• Город
  • Город
Город

В Петербурге завершается реставрация церкви Захарии и Елизаветы каре Смольного монастыря

После многолетних работ реставрация церкви Захарии и Елизаветы каре Смольного монастыря в Петербурге близится к завершению. Постройка уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, какой ее задумал и реализовал к 1762 году зодчий Франческо Растрелли.

Здесь и далее фото: пресс-служба КГИОП 

В советское время в помещении церкви располагался архив Ленинградского обкома КПСС — при его устройстве помещение церкви разделили перекрытием, над которым был скрыт с восемью большими окнами и лепниной середины XVIII века. Под побелкой «спрятали» живопись, что позволило ей сохраниться до наших ней, а особый режим охраны документов архива обеспечил относительную сохранность интерьеров.

Обследование церкви было проведено в 2017 году, после чего специалисты разработали проект ее реставрации. Как говорят в КГИОП, судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах. «Когда я первый раз попал в церковь Захарии и Елизаветы, я даже не понял, где нахожусь. Это было небольшое помещение с низким потолком, в котором, однако, ощущалось, что реставраторам есть что поискать, что это совершенно что-то уникальное», — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. 

В интерьерах церкви Захарии и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции. На парусах свода, под слоями побелки, была обнаружена масляная живопись по штукатурке — изображения Николая Чудотворца, апостола Иакова, святых Дмитрия Ростовского и Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого, а также изображения четырех московских святителей — Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.

Сохранился и подлинный наборный паркет, созданный по рисунку Франческо Растрелли — как отмечают специалисты, церковных паркетов по эскизам зодчего больше нигде не осталось. Реставраторы насчитали пять пород дерева — клен, дуб, ясень, светлый и темный орех. В 2018-2019 годах был произведен демонтаж паркета, после чего его передали в мастерскую для последующей реставрации. Она уже подходит к своему завершению — особую сложность представляет удаление из структуры дерева мастики, нанесенной в советский период.

«Мы с уверенностью можем сказать, что это — объект, реализованный Франческо Бартоломео Растрелли,  практически не изменившийся за время существования. Спасибо архиву Ленинградского обкома КПСС, для которого было сделано дополнительное перекрытие и всего лишь забелены лепные композиции и живопись, благодаря чему мы сейчас можем отреставрировать церковь на период Растрелли», — добавляет Сергей Макаров. 

После завершения реставрации здание церкви Захарии и Елизаветы каре Смольного монастыря передадут в пользование Санкт-Петербургскому государственному университету.

Напомним, в октябре 2019 года в интерьерах Нижнего храма Церкви Благовещения на Васильевском острове нашли живопись в стиле «гризайль» начала XIX века. Фрески, обнаруженные реставраторами, выполнены в масляной технике и являются единственными в своем роде — к тому моменту подобные работы не были обнаружены ни в одном из храмов Петербурга.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram — подборка главных новостей за день.
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Санкт-Петербург?
Выберите проект: