18+
  • Город
  • Город
Город

Эксперимент: как петербуржец избавил пешеходную Малую Конюшенную от десятков припаркованных автомобилей

Малая Конюшенная улица в центре Петербурга является пешеходной с 1997 года, однако до прошлой недели ежедневно на ней парковались десятки автомобилей. Петербуржец Артур Стамбульцян, работающий недалеко от нее, решил исправить проблему самым честным способом – и через месяц звонков, писем и переговоров вернул это место горожанам, предпочитающим передвигаться на своих двоих. Как и зачем прогонять автомобилистов с одной из немногих пешеходных зон города, Артур рассказал «Собака.ru».

Артур Стамбульцян. Фото: Анастасия Михайлова

Артур Стамбульцян. Фото: Анастасия Михайлова

Как заметить проблему

Я работаю «ВКонтакте», наш офис находится неподалеку от Малой Конюшенной, поэтому я часто хожу туда пить кофе. В какой-то момент я пересмотрел Варламова и начал обращать внимание на то, как устроен город, что в нем происходит. То есть, возможно, я и раньше чувствовал, что что-то не так, но не мог объяснить, что именно.

Однажды я заметил, что ни в одном городе вне России нет автомобилей на пешеходных зонах, и это сразу делает пространство дружелюбным. Как только появляется тачка, ты сразу понимаешь, что улица не принадлежит тебе, с нее лучше уйти как можно скорее. И тогда я по-новому посмотрел на Малую Конюшенную – ежедневно здесь парковалось порядка 20 машин.

Что делать, когда проблема обнаружена

Первое, что я сделал – позвонил в 112, потому что знал, что там всегда отвечают. Они регистрировали мои заявки, говорили, что отправили их в РУВД Центрального района, и все – жалобы уходили в пустоту. После первого десятка попыток я позвонил в прокуратуру, их номер нашел в интернете – как оказалось, инфраструктура госсайтов неплохо развита, на них есть все контакты. Там мне подсказали, что я в праве требовать отчет о результатах проделанной работы. Тогда я снова стал звонить в 112 и просить, чтобы меня поставили в известность, когда дело сдвинется с мертвой точки. Количество машин тем временем не уменьшалось. Ситуация казалась абсурдной – проблему легко исправить, но этого годами не происходит. Я подключил пару друзей – они тоже звонили и просили убрать автомобили с пешеходной зоны. Возможно, именно это возымело эффект, потому что претензии шли не от одного человека, а от трех.  

Малая Конюшенная до жалоб

Малая Конюшенная до жалоб

Как машины попадали на Малую Конюшенную

Параллельно я оставлял заявки с фотографиями на сайте гибдд.рф, а также писал в администрацию Центрального района с просьбой посодействовать. Примерно через три недели мне пришли два письма – в обоих службы выражали свою солидарность и соглашались с тем, что проблему нужно как-то решать. Они пообещали провести беседы с жилконторой «Невский 22-24» – именно через подведомственную ей арку машины заезжали на улицу, это сквозной двор с Большой Конюшенной на Малую. Со стороны Невского на въезде стоят ограничители, а скорая может попасть сюда с другой стороны улицы – там установлены автоматически опускающиеся и поднимающиеся болларды, пульт от них есть у всех экстренных служб. На пешеходную зону может въезжать транспорт, который осуществляет погрузку и выгрузку, но для обычных легковых машин это запрещено. Недавно у этого въезда поставили знак «Пешеходная зона» – попасть на Малую Конюшенную, не заметив его, невозможно. А еще в письмах говорилось, что территорию включили в зону патрулирования.

Кто паркуется на пешеходной улице

Открытием и закрытием ворот на въезде управляет консьерж дома Малая Конюшенная, 7. У него есть список жильцов, и их он пропускает на пешеходную зону. Сотрудник жилконторы сказал мне, что во дворах есть опасность падения льда, а еще просто не хватает места для парковки – поэтому люди и оставляют автомобили на улице.

С одним из водителей я пообщался лично, он был вежлив, но было видно, что он не понимает, что нарушает закон. Он начал говорить что-то в духе «Я что, кому-то мешаю?», не признавал, что делает что-то плохое, пытался себя оправдать. Поэтому я быстро закончил беседу. Как оказалось, ранее мои коллеги тоже пытались решить проблему, разговаривая с водителями, но это не просто не помогло – становилось только хуже.

Что говорится об автомобилях на пешеходной улице в ПДД?

В один из дней я увидел на Невском патруль ДПС – сотрудник не интересовался припаркованными машинами и занимался своими делами. Я подошел к нему, он пригласил меня в автомобиль и минут 15 мы вместе рылись в ПДД, чтобы понять, каким правилам вообще подчиняются машины на пешеходной зоне. Сам он на мои вопросы ответить не мог, звонил в диспетчерскую, советовался с коллегами.

В итоге мы выяснили, что под знаком 5.33 (пешеходная зона) запрещено движение автомобилей. А так как нарушители 99% времени стоят, а не двигаются, то и сделать с ними ничего нельзя. То есть все прекрасно понимают, что машины заезжают на пешеходную зону, нарушая ПДД, но как только они останавливаются – все, нарушения нет. Чтобы пожаловаться на водителя, нужно снять на видео, как он едет рядом со знаком «Пешеходная зона» – при том так, чтобы были видны номера. Так я и сделал – записи тоже отправлял на сайт гибдд.рф.

Результат

Спустя почти месяц после первого звонка сотрудники ГИБДД, судя по всему, действительно провели беседу с жилконторой, и утром я не обнаружил на улице ни одного автомобиля. Я обалдел – пространство воспринималось совсем по-другому, я чувствовал себя в нем свободно и спокойно, теперь здесь можно было ходить, сидеть, тупить, болтать, а когда станет теплее – пить кофе прямо на улице.

Смешно, что я сделал фотографии, отправил их в соцсети, чтобы порадоваться, сел в кафе и увидел, как на улицу заехала машина. Я расстроился, а через пять минут к ней подошел мужчина, провел беседу и записал номера.

Малая Конюшенная после жалоб

Малая Конюшенная после жалоб

Малая Конюшенная после жалоб

Малая Конюшенная после жалоб

Малая Конюшенная после жалоб

Малая Конюшенная после жалоб

Зачем это нужно?

На ситуацию в России все постоянно жалуются – и я тоже. Мне хотелось понять, что будет, если попытаться решить проблему самым честным способом. Я сделал вывод, что система, конечно, работает, но крайне неоднозначно. Я удовлетворен тем, что результат виден, но мне кажется, что должно быть лучше и оперативнее. Я недавно был в Праге и видел, как там человеку, поставившему машину на пешеходную зону, сразу выписывают штраф, а автомобиль увозит эвакуатор. Так и должно быть – у нас пешеходных улиц в центре и так очень мало и странно отдавать их водителям.

Трудности

Люди до меня не могли решить эту проблему, потому что у нас очень сложно понять, куда жаловаться. Единственный номер, по которому отвечают всегда – это 112, по всем остальным мне приходилось дозваниваться по 10, 20, а то и 30 раз, хотя я специально проверял режим работы служб. Большинство горожан звонят один-два раза и приходят к выводу, что сделать ничего нельзя. Но я решил действовать не импульсивно, а продуманно добиваться результата. 

Знакомые радовались и удивлялись моему терпению, но я не чувствую, что потратил так уж много сил – мне же нужно было просто звонить и писать, фактически я никуда специально не ходил и посвящал этому по пять минут в день.


Илья Варламов: «Петербуржцы живут в неудобном и несправедливом городе»

Что будет с улицей дальше?

Со временем на улице снова начнут появляться машины, потому что следить за этим будет только жилконтора. Но я написал в комитет по развитию транспортной инфраструктуры, что на улице необходимо установить знак «Парковка запрещена». Если автомобиль припаркуется под ним, то ему грозит эвакуатор. А если машины начнут увозить, это всерьез замотивирует людей так больше не делать. Ответа я пока не получил, но, как и другие службы, КРТИ обязаны дать обратную связь в течение месяца.

Фото: Артур Стамбульцян

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • Sergius 29 марта, 2019
    Изобретателям велосипеда: в Москве работает мобильное приложение "Помощник Москвы". Просто фотографируете припаркованного нарушителя, в течении 2-х недель он получает по почте штраф 3000 рублей, а вам приходит смс с подтверждением этого факта.