18+
  • Город
  • Транспорт
  • Бизнес
Транспорт

Елена Лукьянова: «ЗСД вписался в визуальный облик Петербурга и даже стал новой достопримечательностью»

Генеральный директор компании «Магистраль северной столицы», героиня премии «Женщины меняют Петербург», которую вместе с ювелирной компанией MERCURY проводит редакция «Собака.ru», руководит эксплуатацией одной из самых важных дорог Петербурга — Западного скоростного диаметра, который в 2023-м поставил рекорд по количеству поездок (71 млн!). В 2024-м ее команда продолжает заниматься строительством Витебской развязки, которая соединит ЗСД и будущую Широтную магистраль на юге города, а сама Елена параллельно управляет обслуживанием трассы М-11 на участке от Петербурга до Новгорода. Узнали у нее, зачем дорогам генеральная уборка и когда на ЗСД появится безбарьерный проезд Free Flow.

Серьги MERCURY из коллекции Color, кольцо MERCURY из коллекции Classic, рубашка DRIES VAN NOTEN (ДЛТ)

Серьги MERCURY из коллекции Color, кольцо MERCURY из коллекции Classic, рубашка DRIES VAN NOTEN (ДЛТ)

В 2023-м ЗСД установил свой рекорд: по нему проехали 71 миллион раз. И это при том, что в Петербурге зарегистрировано 3 миллиона автомобилей! Как вам такие цифры?

Цифры действительно хорошие: мы видим, что ЗСД популярен у горожан — они им активно пользуются. И хотя год был сложный, но мы выполнили все KPI больше чем на 100 %. Не обошлось без оптимизации: как и многим, пришлось поработать над импортозамещением. Превентивно заменили на отечественное часть программного обеспечения, например, то, что отвечает за системы оплаты проезда. Дозакупили для М-11 технику в Китае, выбираем поставщиков для ЗСД. У нас внушительный автопарк — снегоуборщики, погрузчики, самосвалы — всего 120 машин, которые помогают содержать дорогу.

То есть импортозамещение — не проблема?

На самом деле я поддерживаю эти процессы: здорово помогать развитию наших производителей. Я работала в глобальных компаниях (от одной из первых и крупнейших в России инвестиционных групп ОФГ до транснационального Deutsche Bank), и раньше был тренд на перевод части функционала бизнеса в другие регионы и даже страны — перевозили разработчиков, производства. Но я относилась к этому скептически: считаю, мы должны предоставлять рабочие места и платить налоги там, где компания работает и зарабатывает. Если «Магистраль северной столицы» перевезет наш call-центр из Петербурга, все эти горожане останутся без работы! Другое дело, что пока наш производитель не всегда готов к тем объемам, которые к нему могут прийти. Есть хорошие разработки, идеи, но в мелочах порой видны недоделки — еще есть куда расти.

Какие удачные кейсы были в ваших поисках?

Мы провели серьезный отбор среди производителей транспондеров: нужно было найти гаджет, который будет доступным по цене и обеспечит надежную работу, в том числе интероперабельность. Это значит, что наши транспондеры универсальны, с ними вы можете путешествовать и по другим платным дорогам страны. Это — ЦКАД, Московский скоростной диаметр, автодороги М-11 «Нева», соединяющая Москву и Петербург, ведущая на юг страны М-4 «Дон», трассы М-3 «Украина», М-1 «Беларусь» и М-12 «Восток».

Серьги MERCURY из коллекции Flower, кольцо MERCURY из коллекции Classic, рубашка MAAG, жакет WITH ME, брюки LIME, туфли LE SILLA (ДЛТ)

Серьги MERCURY из коллекции Flower, кольцо MERCURY из коллекции Classic, рубашка MAAG, жакет WITH ME, брюки LIME, туфли LE SILLA (ДЛТ)

Кстати, кроме ЗСД, вы ведь управляете еще и участком трассы М-11 от Петербурга до Новгорода — скоростной автомагистрали, которая связывает Москву и Петербург.

Да, к 2019 году мы накопили серьезный опыт по эксплуатации платных дорог и решили добавить в свой «портфель» ряд функций по части М-11: уборку, ремонты, сбор платы. А в 2023-м оперативно подхватили за уходящими с рынка французскими партнерами то, что было в их зоне ответственности. Получилось сделать это бесшовно и незаметно для пользователей магистрали, а значит — правильно. Приятно, что нашу работу на М-11 ценят и коллеги из «Автодора», привозят к нам сотрудников из компаний, отвечающих за другие участки трассы, чтобы показать, как у нас все устроено.

А как все устроено?

У нас операционная компания: всегда есть чем позаниматься. Летом — сезонные работы: делаем генеральную уборку магистрали, устраняем колейность, обновляем шумозащитные экраны, наносим разметку. Осенью готовимся к зиме: запасаем песок и реагенты, готовим технику, чтобы не подвела. Самое главное — обеспечить такое содержание ЗСД, чтобы автомобилист в любую погоду мог безопасно проехать по нашей дороге с максимально разрешенной скоростью. И получить от поездки удовольствие.

