• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Зомби-грим, дутик и бодрость: словарь некрореализма к юбилею Евгения Юфита

17 января 2021 года петербургскому кинорежиссеру и художнику Евгению Юфиту — отцу-основателю некрореализма и автору культового фильма «Папа, умер Дед Мороз» — исполнилось бы 60 лет. Специально для «Собака.ru» искусствовед Олеся Туркина и философ и психоаналитик Виктор Мазин составили словарь некрореализма, где каждое понятие круговым образом связано, образуя концептуальную некросферу.

Кадр из фильма «Папа, умер Дед Мороз», 1991 год

Что такое некрореализм?

Радикальное движение «некрореализм» зародилось в Ленинграде в начале 1980-х годов в период застоя, когда «не живые, не мертвые генеральные секретари ЦК КПСС сменяли друг друга», как пишет Олеся Туркина. Все началось с эпатирующих публику акций, которые устаивала группа молодых людей во главе с Юфитом, например, избиение реалистично выглядевшего манекена. Начавшись со спонтанных перформансов, некрореализм стал формироваться в художественное движение в тот момент, когда Юфит взял в руки сначала фото-, а затем и кинокамеру. Картинки из дореволюционных справочников по судебно-медицинской экспертизе, хаос и абсолютный авторский произвол, тема смерти, суицида и психопатологических проявлений — те компоненты, на которых была замешана эстетика некрореализма. Само слово «некрореализм» Юфит придумал в 1984 году, тогда в нем безошибочно читалась отсылка к соцреализму. Языком черного юмора некрореалисты препарировали отбивающее понятие коммунистического бессмертия. К концу перестройки Юфит и товарищи «вышли из подполья», а фильм «Папа, умер Дед Мороз», снятый в мастерской Алексея Германа,  получил гран-при́ на международном кинофестивале в Римини в 1992 году.

Словарь некрореализма

Слова обретают свое значение исключительно в контексте. У некрореализма – свой словарь, а, значит, и свой мир. Все понятия круговым образом связаны, образуя концептуальную некросферу.

«Атлас по судебной медицине» Эдуарда фон Гофмана – библия некрореализма, источник иконографии некрообразов. Эдуард фон Гофман – пионер судебной медицины, автор учебника по судебной медицине, который многократно переиздавался в России. Юфит перефотографировал патологические сцены самоубийств и насильственной смерти из «Атласа» и распространил их среди тех, кто бодро принялся создавать картины. Некроживописью занимались Игорь Безруков, Трупырь, Дебил, Андрей Мертвый, Валерий Морозов, Юрий Циркуль, Владимир Кустов, Серп.  

Бодрость – вместе с тупостью, наглостью и матёростью – одно из центральных понятий некролексики. Матёрый мужчина должен быть бодрым, наглым и тупым. С понятием бодрости связано веселье. На сегодняшнем языке быть бодрым, значит, быть позитивным и креативным. 

Евгений Юфит. Кадр из фильма «Прямохождение», 2005 год

Евгений Юфит. Кадр из фильма «Прямохождение», 2005 год

Военная зооантропотехника – учебник из кинофильма «Прямохождение» (2005), которым руководствуются ученые, нацеленные на управление зоологическим началом в человеке. Греческое слово zoe – в отличие от bios – голая жизнь. Оголенный мужчина неразрывно связан с научной деятельностью.

Дутик – некрообъект Мертвого. Представляет собой разогретую над газом пластмассовую куклу, которая раздувается подобно трупу под воздействием гнилостной эмфиземы. Дутик сыграл свою роль в кинофильме Юфита «Рыцари поднебесья» (1989).

Портрет моряка, Ленинград, 1983 год

Жировоск – гимн некрореализма, сочиненный Евгением Юфитом и Олегом Котельниковым на мотив советской песни «Весёлый сосед». Стал звуковой дорожкой фильма Юфита «Лесоруб» (1985). Завершается четверостишием, которое следует исполнять в состоянии неистового веселья:

«Наши трупы пожирают
Разжиревшие жуки
После смерти наступает
Жизнь, что надо, мужики!»

Зомби-грим – изобретен Юфитом для постановочных фотографий и киносъемок. Некрогерои создавались с помощью бинтов, томатной пасты, сиропа холосас, лица деформировались подложенной за щеки ватой.

Сбрасывание Зураба, Ленинград, 1983 год

Зооморф – зооантропоморфный герой живописи Юфита. Обычно действуют в связках, когда хвост одного оказывается в пасти другого. 

Зураб – участник имитаций массовых драк и избиений, манекен, который до некропрактики использовался во время следственных экспериментов. На съемках Юфитом сцены зверского избиения Зураба, был вызван наряд милиции, а пленка конфискована КГБ. Во время беседы с сотрудниками следственного комитета Юфиту посоветовали никогда не брать в руки камеру и добавили, что только маразм отснятого материала освобождает его от ответственности.

Идиот – выпадающий из позитивного общества; слово происходит от греческого idios, своеобразный. Идиотская деятельность некросворы демонстрировала отказ от представления о здравом смысле в жизни и искусстве. Пример из некропрактики: группа молодых людей взялась расчистить снег перед кинотеатром. К ужасу администрации и зрителей началось веселье: молодые люди пришли в раж, обнажились, оставив на себе ушанки и валенки, и принялись бодро разбрасывать снег в округе. 

Кадр из фильма «Серебряные головы»

Кадр из фильма «Серебряные головы»

Кол – инструмент, сыгравший важнейшую роль в фильме Юфита «Папа, умер Дед Мороз» (1991). В живописи кол – связкообразующий инструмент между зооморфами. Рождение кола в некрореализме произошло из палки, которой колотили героев в короткометражках Юфита. Кол вращался во рту одного из героев фильма «Весна» (1987). Кустов создал фотонекроколлаж «Кол». 

