альтмана процветал не только в живописи. К графике он обращался вслед за Крученых еще в 1912-1913 годах, начав с линогравюр «Винница в шаржах». В 1913–1914 годах он публикует их в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» и создает серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старинных надгробий. К иллюстрациям он вернется в 1930-х, нарисовав визуальные образы к «Петербургским повестям» Гоголя.

В скульптуре имя Альтмана чаще всего связывают с бюстами Ленина и Луначарского —он, как и многие авангардисты, поначалу восторженно принял революции и с радостью включился в работу машины художественной пропаганды, меняя чиновничьи посты в состоящих из аббревиатур институциях. Но на выставке в KGallery покажут и другие примеры его работы — скажем, вполне авангардный автопортрет. А еще в его биографии были эскизы агитфарфора (тарелки «Кто не работает, тот не ест», «Земля — трудящимся», «Вперед по ленинскому пути») и флага РСФСР, оформление площади Урицкого (так называли в Петрограде Дворцовую) и дизайн почтовых марок.

Фильм 1925 года

Про театр

В 1920-е Натан Альтман пробует себя как театральный художник. В июне 1921 года он оформил «Мистерию-буфф» Маяковского в режиссуре Грановского, применив принципы конструктивизма. Следующей значимой работой стал спектакль по пьесе фольклориста Ан-ского «Гадибук» в постановке Евгения Вахтангова. А в 1924–1928-х он становится главным художником ГосЕТа (Московский государственный еврейский театр), сменив на посту Марка Шагала. В Петербурге он также оформляет постановки — «Короля Лира» 1941 года в Большом драматическом театре, «Гамлета» в 1954-м в Ленинградском театры драмы им. А. С. Пушкина (так назывался в тот период Александринский театр).

Про кино

Благодаря театру Альтман поучаствовал и в создании кино. Успех ГосЕТа натолкнул его с режиссером Алексеем Грановским, актером Соломоном Михоэлсом и композитором Лейбом Пульвером на мысль о съемке фильма. Сценарий немой картины «Еврейское счастье» был написан по мотивам рассказов Шолом-Алейхема, а автором титров к ней стал Исаак Бабель. В 1925 году съемочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана они приехали в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился первозданном виде.

Выставка Натана Альтмана до 13 июня в KGallery. Подробнее здесь

Следите за нашими новостями в Telegram
Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: