18+
  • Город
  • Город
Город

Городской типаж: сотрудник сетевого супермаркета

После смерти пенсионерки, обвиненной в краже масла в одном из супермаркетов города, торговые корпорации намерены ввести этический кодекс для работников. Кассир одной из продуктовых сетей рассказала нам об издержках своей профессии.

Для меня не было большой сложностью устроиться на эту должность, в силу того, что при мне имелся опыт работы кассиром и подходящий возраст. Юношей и девушек не очень жалуют работодатели. Как правило, молодые люди относятся к этой профессии, как к временному занятию, которое их недостойно. Работают месяц, параллельно ищут другие варианты заработка и уходят. На их обучение было потрачено определенное количество времени – это раз; снова нужно искать работника - это два. Сплошные издержки. Но когда сотрудников не хватает, приходится брать любые варианты.

Рабочий день, как, впрочем, и у большинства людей, начинается в 8 часов утра. Весь персонал магазина в главе с администратором собирается в зале на планерку. Не стоит верить видеороликам из интернета, в которых работки поют гимн компании, а после сливаются в массовых объятьях. Возможно, где-то такая система и существует, но у нас всё скромнее: ставят план товарооборота, раздают личные указания (проверить мясо и рыбу на наличие испорченного товара, убрать гнилые овощи с прилавка) и вперед, за работу.

«В начале работы мы не поем гимн супермаркета. Нам ставят план и дают указания: убрать гнилые овощи, например»

На час раньше начинают работу кладовщики, или приемщики товара: все подсобное помещение первого этажа, поделенное на ряды различных отделов — их рабочее пространство. Там они убирают «мусор» за ночной сменой — как правило, это телеги, пустые или с картоном, которые остаются после разгрузки и сортировки товаров. Сами они за собой не убирают, где разгрузили – там и оставили, ни на сантиметр дальше. А все потому, что знают — утром придет новая смена, а прессовать картон уже не в их «компетенции».

Многим работа кассира кажется наименее «грязной» по сравнению с другими должностными позициями в магазине. Это действительно так, но нужно понимать, что в этом деле, как и в любом другом, есть свои подводные камни. Кассир работает, прежде всего, не с деньгами и не с кассовым аппаратом, он работает с людьми. В этом аспекте заключается как главный плюс, так и главный минус моей должности. Всегда найдется покупатель, который увидит причину всех своих жизненных невзгод именно во мне и непременно решит выяснить отношения, «не отходя от кассы». Развею массовое представление о скандальных русских женщинах, отметив, что самый конфликтный контингент покупателей — это мужчины от 30 до 40 лет. Если пенсионеры жалуются на цены, причитая «совсем обнаглели», будто это мы их устанавливаем, то хамское поведение мужчин никак не связано с процессом совершения покупок. В них будто копится какая-то неудовлетворенность жизнью, женой, работой, детьми, своим социальным положением, а как следствие мной и моей просьбой выложить продукты. В общении с такими клиентами нужно понимать, что любая сказанная фраза будет, как красная тряпка для быка, на которую тот моментально набросится: «Ты чё!?», «Ты себя видела!».

Молодые девушки, которые только начали работать, конечно, сильно переживают, и, бывает, плачут на плече у администратора. Но у юных специалистов случаются проблемы и другого характера. Нередко мужчины решают, что самый лучший способ покорить сердце понравившейся девушки-кассирши — это схватить ее за руку или за другую часть тела. В связи с такими тенденциями мы в шутку называем друг друга «доступными женщинами»: нам можно без повода хамить, грубить и не нести за это абсолютно никакой ответственности.

«На кассе  в попытке купить алкоголь и сигареты без документов подростки во всей красе демонстрируют свой актерский талант»

Хотя, конечно, все не настолько безысходно: в любом магазине есть охранник, который по своим обязанностям должен разрешать подобные ситуации. К слову, об охране магазина: за последние дни больше десятка покупателей мимоходом вспоминали инцидент, который произошел с пожилой дамой и пачками масла. Не знаю подробностей той истории, но хочу заметить, что мы с периодичностью раз в две недели ловим на воровстве пенсионеров. Причем воруют они по-крупному: помню бабушку, которая пыталась утащить 12 плиток шоколада, помню попытку кражи копченой колбасы, икры, консервов «Золотая марка» — как можно заметить, список состоит далеко не из продуктов первой необходимости. Может, такая статистика только в нашем магазине, но факт остается фактом. У нас нет мистической комнаты, в которую отводят вора и проводят с ним воспитательную беседу, мы действуем напрямую с органами полиции. Возможно, такая мера слишком жесткая, но нужно понимать, что сумма недостачи делится на количество работников, а затем вычитается из их зарплаты. Последняя недостача у нас была 18 января, тогда группа молодых людей украла приличное количество алкоголя. Одна часть компании осуществляла кражу, другая отвлекала охранника — стандартная схема, но у нас она была применена впервые. Сохранились видеозаписи, на которых хорошо видны их лица, так что, если эти личности появятся у нас снова, мы можем смело вызвать полицию — доказательства их причастности к краже имеются. Вообще, больше всего воруют в декабре.

Особое место в перечне различных типов покупателей занимают подростки. В зале они, как правило, красуются друг перед другом, перекладывая корнишоны в холодильник с мороженым или корм для собак в отдел с консервами. А на кассе, в попытке купить алкоголь или сигареты без документов, во всей красе демонстрируют свой актерский талант. «Вы что, не видите, что мы второкурсники» и «Я просто забыл документы в своей машине» — вот самые популярные ответы на просьбу предъявить паспорт. Несмотря на пятнадцатичасовой рабочий день и минусы, которые я описала выше, позиция кассира меня более чем устраивает. Я не боюсь уйти с этой работы, ведь точно знаю, что мне достаточно перейти улицу, чтобы устроится на ту же специальность, но в новом месте. Сегодня супермаркеты расположены буквально на каждом шагу, и в каждый из них требуются хорошие специалисты.

«Из испорченных продуктов, кстати, повара ничего не готовят для продажи в отделе кулинарии»

По сравнению с прошлым годом местных поставщиков стало намного больше: около 30. Например, если летом привозили целый поддон продукции «Валио», то сейчас выгружаем от силы четыре коробки. Конечно, у нас по-прежнему продаются продукты не отечественного производства, но они, как правило, перекочевали на полки из «баферов» — гигантских запасников магазина. Молочку, яйца, мясо с рыбой после приема приемщики доставляют в соответствующие секции, где их сразу берут в оборот: выкладывают на полки или отправляют в собственную пекарню. Из испорченных продуктов, кстати, повара ничего не готовят для продажи, чего не скажешь о еде для персонала. На протяжении двух лет приемщикам почти каждый день дают какой-то непонятный суп, смахивающий на рассольник. Коллега, работавший в отделе овощей, утверждал, что в столовой для рабочих варят как раз из отобранных на выброс помидоров и полусгнившей капусты. Надеюсь, он так шутил.

Текст: Ольга Новокрещенова, Анастасия Колосова

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Городской типаж

Комментарии (3)

  • Лилия Леонова 12 февр., 2015
    Вежливость никто не отменял,Будьте вежливы и нет проблем.
  • Vadim 12 февр., 2015
    я всегда очень уважительно отношусь к покупателям. Я понимаю , что они тоже люди, а дебилов среди кассиров хватает.
  • Рина Ермилова 11 февр., 2015
    я всегда очень уважительно отношусь к кассирам. Я понимаю , что у них трудная работа, а дебилов среди покупателей хватает.