Матерость – принципиальное понятие некрореализма. Актеры в фильме должны быть матерыми. Слово матерый отсылает к матери, материи, материку и в то же время означает бывалого, искушенного, опытного человека («матерый мужчина»), достигшую зрелости материю («матерый кабан», «матерый дуб»), и закоренелого мужчину («матерый преступник»). Матерый мужчина в мужской фантазии отклоняется от человека. В фильме Юфита «Серебряные головы» (1998) матёрые ученые занимаются гибридизацией себя с деревом. 

Заставка «Мжалалафильм»

Мжалала – то же, что и дада. Этимологически мжа – дрёма, а также – дремать, находиться в беспамятстве, а лала – детский лепет, пустая болтовня. «Мжалалафильм» – киностудия, созданная в 1984 г. Юфитом, который учитывал, что первым секретарем ЦК КП Грузии был Василий Павлович Мжаванадзе. 

Мостик – поза некроперсонажей в фильмах Юфита. Воспроизводит эпилептическую дугу. Мостик – непреложный атрибут некробалета во время представлений «Поп-механики» Сергея Курёхина.

Мужчина – одно из центральных понятий некрореализма. Мужчиной может быть не только биомужчина, но и горилла, и женщина, и бобёр. Главные качества настоящего мужчины – тупость, бодрость, наглость и матерость. Матерый мужчина не предается пустым размышлениям, а занимается деятельностью – делает мостик.

Портрет Котельникова, Ленинград, 1983 год.

Наглость – понятие некрореализма, качество матёрого мужчины. Согласно масс-медийной зооантропотехнике наглость – второе счастье.

Некрореализм – радикальная эстетическая практика на стыке с антропологией, психиатрией и судебной медициной, созданная Юфитом в начале 1980-х. Понятие некрореализм Юфит вместе с Котельниковым пустили в обиход в 1984 году. Слово некрореализм указывает на парадоксальное присутствие в жизни смерти и говорит о мертвом реализме. Некрореализм проявился в кино (Юфит), инсталляции (Кустов), скульптуре (Морозов), перформансе (Циркуль), литературе (Мертвый), науке (Мертвый, Дебил).

Некрометод – научный текст, разрабатываемый художником и теоретиком некрореализма Кустовым. Некрометод делится на две части: некростатику и некродинамику. Некрометод основан на переосмыслении существующих в культуре некрообразов как образов умирания. 

Массовая драка на заводе, Ленинград, 1984 год

Мужчина у ветеринарной лечечебницы, Ленинград, 1979 год.

Некросвора – группа молодых людей, сбивавшаяся в стаи, подобно бездомным кобелям на городских окраинах. Топография деятельности некросворы охватывает бараки на Ржевке, дома на капитальном ремонте у Кузнечного рынка, новостройки в Купчино, лесополосы, железнодорожные перегоны и коммунальные квартиры «соловьев». Деятельность некросворы спонтанна, веселье начиналось внезапно, и подразумевала неожиданную имитацию массовой сечи в электричке или группового суицида в лесополосе. Некросвора включала художников, туристов, панков и случайно примкнувших прохожих.

Нетруп – отход от научных экспериментов; недосубъект, недообъект, отброс социума. Появление нетрупа на экране кинотеатра «Спартак» вызывало у публики омерзение и приступы безудержного веселья. Нетруп – тупой и бодрый. 

Кадр из фильма «Весна», 1987 год

Отец – истукан, тотем, зооморф, звероподобный предок. Может образовывать связки с матёрыми мужчинами. Тему отца-истукана разрабатывал Морозов. 

Позитивный регресс – оксюморон из психиатрии, говорящий о возвращении к инфантильному веселью. Юфит использовал это понятие для критики эволюционизма, понимаемого как «улучшение» породы венца творения в прогрессистских утопиях 1920-х и 1960-х. Позитивный регресс стал принципиально важным в вначале 21 века в связи с наступлением технонаучного позитивизма и обязанностей мужчины быть тупым и позитивным. 

Связка – или сцепка, образованная кобелями, мужчинами или зооморфами во время сечи. 

Евгений Юфит. Из серии «Коса возмужания», 1993 год, черно-белое фото

Евгений Юфит. «Один», 1994 год. Черно-белое фото

Тупость – принципиальная характеристика мужчины, который должен не думать, а действовать. Тупость затрагивает не только умственные способности, но и мораль. Без тупости невозможно достичь матерости на путях позитивного регресса.

Турист-оборотень – герой ранних фильмов Юфита, нетруп, блуждающий на границе жизни и смерти, природы и культуры, города и лесополосы. Туристом-оборотнем может быть мятежный матрос, отсиживающийся в кустах.

Кадр из фильма «Рыцари поднебесья»

Эксперимент – начиная с первого 35-мм фильма, «Рыцари поднебесья» (1989), каждый фильм Юфита посвящен научному эксперименту. В чём именно заключается эксперимент, не всегда понятно, и это – неважно. Секретный эксперимент должен оставаться секретным. Известно лишь, что он связан с позитивным регрессом и занимаются им военные зооантропотехники. 

Z-индивидуумы – отходы от научных экспериментов в фильме «Серебряные головы» (1998). Учёные разрабатывают в лесу идею сращивания человека с деревом, а спецотряд военных зооантропотехников занят уничтожением отходов от предыдущих экспериментов.


Фото для публикации предоставлены Marina Gisich Gallery

Текст: Олеся Туркина и Виктор Мазин

Благодарим Марину Гисич за помощь в подготовке материала

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Марина Гисич, Виктор Мазин, Олеся Туркина, Евгений Юфит

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: