Как протесты против сервисов такси добрались до России

В конце прошлой недели российские таксисты устроили забастовку против использования онлайн-сервисов вызова. Волна негодования, начавшаяся несколько лет назад в Америке и Европе, докатилась и до России. Разбираемся, к чему приводят протесты водителей классических такси. 

 

 

Российские таксисты бастуют против онлайн-сервисов из-за того, что обычно водители сами устанавливают цены на поездки, а агрегаторы (мобильные приложения) берут с водителей процент за предоставление заказов. Таким образом после всех отчислений и сборов таксист теряет более 30% заработка. Протестующие требуют согласовывать тарифы для онлайн-заказов, ограничить процент отчислений владельцам приложений, а также принять меры по поддержке такси в регионах страны.

Однако масштабы акции весьма скромные: в Москве в забастовке приняло участие порядка четырех тысяч водителей, а на улицы Петербурга не вышли работать и вовсе 15-50 машин. Тем не менее, активисты намерены продолжить борьбу и обратиться в Государственную Думу с просьбой законодательно урегулировать деятельность агрегаторов заказов.

Роман Круглов, председатель Межрегионального транспортного союза 

В Москве была заранее организована забастовка через профсоюзное движение, посредством групп в социальных сетях. В Петербурге порядка 40 человек уже поддержали движение. Все они частные лица, но мы предложили им объединиться, как это сделали люди в других регионах. Например, не вышли на работу таксисты из Ростова на Дону, Ульяновска, Челябинска, Брянска, Нижнего Новгорода и других городов».

Мировой опыт показывает, что нередко профессиональным водителям удавалось с помощью властей выиграть схватку с приложениями.

Как запрещали приложения-такси во всем мире?

  • Где: Лондон

    Когда: 11 июня 2014 года

    Претензии: таксисты протестовали против решения городских властей допустить альтернативные компании к перевозкам пассажиров. В том числе тех, кто использует мобильные приложения и новейшие интернет-технологии. «Дело в том, что мы не можем больше терпеть то, что властям до нас нет дела. Они дают лицензии всем подряд, и их вообще не волнует, что они делают. Наши издержки растут с каждым днем, они уже даже велорикшам дали лицензии, и то, что такси теперь можно заказать через мобильное приложение, их тоже не заботит», - рассказал таксист Джастин Уинтли телеканалу BBC. До дня протеста у таксистов черных кэбов было исключительное право ездить по специально-выделенной полосе, но накануне суд постановил, что это право нужно предоставить и другим службам такси.

    Как развивались события: профессиональные английские таксисты (с лицензией) медленно-медленно проехали на своих черных кэбах по центральной площади – Трафальгарской. Затем митингующие заблокировали ряд основных магистралей, поэтому в час пик движение в Лондоне встало. Британские газеты писали о «транспортном коллапсе» и «полном хаосе» на дорогах. Полиция была в курсе готовящейся акции, но предупреждения и призывы к порядку не оказали должного воздействия. Боевой дух бастующих укрепляла огромная надувная крыса с плакатом, призывающим мэра города Бориса Джонстона не наживаться на водителях черных кэбов.

    Итог: к вечеру кавалькада машин удалилась. Конкретных действий от властей британские таксисты так и не дождались, зато забастовкой провели успешную пиар-акцию для конкурентов. К вечеру любопытные жители Лондона узнали о действующей интернет-программе, позволяющей вызвать такси подешевле. В конце дня Uber сообщил об увеличении количества регистраций на 850% по сравнению с аналогичным днем на прошлой неделе, писал «Цукерберг позвонит». По словам генерального директора компании в Великобритании и Ирландии Джо Бертрама, в день забастовки они зафиксировали самое большое количество регистраций в Лондоне с момента запуска приложения два года назад.

  • Где: Париж, Марсель, Бордо, Монпелье и Лион

    Когда: 12-13 января 2014 года

    Претензии: французские таксисты были недовольны увеличением налогов, изменением тарифов и новыми правилами заказа такси, введенными правительством с 1 января 2014 года. Также водители протестовали против лжетаксистов, использующих приложение Uber. Отмечается, что в стране появились частные компании, которые предлагают те же услуги, но ненадлежащим образом. Во первых, машины извозчиков не промаркированы, на них нет специальных мировых вывесок. Во-вторых, такие водители забирают людей на улице, реагируя на поднятую руку. Таким образом у профессионалов отбирают пассажиров. 

    Как развивались события: пять объединенных профсоюзных движений таксистов, которые во Франции имеют большой вес, объявили о готовящейся забастовке. Организации готовили акцию протеста к понедельнику 13 января. Но взволнованные таксисты поддержали идею моментально и вышли на улицы днем раньше – 12 января. Таким образом, забастовка водителей совпала с протестом железнодорожников, которые также были недовольны только что проведенными реформами и отменой 2/3 поездов. Таксисты перекрыли дороги, в том числе и ведущие в парижский аэропорт. Забастовка продолжилась и на следующий день. Утром 13 января около 300 такси перекрыли одну из площадей в центре Парижа. В результате этого к девяти часам утра в городе образовались серьезные пробки общей протяженностью около 30 километров. В понедельник начались и локальные стычки: 20 водителей парижских такси напали на одну из машин сервиса Uber. Они закидали автомобиль яйцами, после чего прокололи шины и разбили окно.

    Итог: учитывая, что такие протесты возникали и ранее, правительство Парижа ввело так называемый закон «15 минут», согласно которому сервисы заказа такси могут предложить свои услуги только в том случае, если заказчик не сможет «поймать» обычное такси в течение 15 минут со времени заказа машины в мобильном приложении. Но профсоюзы таксистов оказались недовольны таким решением властей, посчитав 15 минут слишком долгим временем ожидания и продолжили борьбу с конкурентами в суде. Там, спустя долгие месяцы рассмотрения, отклонили инициативу с требованиями закрыть приложение Uber. Тогда неунывающие таксисты Франции заявили о готовящейся массовой забастовки во всех центральных аэропортах страны. В декабре 2014 года правительство Франции заявило о том, что планирует запретить приложение uberPOP, пишет The Financial Times. По словам министра иностранных дел Франции, данное приложение незаконно, так как, в частности, у водителей нет соответствующей страховки.

  • Где: Мадрид

    Когда: 14 октября 2014 года

    Претензии: на территории Испании с начала 2014 года начало действовать приложение Uber. К концу года профессиональные таксисты Барселоны уже выиграли схватку с конкурентами и добились активных действий от властей. После многочисленных протестов и забастовок в Барселоне установили размер штрафа (4000 евро) для пользователей запретного приложения и разрешили полицейским конфисковывать машины нарушителей сроком до 3-х месяцев. Мадридцы хотели, чтобы у них было также, как у барселонцев.

    Как развивались события: крупнейшие профессиональные ассоциации, которые объединяют 95% столичных таксистов, обратились к водителям с просьбой прекратить работу на 24 часа с 6 часов утра 14 октября. Согласно испанским СМИ, в Мадриде численность лицензированных такси составляет около 15 тысяч единиц. Предполагалось, что в течение дня услуги будут оказываться только в чрезвычайных ситуациях, например, доставка врача на вызов.

    Однако некоторые машины все же продолжали работать в штатном режиме. Это были водители мадридской ассоциации такси, представляющие меньшинство перевозчиков. Там всецело поддержали цели забастовки, но методы борьбы не одобрили. «Решение проблемы не может заключаться в постоянных забастовках на улице в рабочее время, потому что тогда оказывать услуги такси будут другие, причем нелегально. Мы призываем отменить забастовку, так как это осложняет переговоры и создает ненужную и бесплатную рекламу этим приложениям, которые работают нелегально», - заявили в ассоциации изданию Noticia.ru. Так мадридская забастовка прошла без участия таксистов из ассоциации, зато они приняли участие в манифестации против засилья непрофессионалов.

    Итог: полиции Мадрида разрешено штрафовать перевозчиков, использующих Uber приложение, а также их пассажиров. За несоблюдение закона мадридские водители могут заплатить от 4 до 18 тысяч евро.

  • Где: Берлин

    Когдав конце 2014 года

    Претензии: председатель берлинского объединения таксистов и владельц таксопарка Рихард Ляйпольд пожаловался на то, что Uber занимается нелегальным извозом на автомобилях, которые сдаются в аренду. А по закону прокатчики, коими и числятся Uber водители, должны возвращаться в автопарк после рейса. Но псевдотаксисты так не поступают – они как и обычные водители забирают своих клиентов где угодно, в парк не возвращаясь. 

    Итог: районный суд Берлина вынес временный запрет на работу американской компании в немецкой столице. 

  • Где: Брюссель

    Когда: в апреле 2014 года

    Претензии: местный перевозчик Verts подал жалобу на недобросовестную конкуренцию со стороны Uber. Организация отмечала, что сервис демпингует рынок, так как устанавливает цены на поездку 20% ниже средних. Кроме того Verts отметили, что водители Uber работают без соответствующих лицензий.

    Итог: в апреле суд запретил гражданам вызывать частное такси с помощью приложения для смартфона Uber. Причиной отказа стало отсутствие у таких автомобилей необходимой для работы в ЕС лицензии. Об этом сообщает Financial Times. Тех, кто не подчинится новому закону и продолжит заниматься частным извозом через приложение, ждет штраф 10 тысяч евро.  

Диана Смольякова,
Комментарии

Наши проекты