18+
  • Город
  • Город
Город

Как экс-куратор «Четверти» сделал в бывшей типографии пространство «Бертгольд Центр»

Экс-куратор креативного кластера «Четверть» провел работу над ошибками — прокачался в качестве агента по недвижимости, чтобы гарантировать стабильность арендаторам комплекса «Бертгольд Центр».

Роман Красильников

Роман Красильников

Слева направо: сотрудница магазина полароидов «Моментография» Оксана Башта, владельцы Rediska shop Татьяна и Данат Арабей, дизайнер бренда «Волчок

Слева направо: сотрудница магазина полароидов «Моментография» Оксана Башта, владельцы Rediska shop Татьяна и Данат Арабей, дизайнер бренда «Волчок» Василий Волчок

Кластеры нового поколения

Сейчас я занимаюсь запуском нового креативного пространства «Бертгольд Центр» на Гражданской улице, 13–15, в здании бывшей типографии площадью 6000 квадратных метров. Отличие этого проекта от большинства подобных в городе — отсутствие посредника-арендатора. Все договоры резидентов заключаются с собственником этих в прошлом производственных помещений, который сам же занимается и их ремонтом. Будущим обитателям этого пространства мы предлагаем качественно отделанные площади и гарантию стабильности — уверенность в том, что это надолго.

Первыми нашими резидентами стали стритвеар-бренды «Меч» и «Волчок», магазин часов и подарков Rediska, цветочная мастерская «Задушевность», ИТ-компания «БрейнХаб», фалафельная «Бодрый Нут», швейная мастерская «Технология дизайна», студия звукозаписи ASP, мотомастерская, магазин полароидов «Моментография» и кофейня So Sweet Co. Все они разместятся в торговом пространстве на первом этаже по периметру двора витринами внутрь.

В так называемую активную зону, которая займет этажи со второго по четвертый, мы набираем фотостудии, галереи, типографии — резидентов, которые имеют дело с постоянным потоком посетителей. Офисные пространства на третьем этаже будут заняты под архитектурные мастерские, дизайн-бюро, рекламные и продюсерские агентства.

В исторической части центра, находящейся под охраной КГИОПа, мы готовим площади под апарт-отель, хостел и конференц-зал. А центром притяжения жильцов, резидентов и их гостей станет двор площадью 1000 квадратных метров под стеклянной крышей со своим микроклиматом — здесь будут проводиться концерты, масштабные выставки и фестивали.

Первая креативная площадка

В кластерной индустрии я могу считаться старожилом — занимаюсь ею уже пять лет. Чтобы встать на конструктивные рельсы, пришлось набить немало шишек. Когда-то у меня был свой секонд-хенд-магазин «Одноглазый голубь» в Иркутске, где я вырос, и когда в двадцать три года я переехал в Петербург, решил продолжать это дело здесь.

В 2011-м снял классный, но сильно раздолбанный подвал в сквоте на Вознесенском проспекте, 36. Три месяца я безвылазно делал там ремонт, собственноручно снял четыре слоя пола, таскал бревна, чтобы подпереть потолок. В процессе познакомился с классными соседями, Никитой Некрасовым и Денисом Дегтяревым. Всем этим пространством руководила Ирина Эдуардовна, к которой однажды пришли ребята, занявшие пустой дом на Декабристов, 25, и попросили ее организовать еще одну креативную площадку. Она обратилась к нашей инициативной компании, и мы взялись помочь ей абсолютно бесплатно. На тот момент лофт-проект «Этажи» был в сильном почете и уже работала «Тайга» — в них я и отвел Ирину Эдуардовну со словами: «Давайте делать так же». И сделали.

За два месяца мы сдали 5000 квадратных метров под коммерцию и столько же под квартиры. У многих известных сегодня проектов то здание напротив Мариинского театра было первой локацией — например, у архитектурного бюро Rhizome, кафе «Момо», марки одежды «Меч», татуировщицы Марины Гончаровой. Мы познакомились с интересными художниками Александром Теребениным и Петром Белым, они организовали выставки у нас на Декабристов, приводили туда научных сотрудников Эрмитажа и Русского музея.

