• Город
  • Общество
Общество

Как у центра помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом» появился свой оркестр?

Поделиться:

«Антон тут рядом» – это и центр социальной абилитации для людей с аутизмом, и уже знаменитый фри-джазовый оркестр, который записывает каверы на Джона Колтрейна, играет в спектакле БДТ «Язык птиц» и 2 сентября станет хедлайнером ежегодного благотворительного фестиваля в поддержку центра на Новой Голландии.

Любовь Аркус, президент фонда «Выход в Петербурге»

Любовь Аркус, президент фонда «Выход в Петербурге»

Антон Харитонов и Любовь Аркус открывают Центр

В начале было слово — к главреду культового черно-белого журнала о кино «Сеанс» Любови Аркус попало сочинение неизвестного мальчика с неведомым ей тогда диагнозом «аутизм». В нем наивно и точно рассказывалось, какие люди — «грустные, озорные и рыжие пьют морс, воду и кефир, играют на пианино, рояле и гармошке, терпят, летают и конечны». Из текста выросли предельно личный фильм-исповедь «Антон тут рядом» (пока что это единственный фильм Аркус как режиссера) и дружба с его автором Антоном Харитоновым. Строго говоря, Любовь Юрьевна решение основной моральной дилеммы документального кино провалила: не смогла вмешаться в чью-то жизнь, а потом просто уйти из нее. Она создала фонд «Выход в Петербурге», который в декабре 2013-го организовал первый в России Центр творчества, обучения и абилитации людей с аутизмом.

На фото: Лера (сотрудник центра), Стас, Аким, Борис Павлович (режиссер), Нина, Аня, Алексей Плюснин (руководитель оркестра), Маша, Влад, Антон, Паша, Максим

Алексей Плюснин, руководитель оркестра «Антон тут рядом»

Выступление оркестра «Антон тут рядом»

Выступление оркестра «Антон тут рядом» на одноименном фестивале

Выступление оркестра «Антон тут рядом»

Занятия студентов Центра

Занятия студентов Центра

Занятия студентов Центра

За почти четыре года «Антон тут рядом» объединил под своим именем десяток проектов: в том числе и ежегодный благотворительный осенний арт-марафон. А с 2015-го по заветам Антона Харитонова люди начали играть «на пианино, рояле и гармошке» — у студентов центра появился свой собственный авангардный оркестр под руководством худрука творческого союза «АПозиция», создателя первого в стране рок-магазина «Нирвана» и идеолога фестиваля Курехина SKIF Алексея Плюснина. Он, как и многое в истории «Антон тут рядом», возник случайно — так совпало и сложилось. Плюснин по приглашению столичной театральной студии для людей с особенностями развития «Круг II» помогал делать спектакли в летнем лагере, туда же со студентами центра как-то приехала Аркус. Когда смена закончилась, она предложила вести у них музтерапию, и он с радостью согласился.

 

 

Первое время занятия не ладились. «Честно говоря, я не знал, что делать. В традиционном понимании ребят тяжело обучить, и в какой-то момент я был в полном тупике, хотя и продолжал интуитивно к ним приходить. Я владею многими инструментами, но с перкуссией никогда не ладилось. Тогда я решил употребить время с пользой и для себя — потренироваться. Раздал им инструменты и неожиданно это сработало: когда мы перестали разговаривать и думать, что и как, все зазвучало и стало обретать музыкальный характер».

Сейчас в постоянном составе оркестра «Антон тут рядом» двенадцать студентов. На выступлениях к ним также присоединяются сотрудники и волонтеры центра. «В искусстве часто не хватает непосредственности, искренности, гибкости, которыми отличаются наши ребята. Поэтому оркестр играет авангардную импровизационную музыку — фри-джаз с элементами рока и электроники», — рассказывает Плюснин.

 

Способность мыслить внесистемно — ключевая для джаза как самой свободной музыки. В ней не нужен бэкграунд «музшкола-училище-консерватория». Владение инструментом может, напротив, мешать. Так, в бэнд было непросто влиться студенту центра, пианисту Алексею Герасимчуку, почти окончившему училище имени Мусоргского. «Это как в плавании — переучивать всегда сложнее, человек неподготовленный здесь годится больше. Если вы можете играть на скрипке, замечательно, но в нашей импровизационной концепции это не обязательно. Достаточно суметь извлечь звук и делать это в нужное время».

Запись первого альбома оркестром «Антон тут рядом»

Запись первого альбома оркестром «Антон тут рядом»

Фотосессия для альбома оркестра «Антон тут рядом»

Олег Нестеров и Алексей Герасимчук

Впрочем, вольные джем-сейшены оркестра все чаще начинают обретать конкретные очертания и форму. Осенью выйдет первая попытка бэнда избавиться от приставки «лайв»: записанная на студии «Добролет» пластинка из кавера на A Love Supreme Джона Колтрейна и композиции на японские мотивы собственного сочинения. Продолжится эксперимент с поиском нового звучания на фестивале «Антон тут рядом», бессменным хедлайнером которого является группа. Студенты все лето разучивали сложные ритмы семь восьмых и пять четвертей, что продемонстрируют на сцене Новой Голландии 2 сентября, сыграв свою версию композиции «Миссия невыполнима» Лало Шифрина. Но именным арт-марафоном большие амбиции маленького джаз-бэнда не ограничиваются. Как вспоминает Плюснин, оркестрантам особенно понравились четыре крупных перформанса: на закрытии киносмотра «Послание к человеку», музыкальном форуме «АПозиция», Ночи музеев в Музее политической истории и акции «Будь с городом!» на Дворцовой площади.


Когда мы перестали разговаривать и думать, все сразу зазвучало 

Хотя основная цель оркестра инклюзивная, Алексей рассказывает, что не стал бы его создавать, если бы все ограничивалось только ею. Для него важно, что у проекта есть и художественная ценность. С ним соглашаются и коллеги-музыканты — среди фанатов «Антон тут рядом» и французская певица Zaz, которая перед каждым выступлением в Петербурге устраивает с оркестрантами мастер-классы, и лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров, сотрудничающий с пианистом Герасимчуком.

Спектакль «Язык птиц» с участием оркестра идет на сцене БДТ

Спектакль «Язык птиц» 

Спектакль «Язык птиц» 

Увлечением, вписавшим новую перспективную главу в историю оркестра «Антон тут рядом», стал театр. Вербатимы студентов о себе и мире, а также их музыкальные номера стали частью постановки Бориса Павловича «Язык птиц». В минувшем сезоне этот инклюзивный спектакль БДТ был номинирован на «Золотую маску». А сейчас Павлович с Плюсниным и студентами готовят еще один иммерсивный проект — «Квартира», в котором прозвучат стихи поэтов-обэриутов. Зрителям авангардной постановки снова предстоит вырасти над собой, чтобы настроиться на иную частоту восприятия в духе философской проблемы «Я — Другие». Ведь как справедливо замечает Алексей Плюснин: «Не мы должны подтягивать ребят, а, наоборот, расширять до них свои границы».

Фестиваль «Антон тут рядом» 2 сентября на Новой Голландии.

Фото: Алексей Костромин, архивы пресс-служб

Текст: Елена Анисимова

 

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Любовь Аркус, Алексей Плюснин
Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: