18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Знакомьтесь, Егор Крафт – сверхновая звезда мирового медиаарта

Сверхновая звезда мирового медиаарта Егор Крафт делает коллаборацию с искусственным интеллектом, изучает эпидемию информации, криптоэкономику, биотехнологии и задает вопрос: «А что вообще будет дальше с нами, человечеством?» Персональная выставка художника с 9 ноября стартует в галерее Anna Nova. 

Ты ведешь номадический образ жизни, разрываясь между Берлином, Лондоном и Веной, но все же решил сделать выставку в Петербурге, где уже давно громко о себе не заявлял (если не считать участия в сборной экспозиции «Инновация как художественный прием» этим летом в Эрмитаже). Что заставило вернуться в родной город с большим персональным проектом?

Долгое время я принципиально не сотрудничал с галереями и вообще не выходил на рынок искусства, потому что мне хотелось выкристаллизовать свой художественный язык. Так что, на самом деле, я давно готовился к большому персональному проекту. А поскольку я петербуржец и как минимум треть жизни провел в этом городе, было важно в какой-то момент снова оказаться связанным с локальным контекстом и представить проект именно здесь.

Удивительный ответ, учитывая твою степень космополитизма. Ты — редкий художник из России, чье происхождение невозможно считать по творчеству.

Я гораздо комфортнее чувствую себя в международном контексте, но не могу полностью исключить локальный — я учился в Москве в школе имени Родченко и был так или иначе связан с тем, что происходит в России. Но я начинал художественную практику на заре тотальной популяризации технологий, что во многом на нее и повлияло. Поэтому, когда я еще жил в Петербурге, у меня уже формировался профессиональный нетворк мирового масштаба.

Ты работаешь на границе искусства, науки и медиа, а твои проекты зачастую представляют собой исследование, видео или концептуальные объекты. Как чувствует себя художник, никогда не бравший в руку кисточку?

Не знаю, я брал. С детства занимался рисунком и живописью, и я бы не сказал, что закончил эту практику, просто сейчас сфокусирован на других вещах. Если честно, не вижу себя узконаправленным медиахудожником. Так получилось, что круг моих интересов связан с технологиями. В первую очередь по причине того, что вижу в них большой потенциал для трансформаций на всех уровнях жизни, ведь они всегда являлись главным двигателем как общественных, так и культурных процессов. Да, я тотально вовлечен в техно-политический дискурс, но при этом только что принимал участие в Ars Electronica (важнейший фестиваль медиаискусства. — Прим. ред.), где был одним из самых архаичных художников, потому что выступал по большому счету с куском мрамора (имеется в виду проект URL Stone, который представляет из себя каменную плиту с нанесенным адресом местоположения ее же фото в Интернете. — Прим. ред.), а не с какой-нибудь восьмиканальной генеративной медиаинсталляцией.


Искусственный интеллект может быть нам полезен для познания себя

То есть ты не исключаешь возможности, что когда-нибудь наденешь берет, возьмешь в руки кисточку и начнешь рисовать маслом?

Да, и берет я, в принципе, не снимаю давно. (Улыбается.) У меня есть несколько идей проектов, связанных с традиционными формами рисунка, хотя и там не обойдется без участия искусственного интеллекта.

Большую часть времени сейчас ты отдаешь сотрудничеству с искусственным интеллектом, занимаясь проектом Content Aware Studies. Что это за коллаборация?

Мне очень нравится, как ты формулируешь вопрос, потому что да, это действительно коллаборация. Мы имеем дело с другой субъективностью и даже с другой художественностью — с самым настоящим синтетическим интеллектом. Результаты его работы просто ошеломляют своей нечеловечностью, точностью и наглядной реализацией другого способа мышления. Боязнь искусственного интеллекта навеяна поп-культурой — фильмами вроде «Терминатора-2» или «Матрицы». Но мы совершаем фундаментальную ошибку, пытаясь наделить его человеческой субъективностью: те страхи и базовые инстинкты, которыми мы обладаем, ему не присущи. Наши компьютеры больше похожи на флору, чем на фауну, — они представляют собой травку, которая растет сама по себе, но корнями, в земле, друг с другом тесно связана. Думать о том, что эта флора вдруг начнет охотиться, мне кажется неверным. Наоборот, искусственный интеллект может быть нам полезен, в том числе для познания самих себя. Сопоставляя его логические схемы с нашими, мы сможем найти очень интересные закономерности и увидеть человеческое мышление под микроскопом.

 

В Петербурге тебя хорошо знают по проекту Kickback, в процессе которого ты совершил интервенцию в магазин H&M: вернул купленные там футболки, но модифицировал их своими принтами. Были и другие провокации в твоей практике, например, в проекте New Color, когда ты утверждал, что изобрел новый цвет. Зачем тебе это? Очевидно же, что ты не стремишься к славе скандального художника.

Я люблю апеллировать к тексту Николя Буррио «Реляционная эстетика», который пишет о том, что помещение произведения искусства в контекст, где есть возможность возникновения большого количества связей с другими контекстами, — это и есть определенная эстетическая стратегия создания произведения. Я зачастую прибегаю к ней, так как она позволяет выходить за пределы территории искусства, чтобы не создавать вещи в себе, циркулирующие только в арт-пространстве. Как показывает история, именно такие проекты и дают толчок развитию культуры и расширяют поле художественных смыслов.

Akkta — твоя первая персональная выставка в галерее, продающей работы. Раньше ты сотрудничал только с некоммерческими институциями.

Я не отношусь к этому проекту как к выставке в коммерческой галерее, для меня Anna Nova Gallery — активная живая площадка, которая сегодня существует в Петербурге. Я разработал несколько проектов и серий, которые могут быть произведены не только как цифровой контент, но и иметь материальную форму, поэтому интересно представить их в реальном пространстве. Что касается сотрудничества с галереей как коммерческой институцией, я не вижу в этом ничего зазорного. Как и многим художникам, мне гораздо интереснее производить, чем показывать. Галерея дает возможности делать то, что я хочу в данный момент. При всей критике рынка одна из важнейших задач художника — быть живым и работать, а следовательно, выстроить свой путь между двумя центрами, которые часто находятся в конфронтации друг с другом: академией-институцией и арт-рынком.

URL Stone в этом году показали на фестивале медиа­искусств Ars Electronica

URL Stone в этом году показали на фестивале медиа­искусств Ars Electronica

Тебе чуть больше тридцати, а ты уже выставился в Эрмитаже и принял участие в самом влиятельном фестивале медиаискусств Ars Electronica. Что же дальше?

Мне интересно создавать произведения, а где и в каком контексте они оказываются представлены в итоге — второстепенный вопрос. Я, наверное, им не задаюсь, поскольку глубоко погружен в то, что делаю, поэтому самое важное для меня — иметь необходимые инструменты и возможности, чтобы заниматься художественными проектами.

текст: Саша Карпова

фото: Дмитрий Логинов, архивы пресс-служб

Выставка «Ákkta» с 9 ноября по 2 февраля в галерее Anna Nova.

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Октябрь, 2018
Дата события:
9 ноября 2018 года - 2 февраля 2019 года
Места:
Галерея Anna Nova
Люди:
Егор Крафт

Комментарии (0)