Городской типаж: Стюардесса

Мы проводим день с представителем одной профессии, чтобы понять, как устроены его трудовые будни. Бортпроводница одной из российских авиакомпаний рассказала, как вытерпеть просьбы капризных пассажиров, успокоить пьяных дебоширов и принять роды на борту.

Полет на железной машине весом в несколько тонн для кого-то является настоящим кошмаром, для кого-то — интересным путешествием, а еще для кого-то — трудовыми буднями. Катя два года проучилась в летной академии и вот уже семь лет несколько раз в неделю поднимается выше уровня облаков. Она из тех стюардесс, образ которых легко укладывается в стереотипное реноме «небесных ангелов», но в случае чего Катя легко может постоять за себя и усмирить любого скандалиста на борту. «Главное, чему научила меня профессия — солнце всегда где-нибудь светит. В мой первый рабочий день на небе были очень тяжелые густые тучи, ни лучика не проникало вниз. Взлетели, пробились сквозь тяжелые небеса и попали в страну солнца. По-другому просто не скажешь».

  • 15:00 Утро после смены

    «Режим дня у стюардесс зависит от графика, но ночные смены есть практически у всех. После них самое трудное — быстро восстановиться. Не столько ради цветущего внешнего вида, сколько из-за боязни совершить ошибку, от усталости или недосыпа». На вопрос об идеальной внешности стюардесс Катя отвечает: «Глупости. Радуйтесь, если на вашем рейсе не «кукольные красотки», а опытные и бойкие бортпроводники. Нужен профессионал, который может решить любую проблему. Требования к внешности есть, конечно. Рост от 160 сантиметров, отсутствие шрамов и татуировок на видимых частях тела, а в остальном — полная свобода. Да, кстати, мужчин-бортпроводников в последнее время становится все больше: раньше эта профессия считалась преимущественно женской. Когда в рейсе в команде с тобой работает мужчина, чувствуешь себя почему-то спокойнее, хоть есть кому подтолкнуть эту тяжеленную тележку».

  • 18:00 Подготовка к рейсу

    Форма сидит на Кате не хуже, чем строгий классический костюм на Джеймсе Бонде. «Мы приезжаем в аэропорт за полтора часа до вылета. Нужно отметиться, пройти медосмотр и небольшой брифинг. На брифинге нам дают информацию о рейсе, общем количестве пассажиров, младенцеа, собак, цветов. В течение получаса распределяем обязанности. Бывает, что рейс немного задерживается, тогда мы просто пьем кофе, курим и ведем обычные женские разговоры, но такое случается не часто. Сегодня, например, летим в Алматы по расписанию». Летать никто из стюардесс не боится: «Шансы погибнуть в авиакатастрофе не так уж велики. Я смотрела статистику: от ожирения или дорожных аварий людей умирает в десятки раз больше. Но вообще у нас не принято говорить об этом».

  • 18:30 Прием самолета

    Мы выходим из здания администрации и направляемся в аэропорт. Компания из трех стюардесс и одного стюарда идет гордо, как в рекламе. Проходим досмотр, который ничем не отличается от того, который проходят пассажиры, разве что из багажа у стюардесс только маленькие дамские сумочки. «Сейчас будем "принимать" самолет. На все про все у нас есть час. Проверить аптечки, жилеты, бытовое оборудование, а также чистоту салона. Спустя час начинаем рассаживать людей. Многие не слушают вступительный инструктаж по безопасности, считая его формальным, и очень зря — во время внештатных ситуаций у 90% пассажиров наступает паника: где взять жилет, как надеть маску, только и слышишь крики: "Подойдите ко мне", а ведь все было сказано заранее. Да, неприятности случаются. Может молния в самолет ударить или возникнуть проблемы с шасси при посадки или взлете. Глупо не признаваться, что мы тоже волнуемся, но на борту первое правило — говорить, что все под контролем».

  • 19:30 Время полета

    Это то самое время, когда список служебных обязанностей стюардессы широк как небо. Дело редко ограничивается обычным разносом еды и пледов. Нужно, чтобы каждый пассажир остался доволен. Катя однажды принимала роды. «Дама была на 8-м месяце беременности, никто не ожидал такого поворота. Что меня поражает в таких случаях, так это энтузиазм пассажиров: все готовы помочь, успокоить роженицу, пошутить. И у меня, и у моих коллег, кто сталкивался, всегда на посадке возникает чувство, как будто мы стали одной семьей. Да, роды в самолете — это не очень гигиенично, но выхода нет. По прилету роженицу всегда уже ждет реанимобиль, где ей окажут всю необходимую помощь.»

  • 21:30 Неадекватные пассажиры

    «Моя коллега, которая работает 24 года, однажды летела на рейсе, который террористы захватили. Но сейчас это уже не модно — самолеты захватывать. Самое распространенное явление — пьяные пассажиры. Тут все зависит от опыта, если он есть — решить дело мирным путем дело техники и терпения. Если все совсем плохо, то вмешивается капитан. Однажды на нашем рейсе слетел с катушек пьяный бывший спецназовец. Кричал на стюарда: "Ты не мужик, наклоняйся, буду тебя ****". А стюард оказался совсем робким парнем. Вышел капитан и решил все буквально парой предложений. Первое было вежливым, второе  не очень. На посадке таких ребят встречает полиция аэропорта, составляет протокол, потом суд и штраф. Благо, доказать их поведение не составляет труда — остальные пассажиры все уже давно выложили на Youtube».

  • 2:00 Обратный путь

    После четырех с половиной часов полета и еще часа отдыха Катя и компания в течение часа готовят самолет к рейсу, и начинается обратное путешествие в Петербург. Несмотря на то, что уже ночь и по идее  пассажиры должны спать, стюардессам некогда сидеть на месте. В течение полета им нужно разогреть и вынести еду, напитки, а также следить за порядком в салоне. Несмотря на то, что дебоширов нет, никто не рожает и не захватывает самолет, пассажирам все равно все время что-то требуется. Вопросы и просьбы сжимают свободное время стюардесс до 15 минут, которые и становятся перерывом на обед в зашторенном помещении рядом с мусором.

  • 6:30 Конец смены

    «Наконец-то дома. После двух таких перелетов единственное, о чем ты способна думать, — это постель, до которой еще нужно доехать». Кто-то уезжает домой на машине, кто-то на автобусе или маршрутке, некоторые авиакомпании используют служебный транспорт. Несмотря на то, что Катя работает в одной из крупнейших российских авиакомпаний, до дома она добирается самостоятельно, на небольшом красном хетчбэке.

Текст: Михаил Грачев
Иллюстрация: Никита Панин

sobaka,
Комментарии

Наши проекты