Первый канал снял репортаж об этом пространстве. И когда про него загремел весь город, собственники дома схватились за голову — они не хотели внимания общественности. В общем, как только все резиденты сделали ремонт и обжились, нам закрыли двери. Но будучи вполне адекватными людьми, хозяева вернули всем ребятам их плату за аренду. А Ирина Эдуардовна взяла кредит, чтобы компенсировать всем их затраты на ремонт.

Фото предприятия Бертгольда тех времен, когда типографии еще именовали словолитнями, а Гражданская улица носила название Мещанской

Фото предприятия Бертгольда тех времен, когда типографии еще именовали словолитнями, а Гражданская улица носила название Мещанской

Свитшот марки «Меч»

Свитшот марки «Меч»

Носки из коллекции бренда «Волчок»

Носки из коллекции бренда «Волчок»

В «Бертгольд Центре» работает цветочная мастерская «Задушевность».

В «Бертгольд Центре» работает цветочная мастерская «Задушевность».

В фалафельной «Бодрый Нут» даже майонез веганский

В фалафельной «Бодрый Нут» даже майонез веганский

Магазин полароидов «Моментография»

Магазин полароидов «Моментография»

Арт-пространство «Четверть»

Мы с Никитой и Денисом не стали отчаиваться и нашли здание в переулке Пирогова, 18, которое уже семь лет простаивало. Там были разрушены стены, не работал ни один туалет, валялись трупы крыс — полный кошмар. В декабре 2012 года мы подписали договор аренды на пять лет, назвали проект «Четверть» и быстро нашли арендаторов под ставку 600–700 рублей за квадратный метр. Очень сложно делать проект на оборотные средства без инвестиций: от меня тогда даже ушла девушка после шести лет отношений, потому что я постоянно пропадал на стройке, сам колотил двери, красил стены, заливал бетон и менял унитазы.

Постепенно «Четверть» раскачалась: скейтбордист Вова Knaf устроил в театральном зале крутые соревнования, потом крупная марка одежды сняла там свою рекламную кампанию с Дашей Малыгиной, а после вечеринки Safe'n'Sound со светящимся кристаллом под потолком о нашем пространстве узнал, кажется, весь Петербург. Потом чего только у нас не происходило: званые ужины, ИТ-презентации, многодневный театральный фестиваль, мероприятия Greenpeace, мы даже начали издавать свою газету.

Другие кластеры давали резидентам лишь площади под рабочее место, для нас же важной составляющей концепции был паблик-арт. В итоге пришел алкогольный бренд и предложил нам пять миллионов рублей на развитие. Мы обрадовались, что наконец начнем зарабатывать, но все деньги пустили на улучшение пространства и на зарплаты охране, уборщицам, барменам. Сами почти ничего не получали, зато «Четверть» становилась все лучше и лучше. Однако после конфликта с собственниками у нас ее отобрали, а все арендаторы дружно съехали, проявив лояльность к нашей команде.

Поп-ап-проект

В 2014 году я взялся за благоустройство двора на Казначейской улице. В рамках параллельной программы биеннале современного искусства Manifesta 10 сделал летний поп-ап-проект — собрал шесть художников и куратора Вику Рыскину, которые сняли помещения под свои персональные галереи. Кроме того, там работали бар «Почта», который сейчас располагается на Владимирском проспекте, и ресторанные проекты в контейнерах. К зиме двор закрылся, резиденты разъехались, а собственник удачно продал это здание.

Перед тем как браться за «Бертгольд Центр», я решил серьезно прокачаться: устроился продажником в агентство недвижимости и благодаря этому узнал важные моменты про поиск нужного здания и его приобретение, выработал навык работы с большими суммами денег и понимание процессов кредитования. Короче говоря, провел серьезную работу над ошибками, чтобы со знанием дела обещать комфортные и выгодные условия нашим нынешним резидентам.

текст: Наталья Наговицына 

фото: Алексей Костромин

 

«Бертгольд Центр»
Гражданская ул, 13–15
   

 

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Сентябрь, 2016
Люди:
Василий Волчок

Комментарии (0)