18+
  • Светская хроника
  • Спецпроекты
  • Репортажи
Репортажи

Что сейчас происходит в покоях Екатерины II

Екатерина Смольникова, Яна Милорадовская, Людмила Каплун, Николай Гонтарь, Никита Мурузин и другие побывали в Царском Селе, чтобы познакомиться с ходом реставрации в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, где стартовал проект «Екатерина II. Личное пространство», который реализуется при поддержке ПАО «Газпром».

Елена Запрудина, Николай Гонтарь, Никита Мурузин

Елена Запрудина, Николай Гонтарь, Никита Мурузин

Экскурсия по сложившейся традиции началась в нашем брендированном автобусе, который многие уже заметили в городе. По дороге Никита Мурузин рассказал собравшимся об истории Царского Села. Блогер-искусствовед, он изнутри знаком с работой музея: еще во время учебы в академии им. Штиглица проходил там практику и успел вникнуть в работу множества отделов, соприкоснуться с предметами, подробно изучить дворцово-парковый комплекс, экспозиции и павильоны. С тех пор Никита следил за всеми этапами реставрации и, кстати, не раз его фотографии из церкви Воскресения Христова и Лионского зала появлялись на сайте sobaka.ru.

Екатерина Смольникова

Екатерина Смольникова

Яна Милорадовская

Яна Милорадовская

Никита Мурузин

Никита Мурузин

«Царское Село является, возможно, самой важной и наполненной из загородных резиденций, — начал свой рассказ Никита. — В его архитектуре и убранстве отразились эпохи правления почти каждого из императоров от Петра I до Николая II, так что ее содержанию уделялось больше средств и внимания. Во время Великой Отечественной войны практически все превратилось в руины. Удалось эвакуировать самые ценные произведения: предметы декоративно-прикладного искусства, картины, фарфор. Но все, что находилось в самом здании дворца, и все, что не успели эвакуировать, исчезло. Война уничтожила то, что составляло его убранство: паркеты, шелковую обивку стен, резьбу, иконы. Восстановительные работы начались уже летом 1944 года и с тех пор идут практически непрерывно. Последние годы возрождение великих интерьеров проходит при поддержке ПАО “Газпром”. В 2019 были открыты церковь Воскресения Христова и Лионский зал, сейчас начались работы, в ходе которых будет воссоздано восемь комнат 2-го этажа Зубовского флигеля».

Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова и директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов

Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова и директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов

Во дворце гостей встретили главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова и директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. С такими замечательными экскурсоводами блогеры отправились знакомиться с таинством реставрации.

Мария Рядова рассказала об истории церкви Воскресения Христова

Мария Рядова рассказала об истории церкви Воскресения Христова

Николай Гонтарь

Николай Гонтарь

Новые элементы декора не покрыты позолотой, чтобы каждый мог увидеть, где подлинники, а где – воссоздания на месте утрат

Новые элементы декора не покрыты позолотой, чтобы каждый мог увидеть, где подлинники, а где – воссоздания на месте утрат

Людмила Каплун

Людмила Каплун

Борис Игдалов подробно объяснил, как выполнялась позолота

Борис Игдалов подробно объяснил, как выполнялась позолота

Борис Игдалов. Над реставрацией церкви Воскресения Христова работала слаженная команда ученых, искусствоведов, художников, мастеров

Борис Игдалов. Над реставрацией церкви Воскресения Христова работала слаженная команда ученых, искусствоведов, художников, мастеров

Екатерина Смольникова

Екатерина Смольникова

Уникальный барочный интерьер церкви сохранил подлинную отделку XVIII века, в которых безошибочно угадывается рука Растрелли. Интерьер сильно пострадал во время пожара в 1820-м году, и его возвращением к жизни занимался архитектор Стасов, который не стал переделывать помещение в соответствии с модными веяниями, а восстановил первоначальный декор. Правда, утраты позолоченной деревянной резьбы Стасов заменил более экономичным и технологичным для своего времени материалом — папье-маше. До наших дней убранство дошло в плачевном состоянии, ведь бумага — материал капризный, но за четыре года реставраторы смогли восстановить интерьер. Здесь применен редкий для нашей страны метод консервации, при котором оставляют видимыми все поновления и воссозданные элементы. 

Николай Гонтарь

Николай Гонтарь

Леонтий Касаткин

Леонтий Касаткин

Никита Мурузин

Никита Мурузин

В Лионском зале экскурсанты смогли понаблюдать за самим процессом работы. Сейчас там завершается монтаж порталов балконных дверей из лазурита, поэтому бронзовая люстра скрыта чехлом, а стены знаменитого лионского шелка тщательно закрыты. Использование лазурита в интерьере — это совершенно необычный прием и достаточно редкий, ведь это очень дорогой камень. Облицовка выполнена в технике русской мозаики.

Людмила Каплун снимает лазуритовый портал, чтобы показать его подписчикам своего канала @petersburg_with_luda

Людмила Каплун снимает лазуритовый портал, чтобы показать его подписчикам своего канала @petersburg_with_luda

Этап производства бронзового декора из Лионского зала

Этап производства бронзового декора из Лионского зала

Екатерина Смольникова, Никита Мурузин и Борис Игдалов. Камень нарезают на пластины и тщательно подгоняют друг к другу, чтобы создалось ощущение

Екатерина Смольникова, Никита Мурузин и Борис Игдалов. Камень нарезают на пластины и тщательно подгоняют друг к другу, чтобы создалось ощущение монолита

Ткань, которая и дала имя залу, была, конечно, утрачена во время войны, но в архивах обнаружились записи о заказе, сделанном на фабрике «Лами и Жиро», и в наши дни на мануфактуре Prelle, преемнице фабрики, была выткана такая же ткань. «В жизни любого музея — это редкая удача. Это не просто обращение к тем же технологиям, но и к тому же поставщику, — отметила Мария Рядова. — И, конечно, низкий поклон ПАО “Газпром” и фонду ENGIE, благодаря которым и состоялась вся эта грандиозная история».

Люстра, стены в Лионском залена время монтажа порталов закрыты

Люстра, стены в Лионском залена время монтажа порталов закрыты

Екатерина Смольникова, Никита Мурузин, Борис Игдалов и путти с каминов в Лионском зале

Екатерина Смольникова, Никита Мурузин, Борис Игдалов и путти с каминов в Лионском зале

Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» рассказала, какие работы предстоит выполнить до конца этого года в Лионском зале, чтобы он предстал перед публикой во всем своем великолепии и сиянии. В работе двери из ценных пород дерева с перламутром и огромные камины, облицованные лазуритом. Они уже почти готовы. Кроме лазурита, камины украшены путти из каррарского мрамора. Несколько фигур чудом уцелело в пожаре войны, они хранились в фондах. Мастера воссоздали недостающие детали сначала из мягкого материала, потом — из гипса, а дальше путти будут высечены из мрамора и композиция возвратится на место.

Кирпичная кладка в Зубовском флигеле сейчас освобождается от поздних наслоений

Кирпичная кладка в Зубовском флигеле сейчас освобождается от поздних наслоений

Блогеры побывали и в святая святых — в залах Зубовского флигеля, где сейчас завершается подготовительный этап реставрации. Эти шедевры эпохи классицизма были созданы по проекту Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. При их отделке были применены исключительные по своей ценности материалы — натуральный камень, серебро, цветное и гравированное стекло, фарфор «бисквит», керамика, живопись, бронза, наборные паркеты. Работы предстоят очень сложные, ведь некоторые технологии полностью утрачены. Но пока здесь кирпичные стены и только по предвоенным фотографиям, уникальным дореволюционным автохромам и старинным акварелям можно представить, какие красоты предстоит воссоздать мастерам.

Реставраторам предстоит снова вдохнуть жизнь в эти стены

Реставраторам предстоит снова вдохнуть жизнь в эти стены

Мария Рядова. Так пока выглядит Туалетная Екатерины II

Мария Рядова. Так пока выглядит Туалетная Екатерины II

В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма

В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма

Иконографический материал для воссоздания интерьеров Зубовского флигеля – старые фотографии, автохромы, акварели.

Иконографический материал для воссоздания интерьеров Зубовского флигеля – старые фотографии, автохромы, акварели.

«Подготовительный этап — наверное, не очень заметный, но чрезвычайно важный, — объяснил гостям Борис Игдалов. — Инженерия — работа с электрическими сетями, отоплением и другими системами жизнеобеспечения. Потом черные полы, оконная столярка, новые деревянные панели. И постепенно мы приблизимся к декору. На стадии завершения — реставрационные проекты Туалетной и Рафаэлевской комнат, разрабатывается проект воссоздания Китайского зала. Специалисты вносят уточнения в проектные решения Купольного и Зеркального залов. Ведутся альфрейные работы по деревянным колоннам Купольного зала. Согласована модель лепных панно в Купольном зале. Практически наполовину восстановлен подлинный паркет Зеркального кабинета. У реставраторов большая и сложная задача — миллиметр за миллиметром воссоздать и вернуть человечеству изумительно искусные по отделке интерьеры личных комнат Екатерины II».

Майолики из Зеркального зала Зубовского флигеля

Майолики из Зеркального зала Зубовского флигеля

Работа над рамой зеркала из Лионского зала

Работа над рамой зеркала из Лионского зала

Возрождение золоченых рам

Возрождение золоченых рам

Яна Милорадовская в мастерской

Яна Милорадовская в мастерской

Екатерина Смольникова и Борис Игдалов. Царскосельская янтарная мастерская занималась восстановлением Янтарной комнаты

Екатерина Смольникова и Борис Игдалов. Царскосельская янтарная мастерская занималась восстановлением Янтарной комнаты

Шахматы «Ледовое побоище», выполненные в Царскосельской янтарной мастерской. На доске нет ни одной одинаковой фигуры. Короб сделан из дерева с

Шахматы «Ледовое побоище», выполненные в Царскосельской янтарной мастерской. На доске нет ни одной одинаковой фигуры. Короб сделан из дерева с инталийными вставками и янтарными резными гербами. Янтарь, дерево, серебро, бронза, позолота, золоченая фольга

Как происходит возрождение памятника гости наблюдали в Царскосельской янтарной мастерской, где Борис Игдалов показал им работу камнерезов, лепщиков, позолотчиков и мастеров по металлу. Блогеры смогли прикоснуться (иногда даже в прямом смысле слова) к подлинным шедеврам и познакомиться с технологиями работы разных специалистов.

Полностью завершить проект «Екатерина II. Личное пространство» планируется в 2023. А до этого времени мы побываем в Екатерининском дворце еще не раз, чтобы рассказать о том, как возвращаются к жизни шедевры.

Фото: Михаил Вильчук

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.

Комментарии (0)