18+
  • Город
  • Город
Город

Как экс-завод им. Калинина превратят в кластер с парком, офисами и кафе?

Член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич и директор по развитию Николай Евневич — дети сооснователя и владельца компании Александра Евневича и внуки выдающегося физика, математика и академика Людвига Фаддева — отмечают двадцатилетие со дня открытия первого гипермаркета в России и приготовили к круглой дате подарок для города. Скоро на территории бывшего завода имени Калинина, где в блокаду производили «катюшу», а в XVIII веке хранили пеньку, лен и вино, откроется культурно-деловой кластер с большой прогулочной зоной.

Николай и Мария Евневич На Николае: пальто Sand, пиджак и ремень Corneliani, брюки Berwich (Все — ДЛТ). На Марии: пальто Balenciaga, пиджак ELEVENTY

Николай и Мария Евневич
На Николае: пальто Sand, пиджак и ремень Corneliani, брюки Berwich (Все — ДЛТ).

На Марии: пальто Balenciaga, пиджак ELEVENTY, сорочка Dorothee Schumacher, брюки See by Chloe (Все — ДЛТ)

По слухам, вы собираетесь отстроить вокруг нового «Максидома» местную «Новую Голландию», разбить сады с фонтанами и проложить велодорожки. Это что за рок-н-ролл?

Николай: Если посмотреть на карту, наши магазины рассыпаны по всему городу, и только Васька-Петроградка зияют пустым пятном. Подходящее место искали несколько лет. Раньше я присматривался к участку через дорогу: Уральская, 2, — тоже бывшая территория Завода имени Калинина, у нас даже есть подземный ход, по которому сотрудники, не выходя на улицу, переносили секретные документы. Эта лакомая для застройщиков площадь — 12 га, на которых можно было все зачистить и плотненько отстроить жилье, — в итоге досталась компании «ЛенСпец­СМУ», и комплекс «Самоцветы» уже вовсю продает квартиры. А мы полтора года назад приобрели 8 га как раз у строящегося моста Бетанкура (который раньше называли Серным) — там, где соединяются два острова. Строго говоря, мы купили остаток территории завода Калинина, который не интересовал девелоперов из-за большого количества зданий, охраняемых КГИОП.

Мария: И нам досталась вся красота. (Улыбается.) Действительно, у нас никогда не было магазина на Васильевском, потому что участки продавались по таким ценам, которые могли быть оправданы только при строительстве жилья. А этот проект мы вели около года: «Ростехнологии» избавлялись от непрофильного имущества, тем самым помогали заводу, который упорно пятнадцать лет залезал в долги. В первую очередь из денег от продажи должны были выплатить зарплаты. Объект выставлялся на торги четыре раза, каждый раз снижалась так называемая цена отсечения. И в какой-то момент стала потенциально рентабельна общественно-деловая функция — так мы приобрели участок за 1,26 миллиарда руб­лей. С одной стороны, это довольно привлекательная цена за 80 000 квадратных метров недвижимости и 8 га площади в центре города, но стоит учитывать и состояние имущества. Чтобы привести все это в порядок, мы планируем инвестиции в размере 3 миллиардов рублей — это в 2,5 раза больше цены покупки. Территория условно разделена на две части. Первая — это здания советских времен, там как раз поместится «Максидом», мы хотели бы получить разрешение на строительство в первом полугодии 2018 года. Вторая — историческая, здесь гордо стоят охраняемые здания из красного кирпича. Их мы планируем восстановить и приспособить под современное использование, а территорию благоустроить. У нас уже лежит на рассмотрении штук пять красивых проектов с садами и фонтанами. Эти памятники архитектуры проще всего приспособить под культурно-креативный кластер, но в чистом виде он рискует оказаться убыточным. Поэтому нам нужно сделать разумный микс из офисов, общепита, торговых и культурных пространств.

Завод носит имя Калинина не случайно: будущий всесоюзный староста до революции работал здесь и активно разлагал рабочих.

Завод носит имя Калинина не случайно: будущий всесоюзный староста до революции работал здесь и активно разлагал рабочих.

Правда, что вы хотите сделать 6-ю и 7-ю линии пешеходной зоной до самой Смоленки?

Николай: Сами мы этого сделать не можем — территория принадлежит городу, а не нам. Но это красивая фантазия, которая в нашем представлении укладывается в концепцию туристического развития города. Мы не хотим делать унылые мелкокабинетные офисы, в которых сидят клерки. Интереснее обустроить светлые опен-спейсы (они сами напрашиваются в имеющиеся здания шириной 12 метров), привлечь компании из сферы IT, медиа, коммуникаций — таким людям нравится добираться до работы на велосипеде или прогуливаться от метро по пешеходке, а не по шумным 8-й и 9-й линиям с напряженным трафиком. Сами себе мы поставили сверхзадачу: подарить новую жизнь Уральской улице. Еще недавно это была транспортная артерия, по которой круглые сутки сновали грузовики, подвозившие стройматериалы к ЗСД. А сейчас — меньше полугода до открытия моста Бетанкура, за «Лентой» уже построили апартаменты, опять же, в «Самоцветах» очень много жителей. Мы хотим создать для них комфортную общественно-культурную среду. Думаю, что когда все запустится, город и сам обратит внимание на целесо­образность пешеходной зоны, как это случилось с «Новой Голландией»: проект оживил район, и теперь от Адмиралтейства до самого острова администрация за свой счет прокладывает велодорожку. Город готов вписываться в такие проекты.

Мария: Как говорит наш отец, «всех денег в мире не заработаешь». Действующий бизнес дает нам стабильность, поэтому не стоит задача срочно «срубить бабла». Проект на Васильевском для нас большой и нетипичный, и хочется сделать все красиво. Но, конечно, это место должно стать безубыточным: спустя время принести разумную прибыль и постепенно окупиться. Что касается новой жизни Уральской, то мы также планируем облагородить участок набережной и сделаем живописную прогулочную зону.


Мы планируем инвестиции в размере 3 миллиардов рублей

Району с вами очень повезло. На Васильевском сейчас можно погулять разве что по Смоленскому кладбищу. То есть территория кластера вокруг будущего «Максидома» будет свободна от машин?

Мария: Мы бы хотели, но по нормам нашего градостроительного законодательства на проектируемое количество площадей мы должны нарисовать больше 600 машино-мест — то есть всю свободную территорию расчертить под парковку. Мы, конечно, так не хотим поступать, поэтому планируем подземный паркинг — вероятно, под «Максидомом». А историческую часть оставим прогулочной, зеленой.

Когда же мы уже сможем прогуляться?

Николай: Все подобные объекты вводятся частями: если нам согласуют строительство, «Максидом» откроется в 2019 году. Охраняемые здания в перестройке не нуждаются, их необходимо приспособить под новые нужды, поэтому при удачном раскладе года через два проект будет воплощен.

Заодно привлечете более молодую аудиторию в «Максидом».

Мария: Это не основная цель. Впрочем, мы стараемся идти в ногу со временем и регулярно устраиваем акции для молодежи — если мы не будем знакомить ее с брендом сейчас, то через пять лет потеряем вовсе. Поэтому в гипермаркетах делали зомби-квесты, соревнования по ловле покемонов, записали рэп-баттл между продавцом и покупателем, на кассах продавались желтые резиновые утки, когда были в моде утки, и спиннеры на пике их популярности. Но все же основное ядро аудитории — это люди постарше. Некоторые из них с «Максидомом» все двадцать лет.

Во время блокады Ленинграда на заводе производилось новейшее ракетное оружие, которое благодаря песне Матвея Блантера получило прозвище «катюша».

Во время блокады Ленинграда на заводе производилось новейшее ракетное оружие, которое благодаря песне Матвея Блантера получило прозвище «катюша».

Для вас, наверное, юбилей магазина, как день рождения близкого родственника — большая часть вашей жизни прошла при «Максидоме».

Николай: Когда открылся первый гипермаркет сети, Маше было 17, мне — 12. И я, и сестра начинали карьеру в семейной компании. На каникулах после десятого класса я работал продавцом в лакокрасочном отделе, затем перешел в отдел доставки, грузчиком объехал на брендированном автомобиле весь город и перетаскал уйму холодильников в новостройки разных районов.

Мария: Коля жестоко подлавливал своих напарников, которые норовили закосить, поспать в машине в кустах, — не сразу поняли, что среди них лазутчик. А я в это же время работала мониторщиком цен. У нас была целая шайка людей, которые бегали с камерами по магазинам конкурентов и фотографировали ценники. Прямых конкурентов, как например, «Леруа Мерлен» сегодня, тогда и в помине не было. И если ты хотел отснять цены на семена для посадки, бегал по сельхозрынкам, если на лампочки или унитазы — по мебельным центрам. И вот я вместе с группой товарищей, по большей части таких же студентов, делала снимки и заполняла поартикульную Excel-таблицу товаров. Эта информация собиралась в базу, и маркетологи получали аналитику: соответствуют ли наши цены рынку. Потом я была руководителем этих мониторщиков, но ушла в журналистику — работала в «Деловом Петербурге» и на Пятом канале, на фрилансе писала в газеты и журналы, в том числе сделала несколько интервью для «Собака.ru». А в 2010-м вернулась в семейный бизнес, стала курировать подразделение «маркетинг-реклама-пиар» и цифровые технологии, включая электронную коммерцию.

Николай: А я после окончания вуза поработал в паре не очень крупных аналитических агентств и уже с 2008-го пришел работать в «Максидом», разве что ненадолго отвлекаясь на собственные небольшие проекты. Мы с Машей занимаемся развитием компании, но в разных направлениях: грубо говоря, я отвечаю за увеличение количества «квадратных метров компании», а она — за то, чтобы каждый метр давал максимум выручки.

