18+
  • Светская хроника
  • Спецпроекты
  • Репортажи
Репортажи

Салют, «Полтава»! Экскурсия на воссозданный исторический линкор

Лекция Льва Лурье о Петре I и рассказ директора исторической верфи Андрея Грошикова с осмотром «Полтавы» — участникам нашей экскурсии в рамках проекта «Люди для города» очень повезло! Среди гостей были Мария Грудина,  Владимир Бродарский, главный редактор сайта sobaka.ru Михаил Стацюк, блогеры Екатерина Кубрякова, Лилия Павлова и другие.

Групповое фото у корабельного колокола

Групповое фото у корабельного колокола

Автобус с брендингом проекта снова на улицах города

Автобус с брендингом проекта снова на улицах города

Понять Петра I не как государственного деятеля из учебника истории, а как человека — такому в школе не учат. Лев Яковлевич Лурье целый час рассказывал нашим экскурсантам о царе-плотнике, предваряя осмотр воссозданного при поддержке ПАО «Газпром» первого крупного парусника Российского флота 54-пушечного линкора «Полтава». (Пушки — это важно, ведь одна из них в конце выстрелила.)

Лев Лурье

Лев Лурье

Лилия Павлова и Владимир Бродарский

Лилия Павлова и Владимир Бродарский

Историческая верфь «Полтава», где стоит судно, располагается рядом с Лахта Центром

Историческая верфь «Полтава», где  стоит судно, располагается рядом с Лахта Центром

«Петр I — один из самых странных исторических деятелей в истории не только России, но и человечества. Это шекспировская фигура, где добро и зло соединяется причудливым образом, — так начал лекцию Лев Яковлевич. Жестокость и самоотверженность, деспотичность и демократичность, практичность и безудержная молодецкая удаль — противоречивый характер первого российского императора предстал в увлекательных историях и тонких ассоциациях. — Когда Петр говорил, что он может построить корабль от кормы до корабельной рубки и мачт своими руками, — это правда. И главная его корабельная специальность была плотник, и поэтому он царь-плотник. Еще в юности он поставил себе задачу научиться кораблестроению. И в 1697 году он прибывает в Голландию и сначала проводит неделю в Саардаме, а потом на верфях Амстердама. Но хотя он выдавал себя, как известно, за Петра Михайлова, он был такая дылда и так странно себя вел, что всем было понятно, что это русский царь, и на него смотрели как «по улице слона водили». Понимая, что Голландия маленькая и ему никак не спрятаться, он завершает свое образование в Великобритании на королевских верфях, где уже я бы сказал, выходит более или менее в корабельные инженеры, то есть учится читать чертеж.

В Петре, конечно, было невероятное обаяние, связанное с «на троне вечный был работник». У него не было Dolce Far Niente, да, сладкого ничегонеделания. Он вообще этого не понимал. И еще ему было свойственно полное отсутствие социального чванства. В строительстве корабля «Полтава» с 1709 по 1712 год он участвовал в качестве одного из плотников, вернее, бригадира команды плотников».

Андрей Грошиков может рассказать о каждой доске, которая пошла на постройку «Полтавы»

Андрей Грошиков может рассказать о каждой доске, которая пошла на постройку «Полтавы»

Екатерина Кубрякова

Екатерина Кубрякова

Мария Грудина с дочерью. Гамаки предназначались для сна членов команды

Мария Грудина с дочерью. Гамаки предназначались для сна членов команды

Владимир Бродарский в роли Петра I

Владимир Бродарский в роли Петра I

В трюмах были очень низкие потолки. Об этом надо помнить, когда ходишь по судну

В трюмах были очень низкие потолки. Об этом надо помнить, когда ходишь по судну

На корме изображена история древнегреческого Беллерофонта. Балкон украшен двуглавым орлом, держащим карты четырех морей – как на штандарте Петра I

На корме изображена история древнегреческого Беллерофонта. Балкон украшен двуглавым орлом, держащим карты четырех морей – как на штандарте Петра I

Погрузившись в исторический контекст, гости уже со знанием дела знакомились с кораблем. Директор исторической верфи «Полтава» Андрей Грошиков рассказал, у кого возникла идея реконструировать корабль, где историки и энтузиасты искали чертежи, как добывали по всей стране правильное дерево для строительства и приспосабливали к XXI веку технологии петровского времени, а заодно и верфь строили.

