18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Юлия Мусина: «Муж говорит, что от моих постов в соцсетях скоро все клиенты разбегутся»

Совладелица архитектурного бюро «Проспект» создает очень узнаваемые интерьеры. Они выглядят странно, причудливо, иронично: не то кэрроловская Страна чудес, не то восточный базар.

Юлия Мусина в архитектурном бюро Prspkt

Юлия Мусина в архитектурном бюро Prspkt

Архитектурное бюро Prspkt. Кабинет Юлии

Архитектурное бюро Prspkt. Кабинет Юлии

В своем инстаграме вы пишете интересные – и местами очень едкие посты о работе. Соцсети для вас – история про личный бренд или про удовольствие?

О да, я пишу как бог! Муж даже говорит мне: «Завязывай с этим, скоро все клиенты разбегутся от твоих постов». (Смеется.) После каждой публикации мне стабильно прилетает от двух-трех человек с возмущением: «Это про меня, да?» Изначально я заводила инстаграм для личного бренда, но теперь уже не понимаю – работает он на меня или против. То есть работает, конечно – но не так, как ожидалось. На этапе инстаграма отсеиваются клиенты, с которыми мы на разных волнах. И это классно. Раньше бывало такое, что приходили совсем не мои люди, мы начинали общаться – и упирались в полное непонимание. У меня мусорный язык, легкомысленное поведение – культур-мультур не хватает, как говорит моя мама. А если клиент читает меня, то уже примерно предполагает, чего ему ждать. Я даже думаю – может, начать писать еще откровеннее? Чтобы полностью ушел не мой контингент. Сейчас звонков с предложением работы много, но по факту половина этих звонков – да какая половина, процентов семьдесят – оказываются нецелевыми.

Почему?

Часто не хватает масштаба. Делать проект условной однушки мне неинтересно: я понимаю, что не смогу развернуться на этих тридцати квадратах. Там нужен будет жесткий функционал и эстетика трансформеров. Не беру коммерческие интерьеры для торговли, медицины, спорта – это совсем не мое. Еще многие, когда видят трешовый, перегруженный дизайн, в котором я живу и работаю, говорят: «Юля, мне так не надо». Конечно, ко мне можно обратиться и за более понятным, современным стилем. Почему нет, если есть такой запрос? Но я всегда стараюсь уговорить клиента на какие-то фишки, предметы искусства, антиквариата. Моя любимая тема, отдушина – этнические интерьеры и декор.

Фрагмент интерьера дачи Юлии и ее мужа Александра Сафарова в Таптыково

Фрагмент интерьера дачи Юлии и ее мужа Александра Сафарова в Таптыково

Дача в Таптыково, гостиная

Дача в Таптыково, гостиная

Дача в Таптыково, спальня

Дача в Таптыково, спальня

Дача в Таптыково, ванна

Дача в Таптыково, ванна

А зачем они приходят к вам, если у вас разные представления о стиле?

По рекомендациям. Моя сильная сторона в том, что и я, и наши сотрудники стараемся реализовывать каждый объект до последнего. Пока клиент не выгонит нас, не скажет: «Все, я уже здесь живу, идите отсюда» – я буду держать в голове этот интерьер. Даже сейчас у меня есть проект, который закончился полгода назад. Но когда я вижу на «Авито», в инстаграме или где-то в магазине антикварные крючки, полочку, которая туда идеально вписывается – сразу кидаю ссылку клиенту. Я уже ничего не заработаю на этом и даже, возможно, не буду фотографировать для портфолио. Но мне интересно довести до завершения. 

Когда клиент интеллектуал со вкусом, ему можно простить дефекты характера

Как не выгорать от постоянного общения с людьми?

А я выгораю, бывают неприятные моменты. Витаминки вот пью, магний D3. Кстати, мне их заказчик подарил на Новый год – видимо, хочет, чтобы на его объекте работал здоровый и адекватный дизайнер. (Смеется.)

И как, помогает?

Не очень. (Смеется.)

Интерьер офиса в дореволюционном особняке в центре Уфы

Интерьер офиса в дореволюционном особняке в центре Уфы

Интерьер студии колористики Brunettes/Blondes

Интерьер студии колористики Brunettes/Blondes

Интерьер квартиры на Верхнеторговой площади

Интерьер квартиры на Верхнеторговой площади

Бывает такое, что разногласия с клиентом обнаруживаются уже в процессе работы?

