18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

От Шагала до Кандинского: Почему нужно идти на выставку экспрессионизма в Русский музей?

Русский музей продолжит серию монографических выставок, посвященных основным течениям пестрого и конфликтного русского искусства первой трети XX столетия, большой экспозицией работ тех, кого сегодня называют экспрессионистами, – от титанов вроде Филонова и Шагала до малоизвестных художников первых революционных десятилетий. «Собака.ru» объясняет, почему открывающаяся 20 сентября экспозиция достойна самого пристального внимания.

В.Е.Татлин "Матрос", 1911 г.

В.Е.Татлин "Матрос", 1911 г.

П.П. Кончаловский "Мост",1911 г.

П.П. Кончаловский "Мост",1911 г.

Экспрессионизм как мощное и пассионарное направление в искусстве модерна возник в самом начале прошлого века, достиг пика в период интербеллума (двух десятилетий от Первой до Второй мировых войн) и ярче всех расцвел в Германии и Австрии. Начавшись с поражения этих стран во всеевропейской бойне, он гибнул в кострах нацистов, уничтожавших «дегенеративное искусство» – полотна Отто Дикса, Эрнста Кихнера Макса Пехштейна, норвежца Эдварда Мунка и других. Экспрессионисты – одни из последних адептов фигуративной живописи, которая воспринималась как грубый и яростный вопль гнева, отвращения, ужаса перед страшным миром насилия и нищеты. В их работах формальные решения – резкие контрастные цвета, кривые линии, намеренно неряшливые мазки, деформированные, искореженные фигуры – вполне в консервативном духе соответствовали содержанию: обращенному к маргиналам, горестному, нигилистическому (в конце 1930-х выраженному поэтессой Мариной Цветаевой знаменитой строкой «в бедламе нелюдей отказываюсь жить»).

В.В. Кандинский "Мурнау. Летний пейзаж", 1909 г.

В.В. Кандинский "Мурнау. Летний пейзаж", 1909 г.

В искусстве русского модерна не было отдельного течения «экспрессионизм». Оглядываясь на сто с лишним лет назад, искусствоведы говорят о довольно широко понимаемом методе или же влиянии мрачной европейской арт-моды на отдельных художников. Легитимацией служит то, что великий наш художник-космополит Василий Кандинский, знался с участниками дрезденской группы «Мост», основоположниками нового горестного стиля, а на рубеже 1990-х и 1910-х стал основателем и идеологом группы «Синий всадник» – более радикальной в уходе от мимезиса, правдоподобия, изображения. На выставке будет экспонирована маленькая картина Кандинского, картон-масло «Мурнау. Летний пейзаж» (1909) – здесь уже почти «беспредметное искусство», кричащих цветов мостик к абстракции, почти отказ от фигуративности.

Н.С.Гончарова "Прачки", 1911 г.

Н.С.Гончарова "Прачки", 1911 г.  

Экспрессионистская ниспровергающая страсть лучше всего наложилась на увлечение отдельных модернистов неопримитивизмом, язычеством, лубком. Особенно это видно в довоенном творчестве главной пары русского авангарда – Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, лидеров сначала «Бубнового валета», а потом более эпатажного «Ослиного хвоста». Ларионов написал почти китчевую по цветам картину «Парикмахер» (события в салонах красоты – один из любимых сюжетов европейских экспрессионистов). Гончарова – «Портрет Михаила Ларионова и его взводного»: дерзкую пародию на официозный жанр парадного портрета.

М. З. Шагал "Красный еврей", 1915 г.

М. З. Шагал "Красный еврей", 1915 г.

М. З. Шагал "Отец и бабушка", 1914 г.

М. З. Шагал "Отец и бабушка", 1914 г.

Среди 350 произведений живописи и графики, выставленных в Корпусе Бенуа, будут и несколько работ совсем отдельных художников, которые выламываются из групповой классификации, но законно причисляются к потоку экспрессионистского искусства в силу контекста и близости мироощущения. Это волшебный плакальщик по распадающемуся изолированному миру бедных еврейских штетлов Марк Шагал с портретом слуцкого раввина в алом лапсердаке («Красный еврей») и щемящей работой «Отец с бабушкой», где деформирующий фигуры гротеск лишь усиливает тревогу и любовь к близким.

П. Н. Филонов "Мужчина и женщина", 1912-13 гг.

П. Н. Филонов "Мужчина и женщина", 1912-13 гг.

П. Н. Филонов "Перерождение интеллигента", 1914-1915 гг.

П. Н. Филонов "Перерождение интеллигента", 1914-1915 гг.

П. Н. Филонов "Победитель города", 1914-15 гг.

П. Н. Филонов "Победитель города", 1914-15 гг.

Павел Филонов, духовидец и ненавистник городов, вряд ли бы обрадовался причислению себя пусть и к косвенным сторонникам экспрессионизма – художественного нарратива об ужасе и бездушии мегаполисов. Использующий евангельские мотивы Филонов ведет последовательную антицивилизационную линию от пугающих картин «Мужчина и женщина» и «Перерождение интеллигента» к утопической акварели «Победитель города», герой которой покончил с властью машин и вернулся к природе.

Б.Д.Григорьев "Портрет В.Э.Мейерхольда", 1916 г.

Б.Д.Григорьев "Портрет В.Э.Мейерхольда", 1916 г.

Помимо экспрессионистических работ «звезд» русского авангарда, огромная выставка в Русском музее покажет и потайные драгоценности: «богемные» полотна Ольги Розановой про рестораны и кафе, где прожигаются жизни потерявших все на свете; потрясающий портрет поэта, эстета, «русского мистера Уайльда», изможденного и испуганного революцией Михаила Кузмина, написанный Юрием Анненковым в смешанной экспрессионистско-кубистической манере, нежные и наивные полотна «художественных погромщиков» братьев Бурлюков, совершенно декадентское женское лицо кисти молодого Дайнеки, футуристические книги с искусными и тревожными гравюрами, безумные агитплакаты первых лет советской власти и много всего другого. Целый разноречивый и многоцветный мир, смятый в начале 1930-х катком розовощекого, китчевого тоталитарного искусства.

Текст: Артем Лангенбург

Выставка с 20 сентября по 19 ноября в Корпусе Бенуа.

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
20 - 19 сентября 2018 года
Места:
Русский музей. Корпус Бенуа

Комментарии (0)