18+
  • Город
  • Общество
Общество

Вот петербургская команда 99recycle — они одни из первых в стране начали вручную делать аксессуары из использованного пластика

Команда 99recycle одними из первых в России начали вручную делать сумки, косметички, значки, сережки, тарелки и горшки для цветов из переработанного пластика. Машины для измельчения и переплавки материала они сделали сами в дедушкином гараже. Антон Рыкачевский, Сергей Ибрагимов и Александр Семенов рассказали «Собака.ru», как и зачем они создали мастерскую, в которой упаковку от сметаны можно превратить в стильный аксессуар.

Антон Рыкачевский, Сергей Ибрагимов и Александр Семенов

Антон Рыкачевский, Сергей Ибрагимов и Александр Семенов

С чего все началось?

Антон Рыкачевский: «Я биоинформатик, занимаюсь анализом данных. У меня есть друг детства, с которым я учился в президентском физико-математическом лицее, его зовут Сергей Ибрагимов. Раньше он работал промышленным альпинистом, сейчас программирует. Летом 2018 года мы искали идею для стартапа – все сводилось к IT-проектам. Но нам хотелось создавать что-то своими руками, чтобы из ничего делать интересный продукт.

Однажды мы наткнулись на видео, в котором парни собирают скейтборды из переработки – нам показалось это очень крутым. После мы узнали о Precious Plastic – это международное сообщество сотен людей, работающих над решением проблемы загрязнения планеты. На их сайте много обучающей информации, в том числе чертежи по созданию машин, перерабатывающих пластмассу.

В конце июля мы собрались в Купчино, в гараже дедушки Сережи, и начали собирать одну из них. В России действующих проектов по принципу Precious Plastic нет – они быстро умирают, так как на сборку машин необходимо огромное количество ресурсов. Более того, их чертежи оказались не проработанными, и мы решили пойти своим путем. В физмат тусовке почти все друг друга знают, поэтому к нашей команде вскоре присоединился теорфизик Саша Семенов. Он загорелся идеей и помог нам найти большую мастерскую, в которой мы продолжили развивать наше дело втроем. Изначально у нас не было задачи сделать что-то связанное с экологией, но когда мы запустили проект, мы поняли, что экологический смысл проекта очень важен».

Чем занимается проект

Сергей Ибрагимов: «99recycle развивается сейчас в нескольких направлениях. Основной смысл проекта заключается не в переработке, а в том, чтобы рассказывать о ней, используя положительный пример. Показывать не фотографии полигонов, а красивые вещи из вторичного пластика, призывая людей не выбрасывать его на общую помойку, а использовать снова. Ведь это такой же материал, как и любой другой – из него можно сделать все, что угодно.

Чаще всего люди не понимают, куда идет мусор, который они сдают в переработку, и нам кажется, что это проблема. Есть даже заблуждение, что после сдачи он попадает на общую свалку, но это не так. В нашей открытой мастерской любой человек может увидеть, как принесенная баночка сметаны превращается в значок или, например, серьги.

Недавно мы рассказывали о нашем проекте в детском центре научных открытий Open Lab. Дети 6-8 лет были очень удивлены, они ничего не знали об отходах: «А вот мой папа выбрасывает мусор в урну, я ему скажу, чтобы он сдавал его на переработку». Там было несколько родителей, которые воодушевились и захотели привести своих чад к нам на экскурсию. С этой же просьбой нам часто пишут мамы и классные руководители из школ. Мы ответственно относимся к безопасности детей: в конце апреля нам установят вытяжку, после чего мы сможем принимать гостей любых возрастов.

Особенность нашего проекта заключается в том, что у нас есть возможность работать с пластиком руками, использовать кисти, шпатель и делать с их помощью имиджевую продукцию. Это новый уровень – на сегодняшний день в России такого нет. Все, кто использует вторичный пластик, просто льют формы, например, делают большие урны – это скучно. Сейчас у нас сформировалась небольшая линейка продукции, которую нам не стыдно показать. Недавно мы участвовали в экологическом фестивале «Знак равенства» и даже заработали на этом какие-то деньги. Конечно, мы до сих в минусе, но верим, что наше дело будет окупаться.

Следующее направление, в котором мы развиваемся – технические инновации. Мы хотим создавать уличные объекты и мебель из пластиковой крошки – сегодня это реально. Сейчас мы общаемся с архитекторами и работаем над финансированием, чтобы получить грант на 3D принтер для печати из переработки».