Вы помните, как открылся первый гипермаркет?

Мария: Старт работы «Максидома» для нас все же история, а не опыт. Я помню, что в первый гипермаркет на Гражданке люди ходили как на экскурсию — потому что он был первым не только в Петербурге, но и во всей России, и не только в сегменте DIY, но и в целом. К примеру, «Лента» тогда еще была полускладом, а в режиме крупной точки cash & carry появилась только в 1999 году. Магазин такого размера, светлый, с кучей незнакомых немецких товаров, был в диковинку. Бывали и казусы: в первый же день работы произошел сбой на кассах, не считывались штрихкоды, и продавцам пришлось вручную записывать, что они продают и по какой цене. Но все справились, покупатели получили подарки, а в компании еще несколько месяцев разбирали, что напродавали 6 октября. Год все шло отлично, магазин был чудовищно популярен, но в  августе 1998-го случился дефолт. Весь ассортимент закупался за валюту, а тут курс стал скакать каждый день, причем стремительно. В ночь выходили смены продавцов, чтобы переклеивать ценники на товарах. И так продолжалось, пока государство не разрешило ввести цены в у.е. везде — в ресторанах, в магазинах одежды. И у каждого у.е. были свои. У нас, например, немецкая марка. К тому моменту уже строился второй «Максидом» на Московском, на месте заброшенного недостроенного корпуса вагоностроительного завода. Но кризис не остановил отца и его партнера: даже с учетом того, что страну лихорадило, было принято решение действовать по плану, и летом 1999-го запустили еще один гипермаркет сети. Несмотря на все экономические колебания последних лет, компания всегда придерживалась намеченного курса: в 2008 году мы открыли первый региональный магазин в Нижнем Новгороде, в 2014-м — в Самаре и Екатеринбурге. Отец шутил: мол, каждый раз, когда наступает кризис, мы обязательно открываем магазин, а раз в 2015-м открыли не один, похоже, это уже рецессия. Как в воду глядел.


Нам интересно сделать опен-спейсы для IT-компаний

Под рецессию вы открыли пять магазинов, включая на днях начавший свою работу в «Гранд Каньоне». Но он в два раза меньше по площади своих «собратьев»! Мы прощаемся с форматом «большого магазина для большого города»?

Николай: Этот слоган мы сменили несколько лет назад на «Лучше сразу в „Максидом“». А магазин в «Гранд Каньоне» — опытный образец. Сейчас есть такое веяние: в эпоху цифровой торговли лучше открывать объекты меньшей площади. Все больше товаров продается через Интернет, нет нужды держать в зале такие объемы. Все конкуренты — «Леруа Мерлен», «Оби» и «Касторама» — объявили, что следующие их магазины будут меньше. Да и по аналитике видно, что большой гипермаркет некуда ставить — нет земли. Кроме того, в регионах масштабный проект просто не прокормить. Есть смысл уменьшать ассортиментную матрицу, меньше инвестировать в строительство.
Мария: Но это гипотеза, она пока еще не доказана. Можно нарисовать любой бизнес-план, а что потом получится, покажет только опыт. И прежде чем строить магазин меньшего размера, мы решили сначала попробовать арендовать подходящую площадь в приличном месте, и прямо в составе торгового центра открыли небольшой «Максидом». Посмотрим, насколько эта модель имеет право на выживание.

Осторожная стратегия

Мария: А у нас она всегда такая. Мы не та компания, что торгуется на бирже, и стоимость ее акций зависит от количества открытых точек. Мы развиваемся за собственные средства — ни кредитов, ни привлеченных за счет рынка акций денег у нас нет, поэтому правильнее идти медленно, но надежно. Убыточные объекты не в наших интересах. А в ближайшие годы строительство магазинов нашего формата где бы то ни было, за исключением Москвы и Петербурга, бесперспективно. Покупательная способность населения в нынешних экономических условиях минимальна: люди тратятся на еду и лекарства, затем гасят кредиты и оплачивают коммунальные услуги, на третьем месте — покупка одежды и обуви. И только четвертое делят между собой отпуск, шуба и ремонт. Надеемся, что платежеспособность выравняется хотя бы лет за пять. А пока надо заняться совершенствованием того, что есть, и, конечно, выйти в Москву. Там мы тоже, к слову, приобретаем завод — его корпуса могут быть перепрофилированы под «Максидом».

 

Собака.ru благодарит партнера проекта в 2018 году группу компании «Кортрос» и жилой комплекс Royal Park за поддержку.

 

Фото: Валентин Блох, Алексей Сорпов

Текст: Кристина Шибаева

Стиль: Екатерина Окриашвили

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Январь
Люди:
Мария Евневич

Комментарии (0)