• Спецпроекты

Надо прокачаться! 5 профессий мечты, востребованных в нефтяной отрасли

Санкт-Петербург – это не только культурная, но и научная столица России. И пусть нефти в Петербурге нет, но сильное сообщество ученых-нефтяников имеется. Вы думаете, нефтянка – это удел лишь суровых буровиков и романтиков-геологов? Как бы не так! Дата-сайентисты, геофизики и математики нужны отрасли ничуть не меньше. Рассказываем о самых перспективных специальностях, про которые никто не скажет, что они не фонтан.

Чтобы не заходить сразу с козырей, начнем с традиционной для нефтянки специальности – геолог.

Анастасия Горелова, выпускница СПбГУ и программы «Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов», с детства хотела стать геологом – ведь геологом была ее бабушка и увлекательно рассказывала о своей профессии. А уже во время учебы Анастасия узнала о партнерской магистратуре университета и «Газпром нефти». Сегодня Настя работает в Научно-Техническом Центре компании и участвует в разработке самых крутых цифровых проектов.

«Чтобы работать в нефтяной сфере, необязательно учиться на геолога: здесь востребованы математики, программисты, инженеры, физики и химики», – считает Настя.

Из бакалавров геологии, нефтегазового дела, химических технологий, геофизики и нефтегазового дела в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина на партнерской магистратуре готовят специалистов по направлению «Технологии повышения нефтеизвлечения в осложненных условиях».

Если хотите первыми узнавать все новости партнерской магистратуры, подписывайтесь на рассылку.

Коды доступа к успеху

О будущем сегодня рассуждают не только фантасты, но и авторы докладов, например, таких серьезных, как «Будущее рабочих мест». В последнем утверждается, что самыми востребованными сейчас являются специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению, анализу и обработке данных. Это утверждение верно и в отношении нефтегазовой отрасли. Здесь трудятся математики, программисты, дата-сайентисты и специалисты по big data.

Дата-сайентисты – это настоящие люди будущего! Они тоже предсказывают возможное развитие событий, но делают это, основываясь на анализе больших массивов данных, которые прежде никто не структурировал. Если кто и может распознать самые неочевидные закономерности, которые необходимо учесть, и открыть глаза на их существование всем заинтересованным лицам, то это они. Прогнозирование – их сильная сторона.

Модели – детища этих специалистов – не показывают продукцию модных брендов, у них другое предназначение – помочь в решении сложных бизнес-задач. Дата-сайентист любит, умеет и практикует вдумчивую работу со статистическими данными, но результатом его труда будет все же не аналитический отчет, а работающий код.

До 2008 года понятия big data не существовало, и если бы с тех пор ничего не изменилось, то термин следовало бы выдумать и немедля начать подготовку специалистов-аналитиков больших данных, настолько больших, что они не помещаются ни в один ноутбук или даже на сервер. Количество генерируемой человечеством информации на планете с каждым днем растет – вполне вероятно, что к 2025 году оно может достичь 400 зеттабайт (на всякий случай напомним, что 1 зб – это 1 млрд гб). Кто-то должен со всем этим массивом управляться?

И такие специалисты сегодня тоже работают в Научно-Техническом Центре «Газпром нефти». Например, дата-сайентист компании Дмитрий Перец.

«Вообще, про меня можно сказать, что я довольно целеустремленный. Я знал, куда и почему я пойду учиться на бакалавриат. Когда я его окончил, в Политехе как раз открылась партнерская магистратура “Газпром нефти”. Я подумал: “Нефтянка? Она ведь на стыке большого количества наук! Попробую себя там!”».

Из выпускников технических вузов, успешно прошедших испытания в два этапа – собеседование плюс междисциплинарный экзамен с задачами по математике, механике, численным методам и теории вероятностей, на партнерской магистратуре «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи» делают высококлассных профи. Область их знаний – разработка месторождений. Но сегодня таким специалистам не обойтись без углубленного понимания физики пласта и высокого уровня владения математическим аппаратом.

Александр Калюжнюк, молодой специалист Научно-Технического Центра «Газпром нефти», выпускник СПбПУ и магистерской программы «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», инженер:

«Меня окружают модели, серьезно. Мы применяем физическое, химическое, математическое моделирование для того чтобы более эффективно добывать больше нефти».

Анна Евдокимова, главный специалист Научно-Технического Центра компании:

«Я окончила бакалавриат по направлению “Нефтегазовое дело” в Тюменском индустриальном университете. Ближе к окончанию вуза я поняла: к полученным знаниям в нефтегазовой индустрии хочу добавить более прикладные инструменты, а именно – сделать уклон в физико-математическое направление. К счастью, совсем недавно как раз открылась совместная кафедра “Газпром нефти” и Политеха Петра Великого. Можно было не просто учиться в магистратуре, но и проходить практику в Научно-Техническом Центре компании. Собственно, так и я попала на работу».

Где учат:

В СПбПУ Петра Великого на магистратуре «Математическое моделирование процессов нефтегазодбычи». Дерзайте, если вы бакалавр по направлениям: математика, прикладные математика и информатика, механика и математическое моделирование, прикладная математика, математика и компьютерные науки, прикладные математика и физика, физика, техническая физика, нефтегазовое дело.

В ИТМО на новой партнерской магистратуре «Цифровые геотехнологии» после бакалавриата по специальностям: прикладные математика, физика и информатика, механика и математическое моделирование, фундаментальная информатика и информационные технологии.

Чтобы не пропустить самое интересное, заполните анкету – и вы будете первым узнавать все новости о партнерских магистратурах.

Сплошные плюсы

Математики (в том числе и прикладные) и физики тоже могут «приложить» свои знания к нефтянке.

Алла Андрианова, выпускница партнерской магистратуры «Science Engineering: Моделирование нефтегазовых месторождений» МФТИ:

«Обучаясь в МФТИ (Московский физико-технический институт) я занималась фундаментальной наукой. Например, мы с однокурсниками работали с различными типами лазеров и изучали их особенности. Было очень интересно, но в какой-то момент захотелось более прикладных задач. Кроме того, я планировала жить и работать в России, в этом контексте нефтегазовая отрасль выглядела одной из наиболее перспективных. На мой взгляд, в ней сочетаются наукоемкость и возможность относительно быстро “приземлить” формулы, апробировать гипотезы на практике и получить реальные видимые эффекты, начиная с дополнительной тонны нефти и заканчивая благодарностью технолога за то, что новые разработки помогли лучше выполнять его задачи. В конце 4-го курса, когда я выбирала направление для поступления в магистратуру, увидела объявление в институте, что будет проходить собеседование на совместную программу МФТИ и “Газпром нефти”, поучаствовала в нем. Специалисты, которые представляли компанию, заинтересовали меня прикладными задачками, а я, видимо, заинтересовала их своими знаниями. С 5-го курса работаю в компании – сначала в офисе в Москве, теперь в Научно-Техническом Центре в Санкт-Петербурге. Некоторые из тех, кто меня собеседовал, стали коллегами, до сих пор вместе работаем».

Тумэн Раднаев, выпускник магистерской программы «Газпром нефти» в НГУ, математик:

«Советский ученый Владимир Арнольд иронизировал, что “чистому математику платят за открытие математических фактов, а прикладному математику – за решение практических задач”. За такими задачами я и отправился в нефтянку».

Линейная алгебра, теория вероятности, матстатистика, численные методы, методы оптимизации нужны отрасли не меньше самих буровых установок. Ведь гуру формул и цифр способны творить современную магию – им под силу создание «доппельгангеров» – но не мистических, а цифровых двойников объектов. Для этого нужна не ловкость рук, а точные расчеты, которые учтут даже изменяющиеся параметры. Ведь сначала на уровне физики и химии описываются процессы, которые происходят на глубине нескольких километров под землей. Для этого необходимо построение так называемой гибридной модели: сначала на уровне физики и химии описываются процессы, которые происходят на глубине нескольких километров под землей, а затем нейронная сеть уточняет эти результаты.

Где учат:

В Новосибирском государственном университете на магистратурах «Нефтяной инжиниринг и математическое моделирование», «Моделирование нефтегазовых систем» и «IT-геофизика». На эти кафедры ждут бакалавров математики, прикладных математики и информатики, механики и математического моделирования, прикладной математики, математики и компьютерных наук, прикладных математики и физики, физики, технической физики, геофизики и геологии.

В МФТИ на программу «Моделирование нефтегазовых месторождений»  принимают выпускников бакалавриата по математике, прикладным математике и информатике, механике и математическому моделированию, прикладной математике, математике и компьютерным наукам, прикладным математике и физике, физике, технической физике.

Про геофизиков можно коротко рассказать с помощью трех хэштегов – #несовсемгеолог, #большечемфизик, #видитсквозьземлю. Есть что-то мистическое в работе специалистов этого профиля – например, во время сейсморазведки они как раз занимаются обнаружением и изучением аномалий, которые могут давать перспективные, с точки зрения разработки, объекты. Образно говоря, геофизики делают УЗИ отдельных участков планеты, только вместо картинки внутренних органов на мониторе компьютера они «видят» пласты в разрезе.

Где учат:

Санкт-Петербургский университет, магистратура «Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов». Здесь ждут бакалавров геологии, геофизики и нефтегазового дела.

Новосибирский государственный университет приглашает бакалавров математики, прикладной математики, прикладных математики и информатики, механики и математического моделирования, математики и компьютерных наук, прикладных математики и физики, физики, технической физики, геофизики и геологии на партнерскую магистратуру «IT-геофизика».

Эти и другие уникальные специальности можно освоить не только в Петербурге или Москве. Партнерские магистратуры «Газпром нефти» работают в 11 лучших университетах страны. Больше информации обо всех совместных кафедрах можно найти на сайте Научно-Технического Центра компании. Ну и, как принято говорить, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями. А если вы хотите первыми узнавать все новости магистратур «Газпром нефти», заполняйте анкету и подписывайтесь на рассылку!

• Вероника Иванова 24 мая, 2021
    Закончила бакалавр по направлению "прикладная математика и информатика", работа не нашла, пошла в магистратуру уже в нефтяную отрасль. И знаете, меня так все это затянуло, что я уже прохожу курсы профессиональной подготовки по нефтегазовому делу в ООО "РостБизнесКонсалт".