Как устроены машины по переработке пластика

Александр Семенов: «Промышленная переработка делится на три этапа, каждый из которых проходит на разных предприятиях. Наше отличие в том, что мы собираем, мелем и отливаем пластик в одном месте, благодаря чему можем поработать с материалом руками. Всего у нас четыре машины: первая называется шредер или «дробилка». Благодаря встроенным внутри аппарата зубьям он измельчает пластик и делает из него крошку, по-другому ее называют флексом. Следующие установки производят сам продукт: с помощью термопресса мы склеиваем пакеты и получаем материал необычной структуры, из которого шьем рюкзаки, пеналы и сумки. Эта машина прессует в том числе и флекс, под воздействием высокой температуры он превращается в пластмассовый лист, из которого вырезаются значки в виде фигур животных. Инжектор – это цилиндр с поршнем, под давлением которого пластик загоняется в хитрые формы, с его помощью мы создаем красивую плитку. Также у нас есть экструдер. Внутри этого аппарата находится сверло, выдавливающее крошку в колбасу, из которой делаем вазы, лампы и горшочки для цветов. Мы только исследуем возможности наших машин, недавно начали производство сережек.

Всего у нас есть три канала поступления пластика: нам приносят его люди, мы покупаем его у «Раздельного сбора» и «Крышечек доброты», у которых очень качественный материал, сортированный по цветам.

Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся – это то, в каком виде пластик попадает на переработку, насколько правильно люди сдали его. Иногда одного короткого промывания водой недостаточно, поэтому мы зачастую находим среди вторсырья остатки пищи – чего только не окажется в пакетах, которые нам приносят. Мы используем три вида пластика в своей работе: это 2 – к нему относятся крышечки, бутылки от бытовой химии; 5 – стаканчики из-под сметаны, контейнеры из-под шампиньонов; 4 – полиэтилен, глянцевые пакеты и пленка, в которую заворачивают туалетную бумагу. Очень важно, чтобы среди этих видов не оказалось какого-то другого, ведь некоторый пластик при переработке может выделять токсины, что опасно для здоровья человека. С этим большая сложность, поэтому нам часто приходится перебирать и просматривать почти каждую упаковку».

Трудности

Сергей Ибрагимов: «С большими трудностями мы столкнулись, когда летом начали собирать машины. На сайте Precious Plastic написано, что вы соберете каждую из машин за 100 долларов и неделю работы. Мы всерьез думали, что через несколько недель будем мотать горшочки, продавать их и рассказывать всем про пластик. Правда, есть несколько условий: подразумевается, что часть деталей ты найдешь на свалке. В реальности же мотора в рабочем состоянии, который стоит порядка 20 тысяч рублей и выше, там нет.

Мы начали изучать чертежи и поняли, что если ты не высококвалифицированный инженер, то вряд ли соберешь эту машину. Более полугода мы разрабатывали конструкции. У нас у всех была основная работа, после которой мы шли в мастерскую и проводили там по 20 часов в неделю. Это было тяжело, но нас трое, так что мы постоянно друг друга подбадривали.

Наш проект не похож на какой-то самостоятельный стартап, на котором зарабатывают, но мы уверены, что все окупится. Сегодня мы единственные такие в России, это хорошо со стороны бизнеса, но плохо с точки зрения эко-просвещения, что гораздо важнее. Самое главное – это то, что наше дело вдохновляет людей. Мы получаем очень много фидбэка, благодаря которому чувствуем, что делаем что-то важное и нужное. Иногда даже кажется, что это несправедливо по отношению к большим перерабатывающим предприятиям – они делают действительно большую работу, но не получают такого отклика, как мы.

Перспективы

Антон Рыкачевский: «Мы планируем улучшить качество и разнообразие нашей продукции и делать технологические новинки, например, умные урны, которые бы сами сортировали мусор. Сейчас мы находимся где-то между экоблогерами, которые несут знания в массы и молчаливыми переработчиками. В будущем мы хотим, чтобы 99recycle стал большим холдингом, который занимается разной деятельностью, в первую очередь, образовательной. Для многих тема переработки – темный лес, мы же даем человеку притронуться ко всему этому. Нам важно, чтобы люди поняли, что на самом деле сделать что-то из пластика так же сложно, как приготовить яичницу. У нас есть прекрасная возможность вырастить поколение, которое будет знать о пластике с нуля и сможет изменить этот мир».

 

Текст: Софья Зима

Фото: Софья Зима, @99recycle

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)