Обычно все понятно с первого телефонного звонка. Даже с первого сообщения в ватсапе. Когда человек пишет: добрый день, точка. Вторая фраза: я купил квартиру. Я думаю: ну здорово, поздравляю. И третий вопрос: сроки и цена? Тут я начинаю закипать. Муж говорит мне: «Почему ты так реагируешь на ватсап?» Да потому что он мне улыбочку не поставил! Неужели так сложно написать: «Здравствуйте, Юля! Мне нравятся ваши работы. Хочу сделать объект в таком-то ключе». Вот за такое начало разговора я сделаю скидку, пойду клиенту навстречу, прощу ему опоздание и многие другие вещи. А когда общение начинается в стиле «добрый день, точка, цена» – я понимаю, что это будет односторонняя потребительская история. Я все-таки за комфортные отношения во время проектирования и реализации. Но есть еще такой момент: если сам объект мне интересен – к примеру, квартира в историческом доме, уникальный антиквариат, фамильное искусство, продвинутый заказчик с американским винтажом – то я его возьму. Потому что мне интересно поработать с чем-то необычным: в Уфе редко выпадает такая возможность. Тут уж могу закрыть глаза на отсутствие реверансов. 

Фейки – это боль нашего провинциального дизайна

Еще разногласия могут возникнуть из-за того, что люди переоценили свои ресурсы на старте. Иногда заказчики понимают, что не могут купить понравившуюся вещь в оригинале – и просят меня подобрать копию. Это очень печально. Когда отсылаешь фотосъемку в профессиональный журнал, первый вопрос редактора: сколько здесь реплик? Фейки – это боль нашего провинциального дизайна. Часто вижу классные работы в инстаграме, но фейки губят все. Правда, мы не можем совсем их не использовать. Дело в том, что Уфе невозможно найти доступные бренды – более демократичные по цене, но при этом интересные. Их просто нет в магазинах, классные вещи приходится вылавливать на зарубежных сайтах и в инстаграме. А заказные позиции – это всегда гадание по фото: никогда не знаешь точно, что тебе придет.

Яркость на максимум: интерьер дачи в Таптыково

В дизайнерской тусовке в Уфе принято дружить или конкурировать?

Не знаю, лично я общаюсь и дружу со многими. С большинством местных дизайнеров у меня разные жанры. Я все мечтаю окончательно уйти к своим национальным татаро-башкирским корням. Ведь у нас бешеный национальный колорит! И совершенно не раскрытый: пчела, шестиугольник, курай – вот и все визуальные акценты, которые принято использовать. Причем всегда в лоб, без стилизации и интеллектуального подтекста. Такие явно туристические элементы, которые сложно использовать в реальном интерьере. А ведь местная культура очень богата на орнаменты, вышивку, ткачество, самобытную резьбу по дереву – и ничуть не уступает в этом другим этническим республикам.

Личная коллекция Юлии

Личная коллекция Юлии

«Яблоко», Coco keramika

«Яблоко», Coco keramika

Есть тренды в дизайне, которые вас раздражают?

Раздражают не тренды, а подход: когда все делают одно и то же. Ты можешь открыть любой дизайнерский журнал и увидеть три идентичных проекта, причем первый находится в Самаре, второй в Перми, третий в Екатеринбурге. А выглядят так, будто их делал один человек. Для меня это странно – но, скорее всего, спрос диктует предложение. Еще удивляет, когда интерьеры ставят на поток. Недавно я спросила у знакомого дизайнера, сколько объектов в год он делает. Тридцать, говорит. Тридцать Карл! Три проекта в месяц? Мой потолок – пять-шесть проектов в год. С детальной проработкой, непрерывными консультациями, огромным количеством задействованных сотрудников и подрядчиков. В моем случае увеличить это число просто невозможно, иначе пострадает качество реализации.

Какой у вас средний срок реализации объекта?

Квартиру в сто квадратов делаю за полтора года. Четыре месяца на проект и год с лишним на ремонт – это хороший, здоровый срок. Дом – два года минимум. Приличный ресторан – год. Меня убивает, когда человек звонит и говорит: есть бригада, нужен дизайн за две недели. Как он себе это представляет? Неужели его устроит такое качество проработки? Разве он готов потратить свои ресурсы и будущий комфорт на столь непродуманный и сырой продукт?

Образ из прошлого: современный интерьер в дореволюционном особняке

Может быть, он просто не разбирается в вопросе.

То есть с моей стороны нужна бесплатная экспресс-лекция по дизайн-проектированию – по сути, год обучения за час. Честно говоря, у меня уже не хватает терпения для такого. Раньше я с огромным удовольствием все объясняла. Год преподавала на архитектурном факультете, мне нравилось общаться со студентами. А потом поняла: все, больше не могу. Я люблю не давать информацию, а поглощать ее: из всего, что меня окружает, выхватываю какие-то фишечки, шучки, детали. А потом применять их в наших объектах. Этакий личный эгоизм. Думаю, за него нужно благодарить мое художественное образование. И этим я выгодно отличаюсь от архитекторов – у меня другое мышление. Но в то же время отличаюсь от художников – потому что по второму образованию я архитектор. Это сочетание в моем случает дает идеальный результат. Знаете, есть такая фраза: бедные берегут деньги, а богатые – время. Очень хочется беречь время – для действительно «своих» клиентов, объектов, семьи. Сейчас это стало особенно актуально.

Материал из номера:
Март 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: