18+
  • Город
  • Недвижимость
Недвижимость

Открытие школ: в ГК «А101» создают систему образования, которая уже принята за стандарт для городских школ Москвы

Юлия Чернец, директор дирекции «Социальные объекты» Группы, рассказала о принципах, которые делают школу свободным и безопасным пространством.

Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101

На каких принципах строятся школы в ГК «А101»?

В первую очередь, это безопасность. Например, классы от коридора отделяют стеклянные стены, что защищает учителей от возможных конфликтов со стороны учеников. Кроме того, мы ставим в классах камеры со звуком, записи с которых хранятся в течение двух недель для разбора любого инцидента.

Мы также ищем проектировочные решения, которые помогут оградить школьников от буллинга. Например, конфигурация санузлов выполнена таким образом, чтобы кабинки были приватным пространством — с дверью, раковиной, зеркалом, — а зона, где расположена общая раковина, отделена от коридора стеклянной дверью и просматривается камерой, чтобы в ней не было возможности спрятаться или кого-то подловить.

Другой наш принцип — универсальность и гибкость. Классы для практической работы по химии, физике или биологии могут объединиться для занятий на стыке предметов в рамках кросс-предметного образования. Практикумы для занятий по технологии оснащаются всеми необходимыми инструментами для обработки материалов: 3D-принтеры, лазерные резаки, паяльные, сверлильные, дробильные аппараты, оборудуем швейные мастерские и кулинариумы. В некоторых школах последние располагаются рядом с горячим цехом кухни и отделены от него стеклянной стеной. Так дети видят, как повара готовят. У наших мастерских нет гендерной привязки: мальчик может стать в будущем дизайнером или конструктором одежды, а девочка инженером. Подростки не хотят существовать в шаблонах.

Третий принцип — психологический комфорт. Только дружелюбная среда побуждает к новым знаниям или успехам, помогает справиться со стрессом, который часто бывает у первоклашек, найти друзей или, наоборот, укромное место для работы или рефлексии. Возможность укрыться «в норке» тоже очень нужна детям. Такая среда создается буквально из всего — планировочные решения, цветовая гамма стен и полов, мягкая мебель, ниши в стенах, даже подвесные гамаки.

Только дружелюбная среда побуждает к новым знаниям или успехам, помогает справиться со стрессом, который часто бывает у первоклашек, найти друзей или, наоборот, укромное место для работы или рефлексии.

Откуда все эти идеи?

Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу историю. Первая школа, которую мы построили, стала самой большой в России. Мы очень ею гордились. Когда она открылась, мы водили в нее экскурсии: это выявило не только ее достоинства, но и недостатки. Школа была похожа на большой аэропорт, по ней приходилось много ходить, чтобы попасть из одной точки в другую. Тогда мы стали изучать опыт других хороших школ, чтобы понять, как организовать пространство правильно. Ездили в школы Армении, Финляндии, Дании. Увидели, что все они разные, каждая соответствует задачам той локации, где находится. Сама идея того, что школа не должна копировать чей-то опыт, а будет учитывать потребности локального сообщества, и стала для нас основной. Сообщество — это педагоги, которые будут в ней работать, жители района, где она расположена, и, конечно же, сами ученики. Кроме того, мы много внимания уделяем педагогической психологии, нашими консультантами выступают специалисты «Умной школы», центр психопедагогических инноваций «Точка Пси», Елена Аралова и компания Ed Architecture, которая является экспертом в вопросах организации предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях.

Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101

Как реагируют отделы образования на ваши школы?

Наша школа «Формула» была взята московским департаментом образования за основу при разработке стандарта московской школы версии 2.0. За последний год мы участвовали в двух пилотных проектах, которые делали совместно московские департаменты образования и строительства. Мы изучали текущие нормативные документы, писали задания на проектирование требуемых пространств: открытых амфитеатров, лекториев, больших галерей и рекреаций, совмещенных с медиатеками и лабораторными блоками.

У нас есть проект, получивший, по сути, всероссийское признание. Минстрой РФ признал типовыми решения проектной документации проекта образовательного центра «Диалектика» в части использования большепролетных металлических конструкций. В нашем проекте они используются для создания открытых и трансформируемых пространств, в том числе залов и атриумов. Такие конструкции эффективнее чем железобетонные, если требуются динамичные, многосветные и проницаемые пространства за счет уменьшения количества колонн, балок и т. д.

Очень хочется хорошо кормить детей, вернуть в школы мучные цеха, чтобы булочки и пиццу можно было печь на месте. 

Я знаю, что вы также разрабатываете проект с эксплуатируемыми крышами?

Да, одна такая школа будет достроена уже в следующем году. У нее на крыше находится терраса. Кстати, в этой же школе мы разделим столовую и кухню: зона приготовления будет находиться на первом этаже, а столовая на втором, что исключит запахи из пищеблока. Также строится школа, у которой совсем небольшая территория, поэтому мы расположим на крыше прогулочные территории и спортивную площадку для средней и старшей школ.

Как учителя реагируют на ваши школы?

Педагогов надо готовить к работе в таком пространстве. У нас есть образовательное бюро «Лернити», которое как раз занимается поддержкой школ. Для детей бюро придумывает различные программы, которые можно условно назвать дополнительным образованием, — например, разработка игр и мобильных приложений, проекты на стыке урбанистики и биологии, документальный театр и т. п. А педагоги проходят особенный курс повышения квалификации, учатся не только обращаться с современным оборудованием, но и современному подходу к передаче знаний в целом, умению замотивировать детей поколения «альфа», созданию для них условий и атмосферы в классе, которые пробуждают искренний интерес к науке, созидательному труду.

Над проектами учреждений мы работаем вместе с педагогами, обсуждаем планировки, дизайн, технологии. Отдельное направление — привлечение талантливых педагогов из регионов, для них мы предоставляем льготную ипотеку в своих жилых проектах.

Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101
Фото предоставлено пресс-службой ГК А101

Насколько школа становится решающим аргументом при принятии решения о покупке квартиры?

В целом школой в шаговой доступности интересуется примерно 60% покупателей квартир в Москве, да и в других регионах статистика точно не меньше. При этом наша работа, по сути, заключается в создании новых районов практически «в чистом поле», а в таких проектах наличие социальной инфраструктуры — жизненная необходимость. Но мы считаем, что потенциал у школ куда больше, они могут быть не просто соцобъектами, а точками притяжения в районе, центрами общественной жизни. Мы проектируем школы так, чтобы можно было обеспечить жителям района доступ к футбольному полю на территории, спортивным залам или гончарным мастерским в ее стенах, наконец, к атриуму, чтобы можно было проводить там концерты, театральные фестивали, публичные лекции. Так школы влияют не только на образование, но и на качество социальной жизни в районе. Общественный запрос на это растет последние лет пять минимум. А наличие таких возможностей запускает «сарафанное радио» и увеличивает долю покупок «по рекомендациям». Плюс надо учитывать рост ценности локации, интереса к ней со стороны вузов и крупных корпораций, которым нужны и молодые кадры, и определенная среда для развития.

Но, конечно, очень важно выполнять обещания, и наши покупатели видят, что школа, которую сначала показывали на картинке, будет построена точь-в-точь такая, как мы обещали. Так растет доверие к девелоперу, без которого сложно планировать свою работу на 10 лет вперед.

Юлия Чернец

директор дирекции «Социальные объекты» ГК А101

Очень хочется хорошо кормить детей, вернуть в школы мучные цеха, чтобы булочки и пиццу можно было печь на месте. Мечтаем о том, чтобы в школах были театральные и танцевальные залы, оборудованные специальным хореографическим паркетом. Практически во всех школах мы делаем медиатеки, которые позволяют записывать профессионально звук и видео. Если говорить о том, что хочется сделать еще, то неизбежно встанет вопрос об использовании отделочных материалов. Вы знаете, что в стране, которая обладает такими лесными массивами и ресурсами, мы не имеем возможности использовать дерево в отделке школ? Это запрещено из-за противопожарной безопасности. Но у нас все школы оборудованы спринклерным пожаротушением, сигнализацией, кругом датчики, видеонаблюдение. Сейчас мы можем полы в школах делать либо бетонными, либо керамогранитными. Это же неправильно. Дети не должны расти в камне и бетоне. Я очень надеюсь, что общественное мнение поможет изменить существующие нормативы на более экологичные.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)