18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Поделиться:

Кроме глобального потепления редким видам Антарктики (и не только!) теперь угрожает птичий грипп! Почему это важно для всей планеты?

В мире фиксируется панзоотия птичьего гриппа — это как пандемия только среди животных. Совсем недавно вирус впервые выявили в Субантарктике, теперь ученые опасаются распространения болезни, которая уж привела к рекордной гибели морских млекопитающих в Аргентине, на Антарктиду и Австралию. Как грипп готовится «покорить» последние континенты и почему это очень важно для всей планеты? В том числе для Петербурга и его ластоногих обитателей.

Master1305 / Shutterstock

Что произошло?

В конце октября Британская антарктическая служба опубликовала тревожные новости: высокопатогенный вирус птичьего гриппа (H5N1) был зафиксирован у диких птиц на острове Берд в Южной Георгии. Это первый случай, когда заболевание выявили так далеко на юге — в Субантарктической зоне планеты.

Это новое свидетельство того, как по планете расползается панзоотия (пандемия среди животных) H5N1. Этот вирус давно известен в мире, но в 2020 году началось его неумолимое шествие по миру. Сначала она, как и в прошлые волны птичьего гриппа распространилась по Евразии, перекинувшись на Азию и Африку. Однако в 2022 году вирус впервые попал в Южную Америку. Если прошлые штаммы распространялись в основном в холодное время года среди пресноводных птиц (хотя иногда от нее погибали и млекопитающие, в том числе люди), то теперь речь идет болезни, которая активна на протяжении всего года и широко распространена среди самых разных видов.

Так, в октябре же 2023 года на аргентинском полуострове Вальдес (уникальная природа которого включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО) была зафиксирована рекордная по своим масштабам гибель морских слонов — жертвами стали около 2500 детенышей. Их убил птичий грипп.

Теперь, после того, как заболевание было зафиксировано у диких животных на приантарктическом архипелаге Южная Георгия, ученые опасаются, что H5N1 сможет проникнуть в Антарктику и Австралию с Океанией. Эти регионы остаются последними, где пока нет птичьего гриппа.

Это опасно для дикой природы?

Как отмечают ученые из Британской антарктической службы, смертность от новой вспышки H5N1 и даже модель передачи заболевания от животного к животному отличаются в Америке и Европе. Однако уже можно сделать вывод о том, что панзоотия может стать тяжелым ударом для животного мира.

К примеру, данные с аргентинского полуострова Вальдес говорят сами за себя: «Смертность детенышей в сезон размножения морских тюленей на протяжении десятилетий остается стабильной и составляет менее 1%, — говорится в отчете аргентинских ученых, цитату из которого приводит местное издание La Nacion — Однако в этом году была зафиксирована экстремальная смертность — от 56 до 74% детенышей в зависимости от места наблюдения».

Как рассказала редакции «Собака.ru» основательница Фонда друзей балтийской нерпы Елена Андриевская, потенциально вирус может очень тяжело ударить тем видам млекопитающих, среди которых он распространится. «Это, естественно, может подорвать популяцию очень существенно», — добавив, что от вируса в первую очередь страдают детеныши и беременные самки. Особенно непросто может прийтись тем видам, которые и без того пострадали от деятельности человека и климатических изменений.

Причем здесь Петербург?

Как уже отмечалось выше, новая вспышка H5N1 охватила большую часть планеты. Россия здесь не исключение — в сентябре замдиректора Департамента ветеринарии Минсельхоза Андрей Муковнин заявил о максимальном за 8 лет количестве очагов заболевания птичьим гриппом в дикой природе на территории страны. В самом конце сентября Глава Роспотребнадзора назвала ситуацию с вирусом «напряженной».

Самой известной вспышкой на сегодняшний день стала массовая гибель каспийских тюленей зимой 2022/23 года. Тогда у берегов Дагестана было обнаружено порядка 2500 тысяч погибших животных. Как поясняет Елена Андриевская из Фонда друзей балтийской нерпы ластоногие вообще очень уязвимы перед вирусными заболеваниями: «если животные располагаются скученно [как это бывает на тюленьих лежбищах], появление вируса чревато огромными потерями, потому что когда заражается одно животное могут заразиться все».

В Петербурге, Карелии, Ленобласти вспышек заболевания среди ластоногих пока не обнаружено, продолжает Андриевская. Однако приход болезни все еще вполне вероятен.

«Мы очень большой опаской в этом году ждали весеннего пролета птиц, — рассказывает Елена Андриевская, — потому что те птицы, которые улетели на юг прошлой осенью могли оказаться переносчиками птичьего гриппа. К нашей радости все прошло спокойно и массовых вспышек здесь не было. Но пока нельзя сказать, что все прошло и больше вируса гриппа птиц встречаться среди морских млекопитающих не будет. К сожалению, возможно, эта проблема не закончится в этом году и продлится на следующий».

DenisDavidoff / Shutterstock

А что с людьми?

Пока случаев заболевания людей птичьим гриппом сравнительно немного — по подсчетам ВОЗ с 1997 по 2023 годы вирус выявили менее чем у 900 человек. Правда, почти 460 из них умерли. Такая смертность в десятки раз превышает показатели по COVID-19. Однако, оговариваются вирусологи, данные получены на очень небольшом числе заболевших. Скорее всего, заболевших было намного больше, просто у них инфекция протекала бессимптомно. А следовательно и процент смертности в реальности намного ниже.

Впрочем, уже летом в ВОЗ заявили о том, что все более широкое распространение вируса H5N1 среди млекопитающих является тревожным симптомом, который говорит о том, что вирус может мутировать и быть более опасным для человека.

В этой связи Роспотребнадзор в сентября призвал к активной вакцинации людей, которые связаны с птицефабриками и других россиян, которые входят в группу риска так как в силу профессии активно взаимодействуют с дикими и домашними животными.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)