 

Маленькая низкая дверь ведет в камбуз

Маленькая низкая дверь ведет в камбуз

Адмиральский балкон

Адмиральский балкон

Прообразами для восковых фигур послужили строители корабля

Прообразами для восковых фигур послужили строители корабля

Музей будет наполнен антикварными и реконструированными предметами морского быта

Музей будет наполнен антикварными и реконструированными предметами морского быта

Интересно, что проблемы у нынешних корабелов были почти те же, что и у царя-плотника: нехватка материалов и специалистов. Справились: материалов в конце концов хватило, а те, кто строил корабль, стали доблестной командой линкора.

Нос украшен фигурой льва

Нос украшен фигурой льва

Корабельный колокол

Корабельный колокол

Мария Грудина

Мария Грудина

Екатерина Акулич, Михаил Стацюк, Мария Грудина, Леонтий Касаткин

Екатерина Акулич, Михаил Стацюк, Мария Грудина, Леонтий Касаткин

Михаил Стацюк

Михаил Стацюк

Леонтий Касаткин и офицерские запасы вина

Леонтий Касаткин и офицерские запасы вина

Подробности можно узнать в нашем материале о воссоздании «Полтавы». А гости экскурсии увидели все своими глазами: и адмиральский салон — самое красивое помещение на корабле,  и кают-компанию, и камбуз, и гондек — главную оружейную палубу, где рядом с пушками спали вахтенные матросы, и даже оружейную с винной, где стоят большие пыльные бочки, в которых хранится стратегический запас вина.

Мария Грудина и Михаил Стацюк

Мария Грудина и Михаил Стацюк

Екатерина Кубрякова, Владимир Бродарский и Лилия Павлова знакомятся со снастями

Екатерина Кубрякова, Владимир Бродарский и Лилия Павлова знакомятся со снастями

Лилия Павлова. На корабле много красного цвета: это была самая прочная краска. А еще на красном меньше заметна кровь, которой лилось в боях много

Лилия Павлова. На корабле много красного цвета: это была самая прочная краска. А еще на красном  меньше заметна кровь, которой лилось в боях много

Ольга Сидоровская

Ольга Сидоровская

Здесь царит атмосфера XVIII века — удивительная в своей аутентичности: с восковыми фигурами капитана и команды и даже крысами (впрочем, раз они на месте, то и паруснику ничего не угрожает), с интересными предметами, которые музейная команда собирает и реконструирует к открытию на корабле необычной экспозиции. В ней не будет привычных витрин и табличек «Руками не трогать» — здесь все будет настоящим: на палубах зазвучат звуки боя, камбуз наполнится ароматом еды. Гость сможет почувствовать себя матросом петровского флота. История состоит из историй, и прошлое оживает, если их можно примерить на себя.

Сначала пушку надо подвинуть к борту

Сначала пушку надо подвинуть к борту

Это не пластиковая имитация, а настоящая чугунная пушка. 54 пушки было отлито специально для корабля

Это не пластиковая имитация, а настоящая чугунная пушка. 54 пушки было отлито специально для корабля

Забить порох и запалить фитиль старинной пушки не так просто, как кажется

Забить порох и запалить фитиль старинной пушки не так просто, как кажется

Конечно, сейчас ядрами не стреляют, но звук получается громкий

Конечно, сейчас ядрами не стреляют, но звук получается громкий

Владимир Бродарский

Владимир Бродарский

Финальным аккордом экскурсии стал залп пушки, которую продемонстрировал канонир «Полтавы», не оставив равнодушным никого из гостей.  

Екатерина Кубрякова

Екатерина Кубрякова

Лилия Павлова

Лилия Павлова

Владимир Бродарский

Владимир Бродарский

Михаил Стацюк

Михаил Стацюк

«Полтава» вскоре станет центральным экспонатом большого современного культурно-исторического центра, строительство которого начато рядом с Парком 300-летия Санкт-Петербурга. Планы впечатляют! В подводной части здания расположатся выставочные залы и площадки для проведения интерактивных занятий и мастер-классов. Здесь будут показывать уникальные экспонаты морской археологии, поднятые со дна экспедициями «Центра подводных исследований» Русского географического общества, проводить тематические выставки, связанные с Петром Первым, устраивать исторические инсталляции и реконструкции. Словом, в городе появится еще одна яркая достопримечательность. И, конечно, надеемся, что мы придем сюда одними из первых.

Ищите наш брендированный автобус на улицах города: будут новые экскурсии и репортажи о них.

Фото: Александр Попов

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Комментарии (0)