Генеральный директор музея-заповедника «Петергоф», объединяющего дворцы и парки Петергофа, Ораниенбаума и Стрельны, сделала его самым посещаемым музеем Петербурга и всей России — за прошлый год здесь побывало 5 миллионов 200 тысяч человек.
Вы руководите музеем-заповедником «Петергоф» с 2009 года. Что вы считаете своим главным достижением?
За восемь лет нам удалось открыть одиннадцать новых музеев — сейчас у нас их тридцать два. Конечно, это заслуга научного и выставочного коллектива, но основные идеи проектов часто предлагались мною. Многие мои надежды были оправданы, но случались и неожиданности: несмотря на влияние Интернета, оказалось, что информационные технологии и мультимедиа не панацея. У нас совсем не пошла экскурсия в телефоне — люди просто не хотят считывать QR-код, им нужен экскурсовод. Человеку нужен человек.
Вы ведь сами когда-то работали экскурсоводом, этот опыт помогает на посту директора?
Помогает любознательность. Я постоянно сопоставляю наш опыт с наработками других музеев. В Филадельфии есть потрясающий Please Touch Museum, детский музей, где полностью воплощена знаменитая триада «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Там ребенок может, например, кататься с горки в виде сердца, спуск которой устроен как система капилляров, — это помогает легко понять устройство сердечно-сосудистой системы. Во многом мы вдохновлялись этим принципом для создания игровых интерактивных площадок в нашем детском проекте «Новая ферма». В прошлом году он взял главный приз фестиваля «Интермузей», поэтому в новом сезоне я стала членом жюри этого конкурса. Представляете, мне нужно отсмотреть 400 проектов — но это хорошая возможность увидеть, что интересного делают коллеги.
А что готовите к новому сезону?
Петергоф — это прежде всего, как говорили в XVIII веке, «увеселительная резиденция», поэтому у нас всегда много праздников. К 20 мая в честь окончания перекрестного Года туризма Испании и России мы готовим большое театрализованное представление, которое расскажет о главных символах испанской культуры — Дали, Гауди, Дон Кихоте, фламенко. Кроме того, наших гостей ждут традиционные события в Александрии и осенний фестиваль фонтанов, который в этом году называется «Хождение за три моря» — он будет посвящен великим русским путешественникам.
В Петергофе бывали президенты, шейхи и принцы, а также весь A-лист Голливуда. Кто из известных посетителей запомнился?
Впечатлил недавний визит главы «Газпрома» Алексея Миллера — по его вопросам и комментариям было видно, что он свободно владеет историей эпохи Петра Великого. Но все-таки больше других за последнее время мне запомнился Шимон Перес, посетивший Петергоф буквально за год до своей кончины. Экс-президент Израиля не был туристом в традиционном понимании этого слова: он пытливо расспрашивал о русской истории, очень интересовался биографией Петра, попросил помимо выбранной программы показать ему Монплезир. Мы ехали по парку, люди узнавали и тепло приветствовали его, а он отвечал им. Прощаясь, он пошутил: «Вы со мной возились словно еврейская мама».
А какое ваше любимое место в Петергофе?
Это, безусловно, парк Александрия. Мне нравится его спокойная, тихая аура, фантазия Николая I о рае на земле. Думаю, что мне все это близко, потому что я была воспитана в романтической, пушкинской традиции. «Пушкин — наше все» — было не просто штампом в нашем доме, а живой идеей. Бабушка говорила мне: «Вырастешь — будешь Татьяной Лариной». Лариной я не стала, но ощущение той эпохи осталось со мной. Мне кажется, что Пушкин очень недооценен как историк.
Может быть, напишете об этом книгу? Вы — автор ряда публицистических и научных работ.
Как только решу все насущные вопросы, например, с вентиляцией. (Смеется.) На самом деле, я очень люблю писать сценарии. Десять лет назад, когда я участвовала в работе киностудии, мы построили трехмерные модели уже несуществующих зданий — проект «Утраченный Петербург» и сегодня можно найти в Интернете.
Музейщик — это профессия или призвание?
Это образ жизни. Он требует раздумий в режиме нон-стоп. Причем мыслить надо не только в творческом плане. Безопасность, уровень заработной платы сотрудников, туристический поток — обо всем этом нужно позаботиться. Наш бюджет обеспечивается государственными деньгами только на 30%, остальные 70% мы зарабатываем сами. Нас часто спрашивают, почему в музее «европейская» цена на билеты, но надо понимать, что иначе нам просто не сохранить Петергоф.
А какие сложности в управлении таким большим хозяйством?
Люди в Петергофе живут и работают целыми династиями. Это одновременно и преимущество, и недостаток. Сотрудники, которые уезжают вечером в Петербург, окунаются в другую жизнь, а в Петергофе даже в очереди в магазине обсуждают музейные проблемы. Это иногда порождает некоторую зашоренность, мешает смотреть на мир шире, зато очень важно отметить, что люди, здесь родившиеся и живущие, душой чувствуют это место. Петергоф для наших сотрудников — это квинтэссенция любви. Особенно это касается работников зеленого хозяйства.
Кстати, о любви. Помнится, в планах у вас было написание романа?
Роман о любви точно будет написан. Любовь — двигатель прогресса.
Текст: Екатерина Петухова
Фото: Валентин Блох
Визаж и прическа: Евгения Сомова
Комментарии (0)