А прямо сейчас обсуждаем с партнерами, как и когда ввести на новых развязках систему Free Flow: вы сможете проезжать вообще без остановок, а оплачивать проезд по факту в течение нескольких дней. Безбарьерное движение — так петербуржцам точно станет удобнее! Хотя у нас самих, конечно, работы прибавится. (Смеется.)

Вы работаете в компании давно, а генеральным директором стали полтора года назад. Что изменилось в вашей работе с новой должностью?

Я десять лет была заместителем руководителя, все процессы знала изнутри. Когда перешла на первую позицию, подумала: а что я могу привнести в компанию? Все-таки 10 лет — это период, когда хочется осмотреться и осознать, чего ты достиг и куда двигаться дальше, переосмыслить процессы. Поняла, что мне бы хотелось, чтобы коллектив больше участвовал в разработке стратегии нашего развития. Поэтому мы реформировали совещания в рабочих группах: теперь в них участвуют и начальники направлений, и второе звено.

Вам самой пришлось меняться?

Конечно, и во многом! Например, очевидно, что работа руководителя — постоянное общение. С сотрудниками, партнерами, а в нашем случае еще и с властью, с журналистами. Я обратила внимание, что на разных мероприятиях не все выступающие запоминаются — говорят скучно, плохо. Особенно это было заметно на фоне нашего предыдущего директора Алексея Николаевича Бнатова: он просто великолепный спикер и прекрасный оратор. И я решила подтянуть этот навык: занимаюсь с известным бизнес-тренером и коучем, обладательницей двух премий «ТЭФИ» Ниной Зверевой.

Нельзя все время пытаться улучшить свои слабые стороны и при этом забывать про сильные.

Поделитесь лайфхаком — как нужно говорить, чтобы тебя услышали?

Для начала не бояться! Нужно избавляться от страха — такого, знаете, который мешает говорить по-английски с иностранцами или общаться с высокопоставленными людьми. На совещаниях люди часто не могут донести до коллег свою позицию: говорят невнятно, приходят неподготовленными, не могут сформулировать мысли. Важно всегда, во-первых, быть готовым, во-вторых, говорить четко, громко и понятно. Еще один совет мне дал мой тренер по лыжам (чемпион России!) Михаил Куклин: нельзя все время пытаться улучшить свои слабые стороны и при этом забывать про сильные! Вот у спортсмена сильные ноги, а руки — слабоваты: если бросить всё на улучшение работы рук, произойдет усреднение — «пропадет» сила ног. А если изначально поставить на свои плюсы, можно выиграть. Мне кажется, это применимо и в бизнесе.

Вы прислушиваетесь к пожеланиям горожан по работе ЗСД?

Постоянно. Ежедневно мониторим отклики — и в интернете, и полученные на «первой линии», через кассиров в пунктах оплаты. Раз в год проводим большой опрос через наше мобильное приложение (а там уже больше 700 тысяч пользователей, целое СМИ!). Спрашиваем обо всем: от качества дорожного покрытия до уровня тарифов, а отзывы передаем в работу руководителям подразделений.

Нам нравится, когда клиенты участвуют в жизни ЗСД.

О чем можно написать, чтобы вы отреагировали?

Да обо всем. Нам нравится, когда клиенты участвуют в жизни ЗСД: подсказывают, где улучшить навигацию и добавить знаки, чтобы не было заездов «не туда», участвуют в тестированиях и дают обратную связь. Когда по всей магистрали меняли светильники на энергосберегающие, мы выбирали их вместе с автомобилистами: устанавливали разные виды ламп и собирали мнения водителей, какой свет комфортнее для глаз. А когда собирались ставить дополнительные камеры для фиксации нарушений, спросили пользователей — и выяснили, что 70 % поддерживают такое решение. Конечно, ведь это общая безопасность: в итоге риск получить штраф сделал поток машин более плавным, исчезли все эти «пули», которые несутся на большой скорости и вызывают дискомфорт у остальных.

Каких нововведений ждать петербуржцам от ЗСД?

Сам объект полностью построен — три участка общей протяженностью 46,6 км, дальше запланировано только введение новых дорожных развязок. Мы, компания «Магистраль северной столицы», отвечаем за эксплуатацию ЗСД в целом и строим одну из них — Витебскую. Она соединит ЗСД и Витебский проспект и станет частью будущей Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) — новой дороги в южной части Петербурга. Стройка Витебской развязки идет полным ходом, уже выполнили самые времязатратные работы: над Московским проспектом горожане могут видеть поднятые металлоконструкции — каркас будущей двухэтажной дороги (представить, как это будет выглядеть, можно, посмотрев на двухъярусный мост ЗСД через Морской канал), видны новые съезды в районе Благодатной улицы, поднялись опоры у Витебского проспекта. Конечно, всегда есть сложности, стройка идет внутри города — а это стесненные условия, сотни участков и у каждого есть собственники. С одной стороны железная дорога, с другой — промышленные здания, а еще сети, коммуникации. И здесь нам помогают партнерские отношения с городской администрацией и АО «ЗСД».

Наш объект смог вписаться в визуальный облик Петербурга, дополнил городскую среду и даже стал новой достопримечательностью.

Петербург — третий по величине мегаполис в Европе. И при этом в городе почти 9 000 объектов культурного наследия! Как это — строить технологичные дорожные объекты в таком городе?

При строительстве нам достался центральный участок ЗСД — самый красивый! Каждый раз, когда вижу наши мосты — испытываю чувство восхищения. Приятно, что их отметили и другие: вантовый мост через Петровский фарватер (ажурный, с паутинкой вантов, мой любимый!) включили в «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев. Мы с коллегами получили из рук Михаила Борисовича Пиотровского почетный знак за сохранение архитектурных традиций Северной столицы — значит, наш объект смог вписаться в визуальный облик Петербурга, дополнил городскую среду и даже стал новой достопримечательностью. Площадки с видами на мосты (например, на набережной у «Севкабель Порта» или на Крестовском острове) рекомендуют туристам — как новые интересные места Петербурга.

Остановиться и хорошенько рассмотреть ЗСД изнутри хотелось бы многим! И раз в год это можно сделать — во время вашего велофестиваля.

У нас и правда очень красивая дорога. И очень скоростная! Остановиться — значит, подвергнуть опасности себя и других. Когда мы только открыли центральный участок в 2016-м, были случаи, что петербуржцы пытались выйти из машины, сделать фото. Стало очевидно: надо все-таки устроить так, чтобы горожане могли полюбоваться на наши объекты изнутри. Родился велофестиваль, который мы вместе с «Фонтанкой» в этом году проведем в шестой раз: в последнюю субботу мая откроем дорогу для тысяч велосипедистов — 15 км от Богатырского проспекта до набережной реки Екатерингофки. Планируем два заезда, дневной и вечерний, чтобы можно было полюбоваться ЗСД с подсветкой.

Кольцо MERCURY из коллекции Color из белого золота с сапфиром весом более 4-х карат и бриллиантами огранки «груша» и круглой огранки общим весом почти
MERCURY

Кольцо MERCURY из коллекции Color из белого золота с сапфиром весом более 4-х карат и бриллиантами огранки «груша» и круглой огранки общим весом почти 3 карата

Несколько лет назад обсуждали появление общественного транспорта на ЗСД. Это вообще возможно?

Остановки на магистрали сделать практически нереально — будет либо угроза безопасности, либо снижение скорости. А смысл дороги именно в скоростном проезде, вы можете за полчаса домчаться от Пулково до северных районов города! Сама логика создания такого транспортного каркаса, как ЗСД или ШМСД, в том, чтобы снять нагрузку с уличной дорожной сети, уменьшить количество автомобилей в центре, чтобы там уже развивать общественный транспорт, инфраструктуру под велосипеды, пешеходные зоны.

Вы с такой любовью говорите про ЗСД!

А как иначе? Я с самого начала здесь, пришла в «Магистраль северной столицы» финансовым директором в 2012 году, когда в компании было несколько человек — гендиректор, главный бухгалтер, юрист, кадровик. Мы вместе собирали коллектив, а сейчас это уже тысяча человек! Когда мне предложили перейти сюда из «ВТБ Капитал», я не совсем понимала, что меня ждет, а оказалось очень интересно — это совсем другой, реальный сектор экономики, отличный от банковского.

Это работа на века: ведь я участвую в том, что останется после меня.

Вам сложно дался этот переход?

Нет. Во-первых, это работа на века: ведь я участвую в том, что останется после меня. Во-вторых, я уже переезжала из-за карьеры: пока работала в ОФГ, пять лет прожила на Кипре, поэтому перебраться из Москвы в Петербург мне было просто. А разобраться со стройкой и чертежами помогло первое образование — до Финансовой академии я окончила Институт стали и сплавов и начинала карьеру проектировщиком в «Гипромезе».

Как у вас сложились отношения с Петербургом?

Я живу в центре — хотя для меня это в некотором роде минус (Смеется.), ведь так я не езжу каждый день по нашей дороге — но я сознательно сделала выбор: исторический Петербург прекрасен. Я полюбила город сразу, как приехала: по утрам бегаю в Таврическом саду, гуляю сквозными дворами, захожу в Эрмитаж просто, чтобы глянуть — а что есть нового из выставок. И небо! Оно в Петербурге особенное. По дороге из спортзала делаю фотографии неба над Петропавловским собором и отправляю друзьям-москвичам как открытку со словами: «Приезжайте к нам в Петербург!»

Текст: Неля Валиева

Фото: Елена Резвова, предоставлены пресс-службой

Стиль: Ника Владимирова

Ассистент стилиста: Павел Алимов

Визаж и волосы: Алексей Радченко

Свет: Василий Кабайлов Skypoint

Обо всех героинях премии «Собака.ru» и ювелирной компании MERCURY «Женщины меняют Петербург 2024» читайте здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Бизнес
Материал из номера:
Март
Люди:
Елена Лукьянова

Комментарии (0)